Актуальность. На этапе дошкольного детства одна из важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин.
Ответственность взрослых заключается в том, чтобы помочь ребенку войти в этот мир с максимальной пользой и минимальным риском. Обучение дошкольников безопасному поведению на дороге должно осуществляться несколькими способами. Прежде всего, это непосредственное познание окружающего мира, входе которого дети активно знакомятся с различными дорожными условиями, распознают предметы, явления, поведение людей, взаимоотношения, анализируют эти взаимоотношения и делают выводы. Второй метод заключается в познании реальности через рассказы родителей, педагогов, чтение художественной литературы, просмотр теле передач, киноплёнки видеороликов, через подвижные игры, используя различные фотографии, иллюстрации, атрибуты и личные примеры взрослых. И, наконец, посредством специальной работы по формированию двигательных навыков и перцептивных установок, которые важны для безопасного поведения ребенка.
Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет снизить уровень дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплины и организованности должно начинаться в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся нормой будущего поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста существует разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют контролировать свое поведение. В то же время они с раннего возраста очарованы разнообразием окружающего мира: домами, улицами, движущимися по ним пешеходами и автомобилями. Но наблюдение за уличной жизнью само по себе не гарантирует формирования правильного представления о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные сами себе, редко задумываются о реальной опасности на дороге. Они переоценивают свои способности и считают себя быстрыми и маневренными, потому что не могут правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость. Дети не обладают способностью предсказывать потенциальные опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать навыки осознанного безопасного поведения на улице.
Формирование культуры безопасного поведения на улице у детей следует начинать с ранних лет, они легко усваивают правила и могут избежать опасных ситуаций, сохранить свою жизнь. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. От того, насколько усвоит правила дорожного движения и станет выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его память и жизнь. Именно, благодаря проектной деятельности взаимодействие с родителями приобретает качественный характер. Главное в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимых знаний и навыков, и использование их в повседневной жизни. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.