Главная
Конференции
Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования
Особенности развития художественно-творческих способностей детей дошкольного воз...

Особенности развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор(-ы):

Понаморева Валерия Сергеевна

Шевцова Марина Владимировна

Азанович Анна Александровна

15 ноября 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольный возраст
художественно-творческие способности
развитие

Аннотация статьи

В статье представлены проблемы условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, обозначены современные задачи, выдвигающие на первый план развитие творческого начала ребенка. Рассмотрен дошкольный возраст как сензитивный период для развития творческих способностей, поскольку именно в этот период формируются предпосылки для их развития.

Текст статьи

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результаты.

Анализируя постановку вопроса о художественном творчестве детей, его возникновении и развитии, можно выделить направления в их решении. В одном случае источник творчества видится во внутренних самозарождающихся силах ребенка, т. е. творческие способности рассматриваются как возникшие спонтанно, а, следовательно, они неуправляемы, педагогически направленное формирование их невозможно.

Многие дети, владеющие основами изобразительной деятельности, не обладают достаточно осознанными образными представлениями о явлениях действительности. Констатирующее обследование детей дошкольного возраста показало, что только 24% диагностируемых проявляют способность чувствовать эмоциональный характер явлений действительности и выделять выразительное в окружающем мире (любоваться миром); 88% детей не оценивают адекватно свои творческие возможности. У этой же группы отсутствует социальная мотивация реализовать себя, недостаточно развита творческая инициатива. Они не умеют занять достойное место в коллективе, раскрыть другим ценность замысла и исполнения своей работы, не уверены, застенчивы, внутренне зажаты.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы. В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важное достижение детей – овладение композицией с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой.

Исследования показали, что дети дошкольного возраста способны воспринимать художественный «язык» разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове, музыке, движении. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности: игра, рисование, лепка и др.

Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый, его педагогическая позиция, креативность, личность его в целом. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей, но и в процессе организации и руководства деятельностью детей следует обогащать представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение и т.д. Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.

Определены способности и умения, необходимые для создания художественного образа старшими дошкольниками: умение передавать обобщённую образность предметов, эмоционально и эстетически осмысливать, сочетать форму и содержание. Дети могут сделать самостоятельный выбор художественно-выразительных средств (согласно замыслу). В изобразительной деятельности это гармоничное цветовое решение в соответствии с темой и эмоциональным отношением к изображаемому; зависимость изобразительных материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа. В музыкальной – возможность передавать образ в музыкально-ритмических движениях, подобрать музыкальный инструмент и музицировать на нем; отображать отношение и музыкальные впечатления в рисунке, поделке, сочиненном стихотворении. В литературной и театрализованной деятельности использует средства языковой, интонационной выразительности. Дети активны и инициативны в процессе собственной деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать художественный «язык» разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы.

Список литературы

  1. Кудина, Г. Н. Как развивать художественное воспитание у дошкольников. [Текст] / Г. Н. Кудина. – М.: Мысль, 2006. – 188 с.
  2. Леонтьев, А. Н. Психологические основы детской игры [Текст] / В кн.: Проблемы развития психики. – 3-е изд. – М., 1972. – С. 472-500.
  3. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. [Текст] – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

 

Поделиться

153

Понаморева В. С., Шевцова М. В., Азанович А. А. Особенности развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста // Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 нояб. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 86-88. URL: https://apni.ru/article/7448-osobennosti-razvitiya-khudozhestvenno

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая