Учебная мотивация как психолого-педагогический феномен

В статье представлены результаты анализа теоретических подходов к исследованию учебной мотивации в психолого-педагогической литературе. Раскрыты основные концепции учения, обучения, общие и специфические особенности понятия учебной как психолого-педагогического феномена.

Аннотация статьи
феномен
учебная деятельность
развитие
мотивация
формирование
Ключевые слова

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема формирования мотивации учебной деятельности и достижений в ней является важнейшим аспектом современного обучения. Школы организуют свою деятельность, стремясь к совершенствованию системы образования, готовя к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания. С каждым годом количество информации, которую приходится усваивать ученикам, увеличивается. Поэтому задача состоит в том, чтобы найти средства и методы, побуждающие учеников к длительному и осмысленному усвоению знаний. Одним из таких средств является мотивация учащихся к обучению. Это делает вопрос о том, как стимулировать мотивацию к обучению, еще более важным.

Мотивация – вопрос не простой. Это связано с тем, что ее изучение напрямую связано с поиском источника человеческой активности, тех стимулов, которые заставляют все действия происходить и определяют направление поведения человека. Проводимые в последние годы исследования показали, что контролирующий или, наоборот, поддерживающий автономию стиль поведения учителя оказывает значительное влияние на внутреннюю мотивацию учащихся [4].

Мотивация, понимаемая как источник активности и одновременно как система стимулов любой деятельности, изучалась с разных сторон и поэтому по-разному трактуется разными авторами. Исследователи определяют мотивацию как особую область, специфическую мотивацию, единую систему мотивации или как особую область, включающую потребности, мотивы, цели и интересы, которые причудливо переплетены и взаимодействуют друг с другом [3].

Интерпретация мотивов соотносит это понятие с потребностями (А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С. Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» используется не для обозначения переживания потребности, а для обозначения цели, к которой эта потребность воплощается в данных условиях и на которую направлена деятельность, как движущая сила деятельности.

По мнению Л.И. Божович, мотив – это то, что существует для осуществления деятельности. Или же, это все, в чем воплощается потребность [1].

В контексте общей психологии мотивация представляет собой сложную совокупность. С этой точки зрения мотивационная сфера или мотивация в широком смысле – это ядро личности, понимаемое как ее установки, ориентации, ценностные ориентации, социальные ожидания, эмоции, желания, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, несмотря на разнообразие подходов, можно сказать, что мотивация понимается большинством авторов как совокупность психологически разнородных факторов, или систем, определяющих поведение и деятельность человека.

Таким образом, мотивация – это совокупность психологических причин, которые объясняют поведение человека, его инициацию, направление и активность [3].

Рассматривая понятие, учебная деятельность, можно отметить, что учебная деятельность – это мотивированная активность, проявляемая учащимся для достижения учебной цели. Для формирования осмысленной учебной деятельности учащиеся должны систематически решать активно мотивированные учебные задачи.

Основными характеристиками, отличающими учебную деятельность от других форм обучения, являются:

  • она направлена, в частности, на изучение учебного материала и решение учебных задач;
  • целью является изучение общего и научного способов поведения;
  • общий способ поведения предшествует решению задач;
  • общий способ поведения предшествует решению задач;
  • по мнению Д.Б. Эльконина, учебная деятельность вызывает изменения в самом субъекте;
  • активные формы обучения – это изменения в психических характеристиках и поведении обучающегося в ответ на последствия его собственных действий.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих основных компонентов: мотивация, различные формы учебных заданий в конкретных ситуациях, учебные действия, контроль, который представляет собой самоконтроль, и оценка, которая представляет собой самооценку. Каждый компонент этой структуры деятельности имеет свои особенности. Учебная деятельность, которая является интеллектуальной по своей природе, характеризуется своей структурой. По Ю. Галантеру, К. Прибраму, Дж. Миллеру, А.А. Леонтьеву строение учебной деятельности составляют наличие мотива, плана (программы, замысел), исполнение (реализация) и контроль.

