В настоящее время государство уделяет особое внимание и заботу людям с ограниченными возможностями в развитии. В подпункте 6, статьи 8, Главы 2 Закона Об образовании говорится, что «Государство обеспечивает получение гражданам с ограниченными возможностями в развитии образования, коррекцию в развитии и создание социальных условий». В настоящее время проблема дошкольного обучения и воспитания рассматривается на мировом уровне. Об этом свидетельствуют такие документы, как «Конвенция о правах ребенка», «Закон Республики Казахстан О правах ребенка» (2002), «Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы».
На сегодняшний день расширяется рассмотрение вопроса социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Основой для этого являются международные и законодательные акты: «Общая декларация прав человека», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Социальная медико-педагогическая, коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями» [5].
Это очень важно для признания прав, интересов, потребностей детей, оказания помощи в процессе общения, становлении личности.
Речь – важная психическая функция, свойственная только человеку. Благодаря разговорному общению в сознании одного человека постоянно пополняется образ мира и связывается с достижениями общественно-производственной и культурной деятельности. Таким образом, слово является основой коммуникативной функции, осуществляемой через один или другой язык. На основе речи и его смысла – формируются такие психические процессы, как восприятие слов и развивается воображение, память [4, c. 13].
Дети с нарушением встроенной речевой коммуникации в общеобразовательных учреждениях испытывают серьезные трудности в овладении процессами обучения и письма. Вместе с тем, слабая память и внимание в современном образовании, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам.
Задержка психического развития (ЗПР) – особая форма аномалии, выраженная при нарушении нормального темпа психического развития ребенка. То есть ребенок, достигший школьного возраста, остается в числе детей дошкольного возраста. Для детей с ЗПР характерными особенностями являются: снижение работоспособности, несовершенство сферы эмоций и воли, ограниченность представления об окружающей среде; недостаток словарного запаса; не сформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполное формирование игровой деятельности. Прием отличается торможением. В мышлении наблюдаются трудности в выполнении устно-логических операций. Страдают все виды памяти, нет навыков применения вспомогательных средств памяти. Наблюдается низкая самоконтроля. Не сформировались операции мышления – обобщения, сравнения, анализа. Они не могут ориентироваться в задании, не могут планировать свои действия [2, с. 242].
Существует четыре группы детей с задержкой психического развития (рисунок).
Рис. Группы детей с задержкой психического развития
Дошкольное учреждение для детей имеет большое значение: если начать коррекционно-развивающую работу рано, то, безусловно, будет большая возможность устранить и исправить. Это влияет на развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, речи детей. У них потенциал развития выше, чем у умственно отсталого ребенка.
Система оказания помощи детям с ПДТ включает в себя:
- создание специальных учреждений;
- раннее выявление детей с отклонениями в развитии;
- совершенствование системы медицинской, педагогической и психологической диагностики;
- консультирование семьи;
- подготовка специального специалиста.
Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития характерны игровые действия, отражающие реальную жизнь, содержание. Основной характер словаря детей с задержкой психического развития, а его ограниченность и неточность. Основная деятельность детей дошкольного возраста является игрой.
Структура речевой деятельности очень сложная и состоит из следующих процессов:
- фонетическое (звуковое) или предложение;
- фонематические (познание смысла слова);
- лексико-грамматический [1, с. 100].
Языковые явления связаны с отдельными или комплексными нарушениями этих процессов. Первые слова могут возникнуть у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в возрасте 2-3 лет и даже в возрасте 5 лет. Конечно же, эти существительные – это название предметов окружающей среды; глаголы – обозначающие действие. Некоторые дети даже в возрасте 6 лет говорят только начальное звено слова, которое ему нужно. Неразвитость фонетической стороны речи влияет на уровень развития вербального общения.
Поэтому в дошкольном периоде необходимо проводить специальные коррекционные работы по развитию навыков речевого общения детей. Наряду с общим влиянием игры на психическое развитие, она оказывает характерное влияние на формирование речевой коммуникации. Необходимо постоянно призывать детей к общению друг с другом и научить объяснить свои действия, что позволяет закрепить навыки использования диалогической и монологической речи, обогащать словарный запас, формировать грамматическое строение речи.
Особое место в педагогическом процессе занимает дидактические игры для коррекции групп детей с общим языковым недостатком. Они способствуют расширению кругозора детей, различению по свойствам предметов, развитию познавательного процесса. В любой дидактической игре развивает внимание ребенка, наблюдательность, память, понимание, а также словарный ряд [3, с 291].
В заключение, существует большие, индивидуальные различия по уровню и темпам развития речевой коммуникации детей дошкольного возраста, поэтому в условиях дошкольного учреждения особенно актуально проведение профилактической работы, направленной на создание основ развития данной дошкольной речи.