Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у дете...

Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

компетенция
компетентность
коммуникативная компетентность

Аннотация статьи

В статье раскрывается опыт работы по формированию коммуникативных навыков и компетенций у детей старшего дошкольного возраста.

Текст статьи

В современном мире педагоги дошкольного образования и родители отмечают серьёзные проблемы во взаимодействии детей со сверстниками. Именно поэтому развитие навыков общения у детей дошкольного возраста приобретает всё большее значение.

Компетентность – это наличие знаний, опыта, навыков, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Компетенция – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён.

Коммуникативная компетентность дошкольников – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и решать возникающие задачи: игровые, познавательные, бытовые и творческие.

В дошкольном возрасте коммуникативную компетентность рассматривают как совокупность умений, определяющих желание ребенка вступать в контакт с людьми из ближайшего окружения, умение организовывать общение, умение слушать и слышать собеседника, сопереживать ему, радоваться за него.

Коммуникативные способности, умения, навыки детей изучали и продолжают изучать многие отечественные педагоги и психологи: М.М. Алексеева, Л.А. Петровская, Г.А. Урунтаева, М.А. Панфилова, Н.М. Мельникова, Л.Е. Орбан-Лембрик, М.И. Лисина и другие.

Они отмечают, что навыки общения у детей дошкольного возраста формируются исключительно в процессе реального, постоянного взаимодействия, в совместной, в том числе в игровой, деятельности со взрослыми и сверстники.

Развитие коммуникативных компетенций ребенка невозможно вне игровой деятельности, так как игровая деятельность, ведущая в этом возрасте.

Использование игровых технологий способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста социально-коммуникативных способностей и компетенций.

Игровой деятельности в дошкольном учреждении уделяется особое внимание, как средству формирования коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных качеств. Во время игры ребёнок познаёт мир, учится общаться с другими детьми, взрослыми.

Именно в игре дети проявляют себя, свою самостоятельность, свой характер.

Играя, ребенку приходится начинать общаться со взрослыми и сверстниками.

М.А. Панфилова пишет о том, что игра является важным способом развития у детей дошкольного возраста следующих коммуникативных навыков: принятие чувств и эмоций партнера по общению, открытость, проявление внимания к другому человеку, умение слушать и прислушиваться к собеседнику, принимать во внимание мнения сверстников, умение разрешать конфликты и вести диалог.

В своей работе по развитию социально-коммуникативных навыков в старшей дошкольной группе используем сюжетно-ролевые игры, такие как, «Угадай эмоцию», «Стул комплиментов», «День помощника», «Испорченный телефон», «Подарок», «Тень» и других. Воспитанники детского сада учатся играть сообща, помогать друг другу, у них развивается ответственность за свои действия.

С помощью дидактических игр, например, «Не поделили игрушку», «Вежливые слова», «Закончи предложение» формируем у детей навык благополучного выхода из конфликтной ситуации, развиваем уважение в общении, воспитываем уверенность в своих силах.

Также на улице и в музыкальном зале используем подвижные игры и игры с мячом: «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг», «Мяч передавай – слово называй», «Кто быстрее», «Скажи ласково», «Тебе мячик я бросаю и животных называю», «Пустое место», и другие. Во время этих игр дети учатся играть в команде, договариваться друг с другом, действовать сообща, радоваться успехам друзей. Игра положительно влияет на тех детей, у которых проявляется эгоизм или замкнутость в общении.

Чтобы сформировать у воспитанников коммуникативные умения, предлагаем детям проблемные игровые ситуации, разрешая которые, они овладевают определенными коммуникативными навыками. Например, «отнял игрушку», «сломал игрушку», «нечаянно уронил чужую постройку» «девочка плачет, потому что упала», «мальчик играет один» и другие.

Важную роль в игре отводится взрослому, то есть педагогу. Мы контролируем деятельность игроков, показываем пример, объясняем правила и следим, чтобы все были вовлечены в игру. Если кто-то из игроков отстранился и застеснялся, ненавязчиво и мягко помогаем ему вернуться в игру.

В процессе общения со взрослыми и другими детьми дошкольники находят свою позицию в общении, получают и дают сами реакции одобрения или недовольства на поступки и слова собеседника.

Дети дошкольного возраста стараются наладить деловое сотрудничество, учатся согласовывать свои действия для достижения результата, что составляет содержание потребности в межличностном взаимоотношении. У дошкольников в игровом взаимодействии возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, репликах, проявляется склонность к конкуренции, соревновательности и соперничеству.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основным методом социально-коммуникативного развития детей, является игра, как ведущий и естественный вид деятельности дошкольников. Играя, дети учатся понимать характер отношений, а также приобретают необходимые навыки коммуникации.

Отношения с другими людьми, сверстниками и взрослыми, наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте, и от того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного развития.

Список литературы

  1. Детский сад: теория и практика № 3/2013 (журнал). Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.)
  2. Захарова Т. В. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 2–8.
  3. Клинкова, О. С. Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников / О. С. Клинкова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 6 (453). - С. 235-237.
  4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997. - С.291–300.

Поделиться

1028

Медведева Е. Н., Баринова Н. В., Доронина С. И., Кошелькова И. В. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 71-73. URL: https://apni.ru/article/7458-igrovoe-vzaimodejstvie-kak-instrument-formiro

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января