Мотивация является не только одним из основных структурных компонентов учебной деятельности, но и существенной характеристикой самого субъекта. Мотивация, как первый существенный элемент, входит в структуру учебной деятельности. Мотивация может быть внутренней или внешней по отношению к учебной деятельности, но она всегда является внутренней характеристикой человека, который является субъектом учебной деятельности [4].

Согласно теории самоопределения, на мотивацию учащихся влияет степень удовлетворения таких психологических потребностей, как автономия, компетентность и принадлежность. Учителя, которые прислушиваются к своим ученикам, учитывают их пожелания и предоставляют значимые учебные задачи и ряд вариантов их решения, когда они четко определены и четко мотивированы [6].

В последние годы изучению мотивации уделяется особое внимание в образовательных исследованиях, и отмечается, что мотивация помогает объяснить поведение обучающихся в учебных заведениях.

Эффективность процесса обучения также связана с успешностью адаптации, которая определяется психологическими и психофизиологическими факторами, и никакая оценка этого процесса не может быть полной без рассмотрения роли учебной мотивации в этом процессе [5].

В согласии с И.А. Зимней, учебная мотивация понимается как специфический вид мотивации, содержащийся в учебной деятельности.

За долгую историю исследований природы мотивации сложился ряд подходов к ее изучению. Существует ряд научных работ, в которых рассматриваются подходы к изучению учебной мотивации. Однако, как правило, в них рассматриваются теории, используемые в исследованиях учебной мотивации за рубежом, и теории, характерные для российского высшего образования.

Развитие теоретических подходов к изучению мотивации соответствовало основным концепциям психологической науки. Например, в первой половине 20 века в психологии был популярен бихевиоризм, и возникла теория мотивации, которая понимала мотивацию как биологическую потребность, побуждение. В когнитивной психологии, пришедшей на смену бихевиоризму, возникла теория ожиданий-ценностей, в которой мотивация была функцией оценки вероятности достижения цели и ценности самой цели.

Во многих исследованиях мотивация обучения подразделяется на внутреннюю и внешнюю мотивацию. К внутренним мотивам относятся познавательные мотивы и мотивы развития личности, которые рассматриваются как основа для настойчивости и творчества, в то время как к внешним мотивам относятся социальные мотивы и мотивы достижения, которые рассматриваются как поверхностные стимулы [2].

Таким образом большинство авторов видят мотивацию во внутреннем побуждении, которое определяет направленность, активность его действий в достижении целей или его бездействий. Сформированная учебная мотивация является одной из основных движущих сил учебной деятельности детей. Мотивация не только побуждает и направляет деятельность, но и выполняет смыслообразующую функцию, придавая личностный смысл самой деятельности и ее компонентам.

Текст статьи
  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. – Воронеж. 1995.
  2. Булуева Ш. И. (2020) Теоретические основы формирования учебной мотивации студентов / Р. А. Кучмезов, Л. А. Нальгиева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №. 2 (81). – С. 28-30.
  3. Мишина М. Н. Проблема учебной мотивации и некоторые пути ее решения / Р. В. Кузнецова, А. М. Мишина // Наука и Образование. – 2020. – Т. 3. – №. 4. – С. 34-39.
  4. Налимова И. В. Условия развития учебной мотивации младших школьников / И. В. Налимова, Т. В. Синягина // Начальная школа. – 2020. – №. 10. – С. 44-47.
  5. Филатова О. Ф. Психологическая характеристика учебной мотивации / О. Ф. Филатова // Обзор педагогических исследований. – 2019. – Т. 1. – №. 3. – С. 33-39.
  6. Хусейнова А. А. Влияние результатов независимого оценивания на учебную мотивацию обучающихся / А. А. Хусейнова // Молодой исследователь Дона. – 2021. – №. 4 (31). – С. 147-150.
Список литературы