Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников (на базе Махтраской основной школы г. Таллинна, Эстония)

Данная статья посвящена актуальной проблеме социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. В статье рассматривается важность и сущность процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте, а также роль социальных и педагогических факторов в этом процессе. Обсуждаются методы и подходы к сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников, включая моделирование ситуаций, проведение вебинаров, тренингов и индивидуальные консультации. Подчёркивается важность эффективного социально-педагогического сопровождения для успешного профессионального становления старшеклассников и представляют практические примеры программ, способствующих этому процессу.

Аннотация статьи
подростковой возраст
социально-педагогическое сопровождение
профессиональное самоопределение
Ключевые слова

В современных условиях формирования общества и рынка труда очень важно своевременно и довольно точно дать вектор направления старшекласснику для успешной реализации жизненной программы в целом и успешной профессиональной деятельности в частности, с дальнейшей перспективой необходимого развития.

В последнее время вопрос самоопределения старшеклассников интересует не только исследователей, но и органы власти, администраторов от образования. Появляется множество профессий, которые не являются классическими. И очень важно подготовить подростка к выбору той или иной профессии, исключив возможность ошибки выбора профессии. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы. Поднятая нами проблема актуальна не только для самих подростков, но и для родителей, педагогов.

Вопросами социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в разное время занимались Е.А. Климов, О.А.Конопкина, Н.В. Самоукина, Н.В. Пряжников, Б.А. Федоришин, Д.И. Фельдштейн, М.Р. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, К.А. Альбуханова-Славская, Л.И. Божович и другие. На современном этапе данная проблема интересна М.И. Губановой, С.Н. Чистяковой, Э.Е. Толгуровой. В нашей стране по данному направлению работают Е.С. Игнатович, Г.И. Юшкевич, А.П. Лобанов, Е.А. Луганская, А.А. Тыкоцкая.

На современном этапе очень многие интересуются вопросом профессионального самоопределения. Его рассматривают как «базовое самоопределение» (М.Р. Гинзбург, Е.Ю. Литвинова), как часть жизненного самоопределения (А.К. Маркова) и др.

Как бы то ни было, но практически все учёные сходятся во мнении о том, что выделяемые виды самоопределения неделимо связаны и тесно взаимодействуют друг с другом.

Социально-педагогическое сопровождение старшеклассников необходимо выстраивать с учетом их индивидуальных потребностей и особенностей, с акцентом на развитие их профессионального самоопределения. Это процесс, который включает в себя анализ потребностей старшеклассников, создание поддерживающей образовательной среды, сотрудничество с родителями и другими педагогами, мониторинг и оценку прогресса, а также поддержку мотивации и психологическое сопровождение. Только такой комплексный подход позволит старшеклассникам успешно определиться в выборе профессии и достичь успеха в будущем.

Для выявления особенности профессионального самоопределения старшеклассников было проведено исследование в Таллиннской Махтраскаой основной школе г. Таллинна, Эстония. В данном исследовании приняло участие 30 старшеклассников в возрасте 14-16 лет, из них 22 юноши и 8 девушек.

Изучение особенностей профессионального самоопределения старшеклассников осуществлялось с помощью следующих методик: ДДО Е.А. Климова, опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, матрица выбора профессии Г. В. Резапкиной.

Первичные результаты диагностики показали, что в выборке, состоящей из 30 старшеклассников, такое явление как профессиональное самоопределение наблюдается у 66,6% учащихся старших классов. Еще 9,9% старшеклассников находятся на финальной стадии профессионального самоопределения. Оставшиеся 23,5% учащихся на текущий момент не определились с выбором профессии, что свидетельствует об отсутствии профессионального самоопределения либо о его ранней стадии формирования (рис. 1).

Рис. 1. Результаты исследования наличия профессионального самоопределения у старшеклассников по совокупности проведенных методик

По результатам проведенной первичной диагностики, можно с уверенностью говорить о том, что у участвующих в исследовании старшеклассников на текущем этапе существуют трудности профессионального самоопределения. Результат в целом ожидаемый, что позволяет запланировать и реализовать цикл мероприятий, направленных на успешное социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. Впоследствии, именно эти учащиеся составили группу участников социально-педагогической программы «Я тот, кто я есть».

Данная программа была нацелена:

  • Поддержку и развитие учащихся: Программа предоставляет старшеклассникам необходимую поддержку и содействие в их развитии, помогая им осознать собственные интересы, способности и потенциал.
  • Осознание собственных интересов и способностей: Программа помогает старшеклассникам более глубоко понять собственные интересы и способности, что является важным элементом профессионального самоопределения.
  • Предоставление информации и ресурсов: Программа предоставляет старшеклассникам доступ к информации о различных профессиях, учебных заведениях и ресурсах, необходимых для принятия информированных решений относительно выбора профессии.
  • Поддержка в принятии решений: Программа оказывает старшеклассникам методическую и консультационную поддержку, помогая им сделать правильный выбор профессионального пути.
  • Создание условий для успешной адаптации: Программа создает условия для успешной адаптации старшеклассников к будущей профессиональной деятельности, обеспечивая им необходимые навыки и знания.

Работа по данной программе велась в трех направлениях:

  • работа с учащимися – 20 занятий с элементами тренинга;
  • работа с родителями и учителями – тематические встречи: Тематические встречи с родителями «Профессиональные истории: Родители делятся опытом»;
  • совместная работа с учащимися, их родителями и учителями – организация и проведение экскурсий на фабрики.

Опробованная программа социально-педагогического сопровождения показала, что количество старшеклассников, у которых наблюдается профессиональное самоопределение, возросло с 66,6% до 90%. Таким образом, мы можем фиксировать количественную положительную динамику, которая составляет 22,4%. Этот факт говорит о том, что мероприятия программы социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников были реализованы и принесли положительные результаты (рис. 2).

Рис. 2. Результаты сравнения данных первичной и вторичной диагностики

Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования, мы пришли к выводу о том, что наша программа социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников может положительно влиять на старших школьников, в процессе формирования их профессионального самоопределения, что подтверждено полученными эмпирическими данными при первичной и вторичной диагностике, в результате их обработки и анализа. Как результат, мы получили обоснование разработки и реализации социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников по завершению апробации программы. В итоге можно говорить о решении поставленных задач и достижении поставленной цели исследования.

Текст статьи
  1. Волохов, А.В., Рожков, М.И. Стратегия партнёрства детских общественных организаций в интересах детей. М.: Изд. центр «Академия», 2015. – 199 с.
  2. Лазарев, В.А. Педагогическое сопровождение одарённый старшеклассников: монография / В.А. Лазарев. – Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2005. – 272 с.
  3. Ковалевич, М.С., Модели содержания и технологии информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения личности / М.С. Ковалевич // Образование и воспитание. – 2012. − №2, − С. 14-22.
  4. Тыкоцкая, А.А., Модель педагогического сопровождения старших подростков в их профессиональном самоопределении / А.А. Тыкоцкая // Образование и воспитание. – 2012. − №9, − С. 26-35.
  5. Болотов, В.А., Сериков, В.В., Компетентная модель от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. − 2003. − №10, − С. 10-19.
  6. Соловей, Т.В., Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся / Т.В. Соловей // Психология. – 2011. − №4, − С. 48-52.
  7. Немченок, М.П., Роль школы и внешкольных учреждений в профессиональном самоопределении учащихся / М.П. Немченок // Образование и воспитание. – 2011. − №6, − С. 30-34.
  8. Юшкевич, Г.И., Профессиональная ориентация учащихся: проблемы и пути выхода из них / Г.И. Юшкевич // Образование и воспитание. – 2015. − №5, − С. 44-46.
Список литературы