Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Влияние типов управленческих команд на результативность школ, функционирующих в ...

Влияние типов управленческих команд на результативность школ, функционирующих в сложных социальных контекстах (на примере общеобразовательных организаций города-курорта Сочи)

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

управленческая команда
административный сотрудник
менеджер
индекс социального благополучия школы
резельентная школа
фейлинговая школа
социальный контекст
результативность школы
типологизация управленческих команд
взаимозависимость
разделяемая ответственность

Аннотация статьи

В статье рассмотрены основные типы управленческих команд, встречающихся в общеобразовательных организациях. Проведен анализ на примере города-курорта Сочи, отражающий взаимосвязь результативности школ, функционирующих в сложных социальных контекстах, с типом управленческих команд. Также в статье отражены механизма перехода от одного типа команды к другому. В заключении статьи сделаны выводы о важности понимания руководителем школы грамотного подбора кадрового состава своей административной команды в разрезе тех социальных контекстов, в которых функционирует школа.

Текст статьи

Для осуществления грамотного руководства школой директору необходима команда единомышленников в лице сотрудников управленческой команды. В зависимости от результативности школы, с учетом сложности социальных контекстов, в которых она функционирует, управленческие команды можно условно разделить на успешные и неуспешные. Опираясь на типологизацию М.Белебина, для вышеперечисленных типов управленческих команд в подавляющем большинстве случаев присущи определенные характеристики, а именно:

Неуспешные команды.

  • команды с конфликтами влияния;
  • команды с конфликтами активности; к
  • команды не способные вырабатывать идеи и предложения;
  • команды не способные организовать деятельность.

Успешные команды.

  • классические смешанные команды;
  • однородные команды стабильных экстравертов;
  • команда во главе с Лидером;
  • команда «Аполлон».

Процесс формирования того или иного типа команды может быть целенаправленным и осознанным со стороны руководителя образовательной организации, а может быть бессистемным и неуправляемым, в том случае, когда тот или иной тип команды сформировался сам по себе, без влияния со стороны руководителя. На основании анализа результативности сочинских школ с низким уровнем ИСБШ было выявлено, что в резильентным школам, в отличие от фейлинговых, свойственны управленческие команды, которые по типологизации М.Белебина называются «успешными». Для таких команд, помимо описанных выше характеристик присуще высокий индекс синергии, а также высокий уровень взаимодополняемости и взаимозаменяемости управленческих кадров.

Руководитель школы, заинтересованный в ее результативности, должен понимать важность построения управленческой команды успешного типа. Для достижения данной цели в максимально короткий срок необходимо одновременно двигаться в двух направлениях, а именно: создать систему формальных и неформальных мероприятий, направленных с одной стороны на повышение уровня профессионального мастерства управленческих кадров, а с другой стороны на сплочение коллектива и тимбилдинг. В первом случае это могут быть курсы повышения квалификации, профпереподготовка, коллективные тренинги, квизы. Во втором случае – неформальные корпоративные мероприятия, такие как выход в музей, туристическая поездка, интеллектуальная игра.

Грамотный подбор управленческих кадров руководителем школы, равно как и распределение ролей и обязанностей между ними – залог успешности и результативности школы. Для формирования нужного типа команды необходимы взвешенные, выверенные и осознанные действия в данном направлении директора школы.

Список литературы

  1. Адизес И.К. (2014) Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. М.: Манн, Иванов и Фербер.
  2. Белбин Р. М. (2003) Типы ролей в командах менеджеров. М.: Hippo;
  3. Галкина Т.П. (2001) Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика.
  4. Ильясов Р.Р. (2003) Управленческая команда как новый тип организационной структуры: дисс. … канд. соц. наук : 22.00.04, Волгоград.
  5. Калабин А.А. (2006) Формирование эффективной управленческой команды: На примере российских коммерческих организаций: дисс. …, кандидат социологических наук : 22.00.08, Москва.
  6. Карташевич Е.В. (2008) Командообразование как фактор повышения эффективности современной организации: дисс. …, кандидат социологических наук: 22.00.08, Ростов н/Д; 71.
  7. Катценбах Д. (2013) Командный подход: Создание высокоэффективной организации. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР.
  8. Козырев Ю.В. (2002) Организация командной работы учителей в условиях развития школы : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01, СПб.
  9. Ямбург Е.А. (1987) Педагогический ансамбль школы. М.: Знание.

Поделиться

598

Сидоркин В. Ю. Влияние типов управленческих команд на результативность школ, функционирующих в сложных социальных контекстах (на примере общеобразовательных организаций города-курорта Сочи) // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 26-27. URL: https://apni.ru/article/7472-vliyanie-tipov-upravlencheskikh-kommand

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#53 (235)

Прием материалов

28 декабря - 3 января

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января