Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Познавательная активность как объект педагогического исследования

Познавательная активность как объект педагогического исследования

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

активность
познание
познавательная активность
деятельность
интерес
самостоятельность

Аннотация статьи

Статья посвящена познавательной активности обучающихся. Раскрывается сущность дефиниций: «активность», «познание», «деятельность». Проведенный контент-анализ педагогических исследований позволил выявить характерные признаки познавательной активности.

Текст статьи

Проблема познавательной активности является объектом педагогических исследований на протяжении всего времени развития образования. Одним из представителей в философии, Джон Локк, разработавший теорию познания и поставивший в основу познания – опыт личности, а также определял процесс познания, который в равной степени зависит как от деятельности разума, так и от внешних воздействий на органы чувств.

Рене Декарт, который являлся основателем рационализма, как одно из направлений в философии, в основу метода теории познания определяет метод истиной дедукции.

Открытие, совершенное в философии Иммануилем Кантом, перевернуло оценку понятия «познание», именно как деятельность, и эта деятельность протекает по своим законам. «Все человеческое познание начинается с опыта» [1].

Понятие «познание» является категорией философии и имеет множество трактовок, зависящих от области исследования.

Анализ научных источников позволил различные определения понятия «познание»:

  • общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующих их знание, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий [2];
  • процесс постижения действительности и приобретения знаний [3];
  • творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире;
  • (cognition – англ.) (в когнитивной психологии) – различные виды познавательной активности или активности, направленной на получение и обработку знаний (информации) [4];
  • процесс, обусловленный общественно-исторической практикой приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире [5].

Для раскрытия сущности и смыслового содержания сложносоставного понятия «познавательная активность», рассмотрим его составляющие, а именно: «активность», «познавательная активность».

Вопросы исследования дефиниции понятия «активность» изучаются в различных областях науки – философии, психологии, педагогике и др.

В словаре русского языка С.И. Ожегова «активный» толкуется как деятельный, энергичный, противопоставляется пассивному [6].

Российская педагогическая энциклопедия определяет понятие «активность» личности как деятельное отношение человека к миру, как способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; «активность» проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении [7].

В словаре русского языка «активность» – это свойство по назначению прилагательного «активный» осуществляющий интенсивную деятельность [8].

В философском энциклопедическом словаре дефиниция «активность» (от франц. activite сила действия) – действенность, деятельное поведение [9].

Исходя из того, что любое проявление активности имеет место в некотором окружении, сложились две традиции и два способа использования данного термина: сторона, составляющая любого процесса взаимодействия или действия, детерминируемая внутренней природой объекта; процесс, характер которого в целом определяется прежде всего внутренней детерминацией объекта, его самообусловленностью [10].

А. Н. Леонтьев определяет понятие активность, как способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей [11].

Понятия «активность», в разных отраслях науки рассматривается весьма многоаспектно:

  • активность в общем биологическом смысле и активность человека рассматривается как важнейшая его черта, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными от потребностей, взглядами, целями [12];
  • умение человека воздействовать на собственные потребности, взгляды, цели, окружающую действительность, обновлять и, наконец, изменять ее. Активность помогает обучающемуся за короткое время и успешно усвоить социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности [13];
  • интенсивно направленная, но при этом добровольная и сознательная, деятельность человека, способная изменить как окружающую действительность, так и саму личность [14];
  • динамическая образующая деятельности, делающая возможным изменения, вносимые субъектом в систему его отношений с миром; представленная в движении возможность деятельности.

Для нас ценно трактование понятие «активность», как деятельностная характеристика личности, определяемое Осиповой С.И. [15].

Г.И. Щукина определяет активность как предпосылку и результат развития личности, которое выражается в состояниях её активности [16].

Проводя анализ научной литературы, можно сделать вывод, что синомичность дефиниции понятий «активность» и «деятельность» присуща в психологии, в философии и педагогике, так в исследованиях ученых (С.И. Осипова, В.А. Петровский, А.Н. Леонтьев и др.), нет четкого разделения понятий «активность» и «деятельность» и в научных сообществах до сих пор ведутся споры о сравнении критериев данных понятий.

Обобщая вышесказанное, в данном исследовании под активностью будем понимать фундаментальную потребность, которая выражается в деятельности личности, стремящаяся к развитию и преобразованию окружающей действительности.

Именно активность учащегося в процессе познания, как отмечает Т.И. Шамова, оказывает значительное влияние на качество познавательной деятельности.

