В деятельности дошкольных образовательных учреждений важным моментом является формирование духовно-нравственных ценностей у детей. Данный процесс является достаточно сложным, который длится на протяжении всей жизни. Однако, его основы закладываются в раннем детстве. Период дошкольного возраста является наиболее важным, поскольку в это время происходит формирование у детей представления о своем месте и своей роли в жизни и в обществе, а также его духовно-нравственное сознание и самосознание [3].
Духовно-нравственные характеристики включают в себя дружбу, уважение, милосердие, доброту, любовь к ближнему, взаимопомощь. Духовно-нравственное воспитание тесно связано с внутренним миром ребенка, принятием духовных ценностей, формированием характера. Ребенок развивается целостно в определенных условиях благодаря взаимодействию с окружающими, приобретая их опыт, нормы морали, образцы поведения. Стремление к духовным ценностям помогает ребенку легче преодолевать жизненные преграды, жить в гармонии с собой и окружающими.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях современности все чаще отмечается утрата обществом сформированных ранее принципов и норм морали. Именно на данном этапе ребенку необходима всесторонняя поддержка для правильного понимания основ формирования личности, а также духовно-нравственных ценностей в частности, что объясняется стремлением общества передать следующему поколению систему нравственных ценностей.
Духовно-нравственными ценностями называются некие ориентиры, определяющие взаимодействие человека с объектами действительности и регулирующие его поведение, а также являющиеся основой его социальных поступков и личностного выбора [1].
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста является первой и самой важной ступенью в развитии личности ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок воспринимает и переживает свои первые духовные и нравственные впечатления, в результате чего образуется опыт, в дальнейшем определяющий его жизненный путь. Отличительной чертой процесса духовно-нравственного развития является длительность и непрерывность, в то время как его результаты отсрочены во времени.
Важнейшими задачами нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются формирование нравственных чувств и поведения, положительных навыков, представлений и поступков. Воспитание нравственных чувств у дошкольников зарождается в процессе общения со взрослыми, в результате чего у ребенка происходит представление таких понятий, как привязанность, любовь, совесть и мораль.
Отмечается несколько этапов нравственного становления личности ребенка, а именно: развитие понимания о нравственном качестве (ценности), возникновение мотивов, появление отношения к качеству (ценности), потребность и практическая реализация, которая проявляется в собственных поведении и поступках.
Процесс духовно-нравственного воспитания сложная структура, включающая в себя взаимодействие детей с воспитателем, а также внутри коллектива, которая направлена на достижение должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
В результате формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста основное место занимают семья и дошкольное образовательное учреждение. Поэтому для эффективного личностного развития необходимо именно взаимодействие этих двух воспитательных институтов. Именно родители закладывают основы нравственности человека, норм поведения, ценностные ориентиры, которые будут для ребенка определяющими в жизни. Помимо вышесказанных духовных качеств семья содействует развитию у ребенка индивидуальности, творческой активности и навыков общения.
Стоит подчеркнуть, что в современном мире помимо произошедших глобальных изменений во всех областях жизни человека, институт семьи переживает сильнейший кризис. Следствием данной ситуации является утрата преемственности традиций и нарушение межпоколенческих связей.
В результате проведения социального опроса «Отношения к семейным традициям в современном обществе», в котором приняли участие свыше 250 респондентов, было выявлено уменьшение важности семейных традиций, как составляющей духовно-нравственных ценностей.
Отвечая на вопрос: «Важны ли семейные традиции в современном обществе», респонденты ответили:
- да – 73 %;
- затрудняются ответить – 12 %;
- нет –13,6 %.
Также стоит отметить, что 32,8 % респондентов, отвечая на вопрос о месте в современном обществе преемственности поколений, ответили, что сейчас данный вопрос потерял свою значимость. Вследствие этого следует подчеркнуть, что очевидно происходит утрата передачи семейных духовно-нравственных ценностей [2].
Первым и особо важным звеном системы образования являются дошкольные образовательные учреждения, где происходит дальнейшее приумножение нравственного опыта. Духовно-нравственное воспитание напрямую объединено с всесторонним развитием ребенка.
На сегодняшний день система дошкольного образования с каждым годом все больше модифицируется. С одной стороны, такие изменения происходят в следствие запросов общества, поэтому они необходимы, с другой стороны – для слишком быстрых изменений не всегда должным образом подготовлена основа для перемен. Предъявляются новые требования к образовательной организации, профессиональной компетенции педагога и воспитателя, профессиональным знаниям, навыкам и умениям, поощряется инновационная деятельность, новаторство в работе.
Проблема формирования у дошкольников нравственных качеств, охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса. В условиях перехода на новую Федеральную государственную программу дошкольного образования, основными задачами духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста является развитие патриотизма и гражданственности; организация гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации и к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.
Особую значимость в деятельности воспитателя играет его личностная направленность, которая включает в себя умение создать необходимые условия для ребенка, его развития и социализации. У педагогов дошкольных образовательных учреждений должны присутствовать такие качества, как доброжелательность, принятие, умение правильно строить диалог с детьми, учитывая их особенности и возможности. Личность воспитателя непосредственно влияет на формирование качеств личности ребенка, таким образом, он является духовно-нравственным ориентиром дошкольника [3].
В настоящее время отмечается тенденция снижения воспитательной функции семьи. Поэтому многие родители перекладывают полностью процесс воспитания на дошкольные образовательные учреждения, считая, что фундамент для становления личности ребенка был уже заложен семьей, а дальнейшее его развитие является прямыми обязанностями педагогов. Также важной проблемой отношений между детьми и родителями является отсутствие у последних специализированных знаний в области педагогики и психологии, что приводит к непониманиям в семье, а также дефициту внимания у детей.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения является необходимым условием оптимального формирования духовно-нравственных ценностей детей. Педагогов и родителей объединяет общая цель: формирование личности ребенка, его нравственное развитие. Поэтому наиболее эффективной формой взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений является сотрудничество.
Связь педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями по вопросам нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста имеет следующие особенности: осуществление партнерских отношений с семьей каждого ребенка; объединение усилий в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста; организация взаимопонимания и общности интересов; активизация и обогащение воспитательных умений и навыков у родителей. Все формы взаимодействия педагогов с родителями по вопросам нравственного воспитания дошкольников подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.
При организации проведения занятий и использования определенных методов необходимо учитывать специфику детского возраста. Важным моментом является то, что духовно-нравственное развитие дошкольника определяется именно степенью социального развития и вовлечением в культурные традиции, связанными в первую очередь с уровнем воспитания и образования ребенка, а также образом жизни его семьи [4].
Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей является достаточно сложным процессом становления личности ребенка. Для его восстановления и поддержания необходимо объединение деятельности всех социальных институтов, которые оказывают прямое воздействие на развитие и воспитание ребенка.