Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолог...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога (опыт на базе Дома ребенка специализированного г. Иваново)

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

инновации в образовании
дефектология
нарушения речевого развития
образовательные технологии
дифференцированный подход
технология проектов

Аннотация статьи

Статья рассматривает актуальный вопрос об использовании современных образовательных технологий для улучшения процесса обучения и развития детей с нарушениями речевого развития. Особое внимание уделяется определению инновационных подходов и их эффективности в дефектологической практике.

Текст статьи

Исходя из требований ФГОС нового поколения, перед учителем-дефектологом встаёт вопрос о повышении качества образования детей с нарушениями речевого развития через использование современных технологий. Современная дефектология находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные образовательные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. Любая инновация, используемая в дефектологической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию дефектологической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

В своей работе учитель – дефектолог использует как общие, так и специальные педагогические технологии. Рабочая программа для каждого обучающегося составляется и реализуется учителем-дефектологом на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения и с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. По отношению к каждому обучающемуся реализуется индивидуальный и дифференцированный подход.

Для достижения поставленных коррекционных целей и задач в своей профессиональной деятельности используются следующие образовательные технологии: технология проектов, дифференцированного подхода, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии. Учитывая специфику психомоторного развития обучающихся, в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать игровые технологии. Игровые технологии активизируют пространственно-образное мышление, раскрывают творческие возможности ребенка, способствуют речевому и интеллектуальному развитию. Во время проведения динамических пауз и логоритмических минуток также необходимо проведение сюжетных подвижных игр. Привлечь внимание воспитанников раннего возраста к новому материалу можно с помощью различных игр в виде путешествий (сегодня мы отправимся в….), сюжетных линий.

Здоровьесберегающие технологии. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей младенческого и раннего возраста. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу развития, обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии, влияют на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации воспитанников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают учителю-дефектологу в комплексном, поэтапном устранении речевых и интеллектуальных нарушений.

Здоровьесберегающие технологии делятся на три категории:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии.

В ходе работы с детьми младенческого и раннего возраста применяются элементы артикуляционной гимнастики. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Выполнение артикуляционных упражнений помогают улучшить кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов и их иннервацию, укрепляют мышечную систему языка, губ, щёк, а также уменьшают спастичность артикуляционных органов.

Также в работе активно применяются дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. На занятиях широко использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха.

В коррекционной практике с воспитанниками младенческого и раннего возраста применяются элементы пассивной гимнастики, с целью выработки подвижности органов артикуляционного аппарата.

Дети постарше на занятиях обучаются элементам самомассажа. Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью самомассажа области артикуляции является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В ходе коррекционного процесса, как на фронтальных, так и на групповых и индивидуальных занятиях применятся динамические паузы, физминутки. Данная технология позволяет повышать интерес детей к занятиям, переключать их внимание, развивать психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье, повышают функциональную деятельность мозга и тонус всего организма.

Коррекционно-развивающие технологии. Развитие кистевого и пальцевого праксиса является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. В нашем учреждении пальчиковые игры и развитие мелкой моторики с детьми осуществляются как на музыкальном материале, так и под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Песочная терапия. Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ известен давно. Он считается наиболее действенным методом развития, обучения и осуществление коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Данный метод использую в своей практике с детьми раннего возраста, преследуя различные коррекционные задачи. Игра с песком является доступной формой деятельности для ребенка с ОВЗ. Детям трудно передать словами то, что они чувствуют, то, что их тревожит. Занятия с песком многофункциональны, могут решать сразу несколько задач, таких как развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности, “вызывание” речи, развитие навыков ориентировки в малом пространстве, стабилизация эмоционального состояния и развитие познавательных способностей детей.

Взаимодействуя с песком, манипулируя игрушечными фигурками, создавая картину песочного мира, ребенок снимает свое напряжение, раскрепощается, развивается. Самое важное заключается в том, что он приобретается опыт символического разрешения многих жизненных ситуаций.

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

С помощью песочной терапии совершенствуются умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства. Также обогащается словарный запас воспитанников, формируется зрительно-моторная координация, слуховое и зрительное сосредоточение, побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания. Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

Таким образом, применение современных технологии в развивающей, коррекционной дефектологической деятельности способствует развитию воспитанников раннего возраста. У каждого ребенка с его особенным внутренним миром, своей внутренней жизнью должно быть счастливое детство. Создать условия для этого, помочь ему найти себя, ощутить радость открытия своего «я» одна из миссий специалистов нашего учреждения.

Список литературы

  1. Борякова Н.Ю., Белова Т.В. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: АСТ, Астрель; М.; 2008.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.
  3. Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова. М., 2003 г.
  4. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. Спб.: Речь, 2010.
  5. граем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей / Сост. Н.В. Нищева – Спб, 2010 г.
  6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М., 2004 г.
  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия. М., 2003 г.
  8. Коняева Н.П., Соломина Е.Н., Горский Б. Б. и др. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, М.; 2013.
  9. https://pedsovet.org/publikatsii/informatika-i-ikt/ispolzovanie-ikt-vo-vneurochnoy-deyatelnosti

Поделиться

1302

Ходова В. С. Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога (опыт на базе Дома ребенка специализированного г. Иваново) // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 97-99. URL: https://apni.ru/article/7467-ispolzovanie-sovremennikh-obrazovatelnikh-tek

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря