Для осуществления грамотного руководства школой директору необходима команда единомышленников в лице сотрудников управленческой команды. В зависимости от результативности школы, с учетом сложности социальных контекстов, в которых она функционирует, управленческие команды можно условно разделить на успешные и неуспешные. Опираясь на типологизацию М.Белебина, для вышеперечисленных типов управленческих команд в подавляющем большинстве случаев присущи определенные характеристики, а именно:
Неуспешные команды.
- команды с конфликтами влияния;
- команды с конфликтами активности; к
- команды не способные вырабатывать идеи и предложения;
- команды не способные организовать деятельность.
Успешные команды.
- классические смешанные команды;
- однородные команды стабильных экстравертов;
- команда во главе с Лидером;
- команда «Аполлон».
Процесс формирования того или иного типа команды может быть целенаправленным и осознанным со стороны руководителя образовательной организации, а может быть бессистемным и неуправляемым, в том случае, когда тот или иной тип команды сформировался сам по себе, без влияния со стороны руководителя. На основании анализа результативности сочинских школ с низким уровнем ИСБШ было выявлено, что в резильентным школам, в отличие от фейлинговых, свойственны управленческие команды, которые по типологизации М.Белебина называются «успешными». Для таких команд, помимо описанных выше характеристик присуще высокий индекс синергии, а также высокий уровень взаимодополняемости и взаимозаменяемости управленческих кадров.
Руководитель школы, заинтересованный в ее результативности, должен понимать важность построения управленческой команды успешного типа. Для достижения данной цели в максимально короткий срок необходимо одновременно двигаться в двух направлениях, а именно: создать систему формальных и неформальных мероприятий, направленных с одной стороны на повышение уровня профессионального мастерства управленческих кадров, а с другой стороны на сплочение коллектива и тимбилдинг. В первом случае это могут быть курсы повышения квалификации, профпереподготовка, коллективные тренинги, квизы. Во втором случае – неформальные корпоративные мероприятия, такие как выход в музей, туристическая поездка, интеллектуальная игра.
Грамотный подбор управленческих кадров руководителем школы, равно как и распределение ролей и обязанностей между ними – залог успешности и результативности школы. Для формирования нужного типа команды необходимы взвешенные, выверенные и осознанные действия в данном направлении директора школы.