В педагогических трудах дефиниция понятия «познавательная активность» прослеживается у ученых (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, С.И. Осипова, и др.) научной литературы показывает, что существует множество трактовок понятия познавательная активность.

Так, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Это стремление характерно для ребенка с первых дней его жизни.

В своем исследовании В.А. Адольф и И.Ю. Степанова выделяют виды «активности» в содержании которых вкладывается понятие «познавательная активность», а именно: «мыслительная активность» – внутреннее психологическое состояние, при котором напряженно и возбужденно функционируют такие операции, процессы и формы мышления, как сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, суждение, умозаключение, т.е. – это основное ядро умственной и познавательной активности; «умственная активность» – состояние вызванное напряжением восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Основным содержанием является понятие интеллектуальная инициатива, которая характеризует направленность и поступательность мышления и определяет динамику познавательной активности [17].

Познавательная активность свойство личности, которое проявляется в положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий, направленных на достижение познавательной цели.

С.И. Осипова определяет познавательную активность как интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении познанию, определяющее устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициативность и самостоятельность в ней, выражающееся в положительных эмоциях и рефлексивном самоуправлении [16].

Ряд ученых (Т.Н. Бочкарева, А. Гызы, Л. Маммадли) рассматривают познавательную активность, как интеллектуально-эмоциональный склонность к процессу познания. Под познавательной активностью они понимают:

  • интеллектуально-эмоциональный ответ на процесс познания, склонность к обучению, к выполнению личных и совместных заданий, интерес к совместной работе с преподавателем и другими студентами, стремление к практической и интеллектуальной деятельности, определяющих динамику продвижения в знаниях. Познавательная активность как глубинный внутренний мотив, построенный на природной потребности в познании нового [18];
  • интеллектуально-эмоциональную склонность к процессу познания, стремление учащихся к учебе, выполнению индивидуальных и общих заданий, реализацию практической и умственной деятельности. Только благодаря этому можно на высоком уровне усвоить знания [13].

В своем исследовании Т.И. Шамова изучая понятие познавательная активности, выделяет ее уровни:

  • воспроизводящая активность, характеризуется тем, что обучающиеся должны понять, запомнить и уметь воспроизвести полученные знания. Они должны овладеть способами применения полученных знаний по данному учителю образцу;
  • интерпретирующая активность предполагает способность обучающихся выявлять смысл, проникать в сущность явления на основе уже имеющихся знаний. Каждому обучающемуся должно быть свойственно стремление познать существующие или выстроить неизвестные ранее связи между явлениями и событиями. Обучающиеся ищут способы применения знаний в новых ситуациях, основываясь на привычных образцах;
  • творческая активность предполагает не только проникновение в природу связей между явлениями, но и попытку самостоятельно найти новый, не знакомый ранее, способ построения причинно-следственных зависимостей, связей.

И.Г. Щукина познавательную активность определяет через познавательный интерес, который выступает перед как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Анализ научных источников позволил выявить в понимании дефиниции познавательная активность: как интегративное качество личности (С.И. Осипова, В.В. Щетинина, В.В. Зайко, М.А. Алтухова), как самостоятельность (О.Г. Шишкова, О.О. Денина, В.В. Щетинина), как интерес (Н.В. Метельский, В. К. Бахир).

Ситникова С.Ю. обобщая понимание фонема познавательная активность, выделяет основные общие её элементы: качество личности, выражающееся в способности обучаемого организации собственной познавательной деятельности; особый навык овладения знаниями и способами самостоятельной деятельности, направленный на определение целей, способов и стратегии исследовательского поиска [19].

Из проведенного анализа дефиниции понятия познавательная активность, конкретизируем его для обучающихся в процессе изучения точных дисциплин.

Под познавательной активностью обучающихся технического вуза в процессе обучения точным дисциплинам будем понимать – интегративное качество личности, которое выражается в способности к целенаправленному, осознанному приобретению необходимых знаний, умений и навыков при выполнении учебных заданий, в стремлении повышения уровня развития умственных способностей, постоянном самосовершенствовании, высоком интересе к практической и интеллектуальной деятельности, определяющий результативность предметной подготовки.

Учитывая вышесказанное можно предположить, что одним из важнейших условий для конкурентоспособности будущих инженеров, выпускников технического вуза на современном рынке труда является высокая познавательная активность, которая способствует непрерывному процессу самообразования, самопознанию, саморазвитию.

Дальнейший анализ педагогических исследований позволил выявить характерные признаки познавательной активности.

