Каждая эпоха диктует новые задачи социального развития личности в соответствии с разными условиями жизни общества.
В 60-х – 80-х годах ХХ века в стране была создана государственная система внешкольной работы для воспитания самообразования учащихся, которая не имела аналогов в мире. Сформировалась своеобразная «сфера детского досуга», которая позволяла удовлетворять разнообразные потребности и интересы учеников. В различных по тематике и направленности объединениях для профессиональной ориентации школьников были организованы условия через занятия. Сложилась система педагогической поддержки и становления детей через систему клубов и разнообразных форм работы пионерского и комсомольского актива, через участие учащихся в социально-значимых мероприятиях.
Программа специальных мероприятий создала благоприятные условия для развития системы внешкольного и дополнительного образования школьников.
В стране был накоплен уникальный педагогический опыт обучения учащихся в системе внеурочного и внешкольного дополнительного образования в мировой педагогической практике. Эффективность педагогического руководства развития самообразования детей, формирования их творческих способностей, активности и отдыха учеников вне школы в 60-е - 80-е годы ХХ века была признана обществом [5].
В этот период учёные-педагоги разработали концепции, которые способствовали решению основных задач школьного образования – вооружить молодое поколение системой методов самообразования, рационально использовать научную и общекультурную информацию в процессе интеллектуального и культурного развития школьников [1, 2]. В исследованиях учёных можно выделить основные направления развития самообразования школьников в 60-х - 80-х годах ХХ века: самообразовательная деятельность детей в процессе обучения в школе, внеклассном и дополнительном образовании, педагогическое руководство самообразованием.
Самообразование учащихся в учебной деятельности 60-х - 80-х гг. ХХ века условно делилось на младший, средний, старший школьный возраст:
- ученики входили в учебную деятельность, последовательно овладевали учебными задачами и действиями, развивали умения оценивать свои результаты и самоконтроль. В этот период формировался первый уровень самообразования - интерес к дополнительным источникам знания.
- школьники овладевали различными формами совместной и коллективной учебной деятельности, складывался новый тип отношения к учёбе. На основе оценок окружающих учащиеся выделяли в работе отдельные свойства и оценивали их, с точки зрения, общественно выработанных норм, преобразовывали свою учебную деятельность. Самообразование учеников этого возраста содержало начало выхода за пределы школьной программы.
- ведущей являлась учебная деятельность под углом зрения выбранной профессии. Старшеклассники в наибольшей степени были готовы к самообразованию. Самообразование старшеклассников являлось развёрнутой деятельностью, которая выходила за пределы школьного обучения.
Самообразование школьников не было изолированным процессом, оно включалось в образование, воспитание и формирование целостной личности. Органическое сочетание базовых знаний, умений, навыков и потребность самообразования выступали в качестве внутреннего фактора и регулятора самообразовательной деятельности, определяли готовность личности к самообразовательной деятельности.
Потребность к познанию и самообразованию важнейшие врожденные человеческие потребности, которые проявлялись только при определённых условиях.
Формирование готовности к самообразованию достигалось на основе комплексного использования форм и средств учебно-воспитательной работы:
- взаимосвязью воспитания готовности к самообразованию в классной, домашней, внеклассной и внешкольной учебной деятельности;
- установления меж предметных связей, преобразования умений работы с учебником и научно-популярной литературой в общие умения.
Ученики развивали самообразование в связи с оценками и требованиями окружающих, разрабатывали оптимальные способы самообразовательной работы [6, 7, 14].
В самообразовании развивались такие качества личности как направленность, организованность, требовательность к себе.
Действенность самообразования зависела:
- от умений личности организовать собственную деятельность;
- видеть и целенаправленно использовать внешние факторы;
- достигать поставленных целей;
- от способностей и трудолюбия учеников.
Результативность самообразования учащихся закладывалась уровнем школьных знаний, умений и навыков [13].
Большое значение для эффективности самообразования имело соблюдение преемственности содержания и характера работы в классной и внешкольной дополнительной деятельности. Взаимосвязь школьного и дополнительного образования содействовала и направляла учебный процесс на решение задачи совершенствования знания по учебному предмету, используя навыки самообразования [9, 10].
В результате воспитания у школьников интереса к знаниям, устойчивого мотива познания, направленности на творческое мышление и создания благоприятных условий для умственной работы, у педагога возникали благоприятные возможности для управления процессом познания детей в обучении, изучения уровня их творческого развития, способностей и дарований [4, 15].
В своих научных трудах учёные создали и научно (теоретически и эмпирически) обосновали целостную, творчески устремлённую систему воспитания основ самообразования учащихся, педагогическое руководство их самообразованием в классной работе, во внеурочном обучении (чтение, домашняя учебная работа, кружки, факультативы), во внешкольных занятиях (Дворцы пионеров и школьников, Клубы и Детские объединения, ФОП [8].
Самообразовательная деятельность содействовала формированию у учеников умения и навыка работы с учебным текстом, развивала потребности обращения к научно-популярной и дополнительной литературе разного жанра, максимально способствовала развитию глубоких и прочных знаний программно-школьного материала, углубляла познавательный интерес.
Учёные усовершенствовали методику домашних заданий, разработали её варианты, стимулировавшие включение учащихся в самообразование в процессе домашней учебной работы. Развитие готовности к самообразованию в условиях домашней учебной работы сближало обучение и самообразование, удовлетворяло интерес и потребность детей.
Для самообразования школьников преподаватели отбирали наиболее актуальные современные проблемы, которые были связаны с содержанием учебных предметов и осуществляли тесную взаимосвязь с классной и внеурочной деятельностью. Педагоги применяли различные методы и формы организации учебного процесса, которые обеспечивали активизацию познавательной деятельности учащихся (Проблемное построение, широкое использование наглядности и практических занятий, обеспечение индивидуального подхода, учёта уровня готовности самообразования и жизненных планов детей) [11, 12]. Учителя соотносили теоретическое и практическое в знаниях, учитывали специфику учебных дисциплин, условия и особенности контингента.
По желанию учеников педагог использовал дополнительные источники информации, которые учитывали интересы, склонности, способности детей. Прослеживалась логическая связь между использованием педагогом разнообразных форм организации самообразования, содержанием программного школьного обучения, внешкольной учёбы, дополнительного образования и самообразовательной деятельностью учащихся. Важную роль играла творческая атмосфера, которая способствовала раскрытию разнообразных увлечений ребят и побуждала к самообразованию [3, 16].
Формирование умений самообразования реализовывалось учителем посредством системы заданий, которые предусматривали как постепенное усложнение и увеличение степени самообразовательной работы при её выполнении, так и проблемный подход изучения школьных дисциплин. Кроме того, проблемный подход создавал условия для формирования у школьников междисциплинарных научных знаний, развивал устойчивые познавательные интересы, потребность в дополнительной литературе, обучения во внешкольных учреждениях.
В результате исследований в 60-х - 80-х гг. ХХ века различных аспектов самообразования учёными были сделаны определенные выводы:
- школа должна научить учащихся самостоятельно приобретать новые знания из различных источников;
- необходимо увеличить объём самостоятельной работы школьников на уроке без участия учителя;
- ориентировать учебный процесс на самообразование и перерастания учебной деятельности в самообразование:
- рационально сочетать образование с самообразованием.
Личность была признана главным ценностным основанием педагогики.
Очевидно, что разработка образовательной политики, прогнозы, педагогические Теории могут строиться только на основании целостного и системного анализа педагогического наследия прошлого. В настоящее время происходит поиск новых стратегий системы образования и педагогического воздействия. Это свидетельствует о том, что сутью педагогического процесса остаётся воспитание человека, совершенствование его личности.