Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Воспитание самостоятельности и активности у дошкольников подготовительной группы

Воспитание самостоятельности и активности у дошкольников подготовительной группы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

интеллектуальная готовность детей
учебная активность
педагогические методы
развитие интереса к обучению
мотивация для учения
развитие самооценки

Аннотация статьи

В статье рассматривается важность формирования интеллектуальной готовности у детей через активную учебную деятельность и использование разнообразных педагогических методов.

Текст статьи

Главной задачей интеллектуальной готовности ребенка является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, оценка и др. Формирование активности связано с развитием интереса к предполагаемой работе, интерес может быть обусловлен внешними развлекательными моментами, тогда он тормозит развитие волевых усилий, а может быть связан с желанием учиться, познавать новое – последнее служит основой для формирования мотивов учения. Поэтому воспитателю должно быть не безразлично, какие интересы побуждают детей к деятельности.

Если воспитатель умело пользуется различными методическими приемами, творчески продумывает содержание занятия, радуется успехам каждого ребенка, всякий раз подчеркивая совершенствование его индивидуальных умений и знаний, то такой педагог добивается достаточно высокого уровня активности ребят.

Недостатки активности дошкольников объясняются разными причинами. Некоторые дети не могут проявить активность, поскольку им не хватает знаний, но если не привлекать их к общей беседе, не возбуждать желание отвечать, то это приведет и к проблемам в знаниях, и к неразвитости нравственно-волевой сферы: отсутствие умения преодолевать трудности, самостоятельно справляться с заданием. В итоге у детей растет неуверенность в себе, пропадает интерес к учению.

Причинами недостаточной активности могут быть также нерешительность, неуверенность ребенка в себе либо недостаточная сосредоточенность. В подобных случаях, чтобы добиться успеха в обучении и сформировать недостающие у ребенка качества, нужно подбирать индивидуальные средства воспитания. Прежде всего, необходимо поддержать самый простой, робкий ответ ребенка, это вселяет в него уверенность, а положительная оценка побуждает и в дальнейшем принимать участие в общей беседе. Кроме того, ребенка следует побуждать к ответу, спокойно разъяснить ему, почему надо стремиться высказываться.

Одобрение воодушевляет детей. Они начинают поднимать руку, чтобы ответить на следующие вопросы воспитателя. Необходимо сразу заметить и поддержать их желание.

Важно поддержать активность тех детей, которые всегда стремятся отвечать. Невнимание к ним может отрицательно влиять на самочувствие. Воспитатель положительно оценивает их поведение.

Педагог учит детей проявлять сочувствие к ошибке друга, разъясняет, как следует поступить, чтобы помочь ему.

Когда дети достаточно активны, воспитатель выражает одобрение и подчеркивает, что они стали больше знать, многому научились, потому что помогли друг другу. Подобные замечания способствуют установлению коллективных взаимоотношений в группе.

Формирование нравственно-волевых качеств протекает более успешно в условиях, когда детям понятна значимость занятий. В подготовительной к школе группе она связывается с возможностью узнать что-то интересное, с предстоящим поступлением в школу.

Итак, используя практические примеры в процессе обучения детей на занятиях, формируются их нравственно-волевые качества, положительное отношение к учебе, уважение к сверстникам.

Известный советский психолог Л.С. Выгодский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждения тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенному роду внешним воздействиям.

Обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал. В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех – пяти лет. Это возраст особой восприимчивости у дошкольника звуковой части речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте. Психологические новообразования, возникающие на ранних возрастных ступенях ребенка, имеют абсолютное значение в его развитие, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний, которая станет основой будущего изучения предмета. В данном случае подготовка к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет первый звук в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки. Основной задачей становится формирование способа интонационного звука в слове, т.е. подчеркнутого его произношения во время слитного проговаривания всего слова.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника. Таким образом, впервые внимание детей переключается со смысловой стороны речи на звуковую.

Обучение в старшей группе д/с начинается с обучения звуковому анализу. Звуковой анализ – это определение порядка звуков, различение звуков по их качественному определению. Умение слушать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв. В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача – определение словесного ударения и различение ударных и безударных гласных звуков. Эта задача специально включена в работу, т.к. она дает возможность в будущем осуществить быстрый переход от чтения по слогам к чтению слитному, целыми словами. Чтобы закрепить и углубить знания звуковой стороны речи, детям предлагается разбирать пятизвуковые слова различной структуры.

У ребенка-дошкольника игра – его ведущая деятельность. Поэтому в обучении используются дидактические игровые ситуации и приемы. С помощью развлекательных моментов можно поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умения. Дидактические игры проводятся при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней твердые и мягкие согласные, определять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звукам, звуковым моделям, находить сходство и различие и т.д. Подготовленные дети успешно занимаются в 1 классе.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.
  3. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Лукацкий М.А., Остренькова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007.

Поделиться

530

Берестовая Н. С., Курчина Е. Ю., Кальчик Л. А., Берестовая А. С., Хожаинова Т. А., Фомина Е. А. Воспитание самостоятельности и активности у дошкольников подготовительной группы // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 51-53. URL: https://apni.ru/article/7474-vospitanie-samostoyatelnosti-i-aktivnosti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#43 (225)

Прием материалов

19 октября - 25 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

30 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 ноября