С.И. Осипова определяет в своих трудах следующие признаки познавательной активности:

  • отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию, саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, самооценке;
  • стремление к учению, умственное напряжение и проявление волевых усилий;
  • устойчивый интерес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности;
  • творческая реализация приобретенных знаний и умений.

Г.И. Щукина относит к основным признаки познавательной активности:

  • стремление задавать преподавателю вопросы;
  • стремление к познавательной работе;
  • использование приобретенных знаний, умений и навыков;
  • выраженность эмоциональных переживаний в процессе познания;
  • высокая степень сосредоточенности и устойчивости внимания.

Ю.Ю. Жуков выделяет в своем исследовании признаки познавательной активности такие как:

  • регуляторный (волевые усилия): время, затраченное на выполнение задания повышенной трудности; попытки поиска вариантов решения нерешаемых задач; время, затрачиваемое на подготовку к занятиям и т.д.;
  • осознанный интерес;
  • самостоятельность в решении учебных задач;
  • эффективность организации процесса решения учебных задач;
  • способность интегрировать учебный материал в жизненный опыт;
  • надситуативная активность: число выполненных необязательных заданий; самостоятельное изучение дополнительной литературы; частота посещений добровольных занятий (вне расписания, в том числе в других вузах);
  • психологическая комфортность учебной деятельности.

Из проведенного анализа научной литературы следует, что большинство ученых к признакам познавательной активности относят: устойчивый, осознанный, познавательный интерес; навыки самостоятельной работы, которые выражаются в самоконтроле, саморазвитии, самооценке и др., мотивация, стремление к учению, к поиску новых знаний.

Таким образом анализ педагогической литературы позволил выявить понимание познавательной активности как интегративное качество личности, выражающееся в способности к целенаправленному, осознанному приобретению необходимых знаний, умений и навыков при выполнении учебных заданий, в стремлении повышения уровня развития умственных способностей, постоянном самосовершенствовании, высоком интересе к практической и интеллектуальной деятельности, определяющий результативность предметной подготовки.

Список литературы

  1. Хочуев И.Ч., Хубиев Б.Б. Концептуальные основы теории познания в философском наследии И. Канта // Актуальные вопросы современной науки. 2014. №37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-teorii-poznaniya-v-filosofskom-nasledii-i-kanta.
  2. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп.–М.:Республика, 2001. – 719 с.
  3. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор–академик РАН Г.В.Осипов.– М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.
  4. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.– 560 с. : ил.
  5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6 – е, переработанное и дополненное). Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 576 с.
  6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 7000 слов / С. И. Ожегов. – 23-е изд., испр. – М.: Изд-во «Русский язык», 1991. – 905 с.
  7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. – 608 с.
  8. Словарь русского языка: в 4 т. – М.: Русский язык, 1981. – Т. 1. – 696 с.
  9. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. – Москва: Гардарики, 2004. – 1072 с.
  10. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. Питер, 2006. – 316 с.
  11. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
  12. Костюк Г.С. Избранные психологические труды / Под ред. Л.Н. Проколиенко. – М.: Педагогика, 1988.
  13. Акиф Гызы, Лала Маммадли Проблема формирования познавательной активности студентов в педагогико-психологической литературе // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-studentov-v-pedagogiko-psihologicheskoy-literature
  14. Грибанова Вероника Александровна Содержание понятия «Активность» в научной литературе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2012. №1с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-aktivnost-v-nauchnoy-literature
  15. Осипова Светлана Ивановна, Агишева Надежда Сергеева Познавательная активность как объект педагогического анализа // Гуманизация образования. 2016. №2. URL: ttps://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-kak-obekt-pedagogicheskogo-analiza
  16. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1979.
  17. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Место познавательной активности в процессе формирования профессиональной компетентности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-poznavatelnoy-aktivnosti-v-protsesse-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti
  18. Бочкарева Татьяна Николаевна Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-studentov-vuzov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema
  19. Исаев Михаил Сергеевич, Ситникова Светлана Юрьевна, Фалеев Михаил Дмитриевич. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся технического вуза в системе дополнительного образования как педагогическая проблема // Современное педагогическое образование. 2022. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-obuchayuschihsya-tehnicheskogo-vuza-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak

Поделиться

1421

Ситникова С. Ю., Буря Л. В. Познавательная активность как объект педагогического исследования // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 86-90. URL: https://apni.ru/article/7463-poznavatelnaya-aktivnost-kak-obekt-pedagog

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа