Духовно-нравственное осмысление природы преступного поведения в условиях цифрового мира

Духовно-нравственное осмысление природы преступного поведения в условиях цифрового мира

В статье представлена авторская точка зрения на роль духовности в противодействии преступности. Рассмотрена характеристика современного общества, в котором нормы первичных групп (семейные, ведомственные, корпоративные) становятся приоритетными по сравнению с нормами морали и права.

Аннотация статьи
преступность в цифровом мире
духовность
глобализация культуры
социальная аномия
Ключевые слова

Преступность является зеркальным отражением состояния общества и тенденций его развития. Она представляет ярко выраженный социальный индикатор негативного состояния как общества в целом, так и его регионов. Современный этап развития российского общества характеризуется влиянием сложной геополитической обстановкой, ростом терроризма в глобальном масштабе, что требует осмысления природы агрессии и отчуждения.

Проблема отчуждения оформилась в Новое время в рамках европейской цивилизации под названием «нигилизм». В западноевропейской культуре сформировалось несколько идеальных типов человека.

  1. Религиозное учение о спасении через Богочеловека и о Страшном суде. Библию можно рассматривать как своеобразную цивилизационную криминологию, в которой преступность выступает одним из способов преодоления глубинного страха через переступление запрета грехопадения.
  2. Концепция «человек-разумный», согласно которой разум для человека является главенствующим базисным принципом, что позволяет преодолеть инстинкты и страсти, а в итоге преступление.
  3. Концепция «человек-деятельный», отрицающая разум как конститутивную способность человека. В основу концепции положены три универсальных инстинкта: половой инстинкт, инстинкт власти и инстинкт жизни (пропитания) [2, с.11]. Преступление как таковое не осуждается, если оно приводит к успеху.
  4. Концепция отчуждения человека, суть которой состоит в том, что в процессе борьбы за существование происходит замена человеческих свойств и качеств инструментами интеллекта. Криминализация общества рассматривается как естественная фаза на пути освобождения человека о государства и закона.
  5. Концепция Сверхчеловека, в которой человек рассматривается как идеал ответственного творца, лишенного телеологических воззрений. Такой сверхчеловек отрицает не только религиозные начала, но и моральные, государственно-правовые, экономические, культурные и экологические.

Сегодня идет глобальная война за сознание человека, общество переходит из настоящей реальности в выдуманную реальность. Приветствуется точка зрения о мстительности уголовного наказания. Так, Н. Кристи называет два вида правосудия: горизонтальное в виде компенсации причиненного преступлением ущерба и вертикальное, подразумевающее наличие социальной разобщенности [1, с. 110]. Все это усугубляется имеющим место процессом глобализации, в ходе которого мир превращается в единую взаимосвязанную систему, в которой главенствует индивидуализм. Появились глобальные стандарты жизни, например, стандарты потребления: пища, мода, увлечения, потребление наркотиков и т.д. Идет процесс стандартизации культуры, в котором формируется субкультура глобализованной молодежи. Она характеризуется снижением общего культурного уровня, уровня образованности, демонстрацией примитивных поведенческих стандартов и наличием элементов криминальной субкультуры.

Автономия личности лежит и в основе воспроизводства преступности и совершения преступления вообще. Переход России к либеральной экономике, к многовариантной собственности и демократическому управлению произошёл быстро. Социальная и духовная сферы отстали, прежний социальный контроль в виде социалистической идеологии и государственного принуждения был разрушен. Сфера индивидуального потребления бесконтрольно расширилась, сфера возможностей легального удовлетворения индивидуум своих потребностей оказалась недостаточной. Как итог – состояние социальной аномии российского общества, в котором нормы первичных групп (семейные, ведомственные, корпоративные) становятся приоритетными по сравнению с нормами морали и права. В обществе повысился уровень безразличия к преступлениям, если они не затрагивают окружение индивида. Беловоротничковая (коррупционная) преступность в массовом сознании не воспринимается как преступность, поскольку направлена не против людей, а против институтов государства.

Возникает вопрос: «Как бороться с необузданным потреблением и бездуховностью»? С точки зрения криминологии, роль бездуховности как фактора, способствующего и порождающего преступность, не вызывает сомнения. По оценкам криминологов, преступность воспроизводится в результате взаимодействия более 250 факторов из различных сфер жизнедеятельности общества.

В экономической сфере, наряду с кризисными процессами, переживаемыми российским обществом, присутствует множество просчетов при проведении экономических реформ, некоторые из которых откровенно криминальные. В социальной сфере – расслоение и поляризация общества на фоне существования таких деструктивных факторов, как: национализм, сепаратизм, межконфессиональные трения, миграция. В политической сфере – криминогенным фактором являются межнациональные конфликты, коррумпированность должностных лиц, корыстные притязания чиновничьего аппарата, на почве которых имеет место рост преступности и кризис доверия к государству как политической структуре общества. В духовно-нравственной сфере – пропаганда эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной свободы, ориентация на материальное благополучие, достигаемое любой ценой и т д.

В качестве важного инструмента распространения бездуховных и аморальных ценностей выступают средства массовой информации, которые воспитывают людей на идеи вседозволенности, образцах низкопробного искусства и моральной свободы. Немаловажная роль в этом процессе принадлежит Интернету, который представляет собой факт исключительной глобальности большого количества пользователей. Сегодня установлено физическое, реальное и духовное влияние виртуальной действительности на человеческую личность, а также возможность социального и политического контроля над личностью через постоянно обновляемые компьютерные файлы-досье, содержащие обычную и конфиденциальную информацию. Личность в условиях перехода к информационному типу общества претерпевает качественные моральные изменения, связанные со сложностью собственной идентичности личности. Безусловно, интернет-среда не имеет ценностной ориентации, но массив дезориентирующей информации, который там присутствует, влияет на процесс формирования личности.

Современное общество формирует теории и доктрины, которые оправдывают материально-финансовую диктатуру и воспевают веру в «золотого тельца» и материальные блага. Человек освобождается от идеологии, права, свободы человека и гражданина становятся общепринятыми, но только в теории. Политика подменяется экономикой, государства вовлекаются в процесс глобализации, рождается проект «мирового государства». Традиции, семейные ценности, религия не востребованы. Общество рассыпается без морально-этических скреп. Путь к росту преступности и криминализации взаимоотношений человека и общества открыт. В таких условиях духовно-нравственный потенциал общества выступает стратегически важным ресурсом государства, препятствующим криминализации общества.

Таким образом, одним из направлений противодействия преступности является процесс повышения духовности общества через повышение духовности человека, который в своем поведении руководствуется не телесно-материальным, а внутренним опытом, объективно-нравственным, истинным и справедливым.

В этом процессе, на наш взгляд, особая роль принадлежит формированию системы ценностей, ориентированных не только на превентивные меры воздействия, предусматривающие в большей части пресечение преступных проявлений. А на включение моральных поощрений и социального (общественного) клеймения, которые могут транслироваться посредством информационных средств и влиять на поведенческие установки не меньше, чем система уголовных, административных и дисциплинарных наказаний.

Текст статьи
  1. Кристи Н. Приемлемое количество преступлений /под общей редакцией Я.И. Гилинского. СПб.: Алетейя, 2006. 182 с.
  2. Шелер М. Философское мировоззрение. Избранные произведения. М.: Издательство «Гнозис», 1994. 490 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа