Коррекционные работы с детьми ЗПР дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
научный журнал «Актуальные исследования» #9 (12), май '20

Коррекционные работы с детьми ЗПР дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

В статье рассмотрены нарушения речевой коммуникации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. В условиях инклюзивного образования изложены направления работы с детьми дошкольного возраста, где не развита речевая коммуникация. При этом основной причиной аномального развития и нарушения речевой коммуникации с задержкой психического развития является неразвитость познавательной деятельности. Детям дошкольного возраста с задержкой психического развития было записано, что характерны игровые действия, отражающие реальную жизнь.

Аннотация статьи
инклюзивное образование
речевая коммуникация
коррекционная работа
игра
дети дошкольного возраста
Ключевые слова

В настоящее время государство уделяет особое внимание и заботу людям с ограниченными возможностями в развитии. В подпункте 6, статьи 8, Главы 2 Закона Об образовании говорится, что «Государство обеспечивает получение гражданам с ограниченными возможностями в развитии образования, коррекцию в развитии и создание социальных условий». В настоящее время проблема дошкольного обучения и воспитания рассматривается на мировом уровне. Об этом свидетельствуют такие документы, как «Конвенция о правах ребенка», «Закон Республики Казахстан О правах ребенка» (2002), «Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы».

На сегодняшний день расширяется рассмотрение вопроса социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Основой для этого являются международные и законодательные акты: «Общая декларация прав человека», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Социальная медико-педагогическая, коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями» [5].

Это очень важно для признания прав, интересов, потребностей детей, оказания помощи в процессе общения, становлении личности.

Речь – важная психическая функция, свойственная только человеку. Благодаря разговорному общению в сознании одного человека постоянно пополняется образ мира и связывается с достижениями общественно-производственной и культурной деятельности. Таким образом, слово является основой коммуникативной функции, осуществляемой через один или другой язык. На основе речи и его смысла – формируются такие психические процессы, как восприятие слов и развивается воображение, память [4, c. 13].

Дети с нарушением встроенной речевой коммуникации в общеобразовательных учреждениях испытывают серьезные трудности в овладении процессами обучения и письма. Вместе с тем, слабая память и внимание в современном образовании, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам.

Задержка психического развития (ЗПР) – особая форма аномалии, выраженная при нарушении нормального темпа психического развития ребенка. То есть ребенок, достигший школьного возраста, остается в числе детей дошкольного возраста. Для детей с ЗПР характерными особенностями являются: снижение работоспособности, несовершенство сферы эмоций и воли, ограниченность представления об окружающей среде; недостаток словарного запаса; не сформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполное формирование игровой деятельности. Прием отличается торможением. В мышлении наблюдаются трудности в выполнении устно-логических операций. Страдают все виды памяти, нет навыков применения вспомогательных средств памяти. Наблюдается низкая самоконтроля. Не сформировались операции мышления – обобщения, сравнения, анализа. Они не могут ориентироваться в задании, не могут планировать свои действия [2, с. 242].

Существует четыре группы детей с задержкой психического развития (рисунок).

Рис. Группы детей с задержкой психического развития

Дошкольное учреждение для детей имеет большое значение: если начать коррекционно-развивающую работу рано, то, безусловно, будет большая возможность устранить и исправить. Это влияет на развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, речи детей. У них потенциал развития выше, чем у умственно отсталого ребенка.

Система оказания помощи детям с ПДТ включает в себя:

  • создание специальных учреждений;
  • раннее выявление детей с отклонениями в развитии;
  • совершенствование системы медицинской, педагогической и психологической диагностики;
  • консультирование семьи;
  • подготовка специального специалиста.

Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития характерны игровые действия, отражающие реальную жизнь, содержание. Основной характер словаря детей с задержкой психического развития, а его ограниченность и неточность. Основная деятельность детей дошкольного возраста является игрой.

Структура речевой деятельности очень сложная и состоит из следующих процессов:

  • фонетическое (звуковое) или предложение;
  • фонематические (познание смысла слова);
  • лексико-грамматический [1, с. 100].

Языковые явления связаны с отдельными или комплексными нарушениями этих процессов. Первые слова могут возникнуть у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в возрасте 2-3 лет и даже в возрасте 5 лет. Конечно же, эти существительные – это название предметов окружающей среды; глаголы – обозначающие действие. Некоторые дети даже в возрасте 6 лет говорят только начальное звено слова, которое ему нужно. Неразвитость фонетической стороны речи влияет на уровень развития вербального общения.

Поэтому в дошкольном периоде необходимо проводить специальные коррекционные работы по развитию навыков речевого общения детей. Наряду с общим влиянием игры на психическое развитие, она оказывает характерное влияние на формирование речевой коммуникации. Необходимо постоянно призывать детей к общению друг с другом и научить объяснить свои действия, что позволяет закрепить навыки использования диалогической и монологической речи, обогащать словарный запас, формировать грамматическое строение речи.

Особое место в педагогическом процессе занимает дидактические игры для коррекции групп детей с общим языковым недостатком. Они способствуют расширению кругозора детей, различению по свойствам предметов, развитию познавательного процесса. В любой дидактической игре развивает внимание ребенка, наблюдательность, память, понимание, а также словарный ряд [3, с 291].

В заключение, существует большие, индивидуальные различия по уровню и темпам развития речевой коммуникации детей дошкольного возраста, поэтому в условиях дошкольного учреждения особенно актуально проведение профилактической работы, направленной на создание основ развития данной дошкольной речи.

Текст статьи
  1. А.Т. Искакова, З.А. Мовкебаева, Г.Закаева, А.Б. Айтбаева, А.А. Байтурсынова Инклюзивті білім беру негіздері: Оқу құралы. - Алматы: ЖК «Балауса» -2016. -320 6.
  2. Балаев В.И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития, и подготовка их к школе. Автореф. дисс. канд.пед.наук - М., 2008.-116 с
  3. Барчукова, С.В. Логоритмические игры и упражнения в коррекции задержки речевого развития детей 3 лет / С. В. Барчукова // Логопед. — 2016. - № 3. -118-120с.
  4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва Э КС М 01 2004
  5. Развитие инклюзивного образования в стране государственная образовательная программа развития образования в РК на 2011-2020 годы.URL: https://bilimainasy.kz
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 августа по 16 августа
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 августа
Загрузка в elibrary
20 августа
Рассылка печатных экземпляров
24 августа