Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Общественная опасность и распространенность взяточничества

Общественная опасность и распространенность взяточничества

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

взяточничество
государство
коррупция
преступление
опасность
статистика
нарушение
посредничество
взяткодатель
граждане
ответственность
подсудимый

Аннотация статьи

На протяжении всей жизни человеку приходится сталкиваться с разными вещами. И, вероятнее всего, каждому гражданину своей страны рано или поздно встречается такой недуг как взяточничество. В связи с большой распространенностью данного правонарушения оно несет разруху в разные слои общества, и в целом в жизнь государства. В данной статье будут рассмотрены статистические данные последних нескольких лет о количестве таких преступлений, как дача взятки, посредничество или принятие взятки в Российской Федерации, что будет свидетельствовать о распространенности и общественной опасности.

Текст статьи

По статистическим данным Министерства Внутренних дел, за 2021 год в Российской Федерации было зарегистрировано более тридцати тысяч преступлений коррупционной направленности – на четырнадцать процентов больше, чем в 2020 году [4]. Непосредственно взяточничества, а именно: получение взятки, ее дача или посредничество касаются 18590 нарушений.

За прошлый, 2022 год, было совершено 35140 преступлений коррупционной направленности. А всего в 2022 году было зарегистрировано почти 2 миллиона преступлений. Основную часть этих преступлений составляют эпизоды дачи, получения взятки и посредничество. Если говорить о точных цифрах, то было совершенно 19490.

Преимущественной средой распространения взяточничества являются властные структуры разных уровней, то есть государственный учреждения (полиция, прокуратура, суды, больницы, налоговые). Причем одним из мест, где содержится наибольшая концентрация данного правонарушения, исследователи называют правоохранительные органы, прямая обязанность которых - борьба с этим негативным явлением.

В Российской Федерации в два раза чаще оказываются на скамье подсудимых взяткодатели, нежели взяткополучатели. Но исключением являются уголовным дела с крупными суммами. Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, среди осужденных за взятки выше 1 млн руб., а конкретнее - на 142 взяткополучателя приходится двадцать восемь взяткодателей [1].

Достаточно часто в нашей стране взятки варьируются от десяти до пятидесяти тысяч рублей, но оказаться подсудимым можно и за взятку в районе пятисот рублей [2]. Только в прошлом году за взятку в размере пятьсот рублей осудили семьдесят одного человека, из них – шестьдесят семь человек являются взяткодателями, а четверо – получателями.

По некоторым данным, в структуре привлекаемых к ответственности взяточников составили:

  • более 40%: работники министерств, комитетов, а также их структур на местах;
  • около 12%: работники кредитно-финансовой системы;
  • 26,5%: сотрудники правоохранительных органов;
  • 9%: работники контролирующих органов;
  • 3,2%: работники таможенной службы,
  • менее 1%: депутаты органов представительной власти.

Приведенная статистика является доказательством тому, как данный недуг прогрессирует с каждым годом, несмотря на то, что во всех сферах жизни общества ведется борьба с ним.

Отметим то, что наша страна, так же как и Сомали, Сирия, Южный Судан, Венесуэла, является одним из лидеров по количеству коррупционных преступлений, в частности взяточничеству, но существуют страны, которые меньше всего имеют отношение к этому противоправному деянию:

  • Дания;
  • Новая Зеландия;
  • Финляндия;
  • Сингапур;
  • Швеция;
  • Швейцария.

Дания достигла успехов по борьбе с коррупцией еще в двухтысячные годы при помощи взаимодействия государства и коммерческого сектора. Антикоррупционный закон был принят в 2002 году, согласно которому представители датского правительства обязаны ежегодно публично оглашать информацию о своих доходах и располагаемом имуществе, а также государственным служащим запрещается иметь акции иностранных компаний, в целях исключения лоббирования чужих контрагентов внутри страны.

Если верить данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, то граждане Российской Федерации относят взяточничество к этому их самых сильных преступных деяний, наравне с наркоманией, алкоголизмом и расизмом [3]. Но каждый десятый опрошенный их списка гражданин считает, что в некоторых ситуациях взятка допустима, иногда даже необходима, а каждый двадцатый житель России полагает, что взятка недопустима ни в каких ситуациях.

Наиболее часто в объяснение взяточничеству говорятся такие вещи, как «поощряется государством», «неотработанная система наказания», «власть в стране и так сама коррумпирована», «русский не может не брать – люди такие» [5].

Но часть правды в этих словах все-таки же имеется. В Российской Федерации широко проявляется государственная коррупция, большую часть которой и составляет взяточничество. Имеет место быть этот недуг в системе государства по причине того, что бюрократ, то есть чиновник, имеет возможность не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам можно отнести: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но лишить бюрократа данных распределительных функций и средств, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл в своей занимаемой должности. Государственные служащие выступают в роли субъектов взяткополучателей, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

Общественная опасность взяточничества заключается в следующем:

  • подрывает авторитет государственной власти;
  • повышается уровень криминализации общества;
  • наблюдается рост тяжких преступлений, а также преступлений в экономической сфере;
  • разрушается система государственного управления под воздействием коррупционных (взяточнических) отношений;
  • обостряется обстановка в социальной сфере;
  • возникает угроза экономической безопасности;
  • расширяются возможности для легализации денег, полученных преступным путем;
  • наблюдается отток высококвалифицированных кадров за пределы страны;
  • возникает благоприятная среда для развития организованной преступности.

Итак, можно сделать вывод, что взяточничество является самым серьезным препятствием для экономического, социального и политического развития любой страны мира.

В дополнение хотелось бы еще сказать, что данный недуг пробрался во все слои властной структуры, стал одной их самых острых проблем в нашей стране. В государстве происходит кризис законности и правопорядка [7]. По нашему мнению, существует весомая причина, по которой это случилось: малое количество прозрачности и открытости в государственных учреждениях. Если властная государственная система недостаточно открыта, то это становится благоприятной средой для появления и развития взяточничества.

Из существенных проблем, которые есть на данный момент:

  1. Недоверие граждан к государственным служащим, ко всему аппарату управления страной. Граждане видят, что должностные лица несутся за наживой и игнорируют интересы общества. Это приводит, как минимум, к социальной нестабильности, ухудшению качества жизни и обострению конфликтов в обществе [8].
  2. Когда решения принимаются на основе взяток вместо общественных интересов, это приводит к нерациональному расходованию ресурсов, снижению эффективности и конкурентоспособности страны.

Борьба со взяточничеством требует комплексного подхода и усиления мер по предотвращению, выявлению и наказанию коррупционных преступлений [6]. Государство должно обеспечить прозрачность и открытость в своей работе, укрепить механизмы контроля и ответственности, а также повысить осведомленность граждан о вреде взяток и их активное участие в борьбе с ней.

Резюмировав вышесказанное, с уверенностью можно сказать: взяточничество – достаточно распространённое преступление в структуре коррупционных преступлений, что свидетельствует о его распространенности и общественной опасности. Нужно предпринимать новые меры по борьбе с данной проблемой, так как на данный момент статистические данные, приведенные в статье, о количестве преступлений данной направленности, оставляет желать лучшего.

Список литературы

  1. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815 (ред. от 13.05.2019) // Российская газета. 2008. 22 мая. № 108.
  2. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 // Российская газета. 30.10.2009. № 5031.
  3. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (ред. от 03.12.2013) // Российская газета. 7.07. 2013. № 154.
  4. Бабий Н.А. Криминализация посредничества во взяточничестве по УК России или наставление законодателям о том, как не следует писать законы//Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2019. № 5.
  5. Головин А.Ю., Бугаевская Н.В. Проблемные вопросы квалификации преступлений по статьям 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 1 -2.
  6. История законодательства об ответственности за взяточничество в Российской империи // [Электронный ресурс] URL: https://www.sinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/150_lekcii_gos_regulir_11/155.htm (дата обращения: 08.10.2023).
  7. Михайлова, Ч. К. Взяточничество в современной России / Ч. К. Михайлова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 49 (391). – С. 241-243. – URL: https://moluch.ru/archive/391/86331/ (дата обращения: 22.10.2023).
  8. Яни П. С. Новое постановление Пленума Верховного Суда о взяточничестве // Законность. 2019. № 12.

Поделиться

1425

Андрусенко В. О. Общественная опасность и распространенность взяточничества // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.II.С. 27-30. URL: https://apni.ru/article/7457-obshchestvennaya-opasnost-i-rasprostranennost

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января