Введение. Подход к среднему специальному образованию (далее – СПО) в виде системы компетенций явился результатом запроса на профессионализм выпускников.
Учебная дисциплина «Физическая культура» является учебным предметом обязательной предметной области среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего образования на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физическая культура» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
Дисциплина «Физическая культура» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Повышение требований к специалистам (выпускникам), было вызвано технической революцией, продолжающейся и в настоящее время, ростом числа высокотехнологичных производств, требующих высокой квалификации, конкурентоспособности, компетентности и мобильности.
Таким образом, эталонная модель личности выпускника среднего профессионального учреждения выглядит, как пластичная, с необходимым набором профессиональных компетенций, конкурентоспособная, готовая к постоянному развитию, социальной и своей профессиональной деятельности.
Подходы, направленные на формирование надпрофессиональных компетенций по физической культуре в процессе подготовки специалистов в СПО на сегодняшний день имеются. Но в условиях новых требований необходима адаптация этих подходов. В связи с этим актуальными являются анализ применяемых в современных специальных учебных заведениях среднего звена рабочих программ по физической культуре и внедрение на основании этого анализа иного подхода по физической культуре, направленного на формирование надпрофессиональной компетенции у студентов средних специальных учебных заведений.
Методы исследования. Анализ научной и методической литературы, рабочих программ по физической культуре, анализ учебных документов, педагогические методы.
В нашем анализе мы попытались дать оценку Рабочим программам по физической культуре, применяемым на территории Российской Федерации.
Таблица
Учебное учреждение (колледж, техникум, лицей) |
Специальность |
Теоретическая часть |
Адаптация программы по половому признаку |
Профилактика профессиональных заболеваний |
ППФП |
п. Сунтар, Республика Саха |
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
г. Иркутск |
34.02.01 Сестринское дело |
Есть |
Отсутствует |
Есть |
Отсутствует |
г. Селегинск |
34.02.01 Сестринское дело |
Есть |
Отсутствует |
Есть |
Отсутствует |
г. Ростов |
15.01.30 Слесарь» |
Есть |
Отсутствует |
Есть |
Отсутствует |
г. Павловский Посад |
09.02.01 Информационные системы и программирование |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
г. Омск |
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет |
Есть |
Отсутствует |
Есть |
Отсутствует |
г. Москва |
19.02.19 Технология продуктов питания |
Отсутствует |
Отсутствует |
Есть |
Отсутствует |
г. Лысково |
43.02.15 Поварское и кондитерское дело |
Есть |
Есть |
Есть |
Отсутствует |
г. Волгоград |
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
г. Балашиха |
35.05.14 Охотоведение и звероводство |
Есть |
Есть |
Отсутствует |
Отсутствует |
г. Армавир |
38.02.06 Финансы |
Есть |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
г. Южно-Сахалинск |
40.02.01. «Право и организация социального обеспечения» 46.02.01. «Документационное обеспечение управления и архивоведение» 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учёт» |
Есть |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Результаты и выводы. Суть основных задач, решаемых в процессе профессионально-прикладной подготовки (ППФП) заключается в том, чтобы пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующей освоению избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных, вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств; интенсифицировать развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности [3, 4].
Как видно из таблицы из 11 учебных заведений в рабочей программе не предусмотрены занятия по ППФП ни в одном. Только в шести рабочих программах предусмотрены занятия, где учащихся знакомят с профилактикой профессиональных заболеваний и два из них – это сестринское дело.
Раздел по преподаванию теории физической культуре есть только в 4 учебных заведениях и при этом выделено для этого всего от 4 до 8 академических часов. Физическая культура является многокомпонентной дисциплиной, включающей в себя научные обоснования по биологии, химии, физике, следовательно, теоретические знания для дальнейшего развития и применения их специалистами просто необходимы, но почему-то игнорируются методистами и преподавателями физической культуры.
Разделение нагрузок и упражнений для юношей и девушек присутствует только в двух учреждениях.
На основе анализа преобразований и новых требований к содержанию и структуре подготовки специалистов, а также научно-методической литературы по реформированию образования в средних специальных учебных заведениях с применением компетентностного подхода нами были сделаны выводы, что необходимо изменить подход к формированию рабочих программ по физической культуре.
Целями освоения дисциплины «Физическая культура» являются формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности [6].
В результате освоения данной дисциплины студент должен знать: оздоровительные системы физического воспитания, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек, способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; уметь: разрабатывать индивидуально подобные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнения атлетической гимнастики, организовывать коллективные формы разнообразных занятий физической культурой; владеть: навыками и умениями повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья, по формированию здорового образа жизни, организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации [6].
В настоящее время в существующей системе специального среднего образования в области физической культуры в колледжах, техникумах, лицеях наметилась тенденция подмены образовательного содержания учебных занятий содержанием других форм физического воспитания: общей физической подготовкой, оздоровительными или развлекательными мероприятиями. Факт подобной деградации учебной дисциплины, носящей статус базовой общеобразовательной, воспринимается в обществе как нечто само собой разумеющееся.
Реализуемый прагматический подход во многом и явился причиной плачевного состояния, как уровня физкультурной образованности, так и физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся.
Наполнение занятий по физической культуре в средних специальных учебных учреждениях, происходит за счет игровых видов спорта (в основном волейбола, баскетбола). Отсутствие или устаревание материально технической базы не позволяет проводить разностороннюю работу, знакомя учащихся со всем многообразием двигательной активности.