Сохранение и защита института семьи является одним из приоритетных направлений политики любого правового государства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплено, что семья, материнство и детство, находятся под защитой государства [1]. Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» также установлено, что крепкая семья относится к важнейшим традиционным ценностям государства, является основой российского общества. Главной задачей государства в данном направлении является выработка мер по противодействию социальным угрозам и совершенствование нормативно-правовой базы по защите института семьи [2]. Соответственно, важными являются: предоставление социальных услуг и реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия.
Семейно-бытовое насилие относится по своей сути к деструктивным общественным явлениями свидетельствует о неблагополучии семьи и нарушении ценностных ориентиров её членов. Указанное явление считается детерминантой социального риска, приводит к возрастанию духовной и нравственной разобщенности, ослаблению взаимного доверия и развитию враждебности членов семьи по отношению к друг другу. Проблема домашнего насилия подрывает основы жизнедеятельности не только семьи, но и социальной безопасности общества и государства, поскольку преступления, совершаемые в области семейно-бытовых отношений, оказывают негативное воздействие на функционирование семьи.
Важным стратегическим документом, направленным на поддержку семьи, является Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [3]. Она закрепляет, что сложности, с которыми имеют дела семьей (нередко экономические), зачастую приводят к утрате семейных связей и конфликтам, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей и других членов семье. К целям государственной семейной политики относят: поддержку, укрепление и защиту семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций. В Концепции сформированы ряд задач, которые направлены, в том числе и на профилактику и предупреждение семейного насилия: развитие кризисных центров для лиц, подвергшихся насилию; внедрение просветительских программ среди населения по профилактике насилия, проведение информационных кампаний о доступных для пострадавших от насилия услугах. В связи с этим, последние несколько лет правозащитные организации, общественные деятели, юристы стали активно освещать данную проблему.
Семейно-бытовое насилие – это цикл систематически повторяющихся физических, сексуальных, эмоциональных, экономических действий, а также действий, причиняющих вред психическому и душевному состоянию человека, применяемые в отношении близких людей, совершаемые против их воли для обретения власти и контроля над ними и управлению их действиями. Домашнее насилие может осуществляться по отношению к абсолютно любому из членов семьи, в особенности, проживающих совместно: к супругу, детям и пожилым людям [4, c. 312]. Однако наиболее пагубное влияние оно оказывает на детей, поскольку любое насилие – физическое, эмоциональное, сексуальное – является по характеру воздействия травматическим для психики ребенка.
В преамбуле Конвенции о правах ребенка упоминается роль семьи как основной ячейки общества и естественной среды для роста и благополучия всех ее членов, в особенности, детей [5]. Жестокость со стороны близких людей становится одним из существенных обстоятельств нарушения физического и психического состояния несовершеннолетних. Распространёнными последствий насилия являются проблемы в социализации: нарушается связь со взрослыми, коммуникативные навыки; ухудшается самооценка, что приводит к развитию чувств вины, стыда, собственной неполноценности, а также часто проявляется агрессия и ненависть, к самому себе. Это нередко приводит к приобщению к криминальному, асоциальному образу жизни, сопряженному с употреблением алкогольных и наркотических веществ или совершением уголовно наказуемых деяний [6, c. 290].
Семейный кодекс РФ в рамках реализации конституционных прав ребёнка возлагает на родителей обязанность по воспитанию и обеспечению интересов ребенка, при осуществлении которой они не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, допускать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей [7]. Равным образом на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, должностные лица в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗвозлагается обязанность по защите прав и интересов ребёнка [8]. Насилие в семье зачастую затрагивает и интересы ее совершеннолетних членов, в подавляющем большинстве, женщин [9].
Ситуация усугубилась по причине принятия в 2017 году изменений в Уголовный Кодекс РФ, согласно которым произошла декриминализация семейно-бытового насилия, путем исключения из диспозиции ст. 116 УК РФ признака о нанесении побоев «в отношении близких лиц» [10]. Ответственность за семейное насилие предусмотрена в настоящее время нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ, где в соответствии со ст. 6.1.1, данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов [11]. Санкция статьи помимо административного ареста и обязательных работ включает также штраф, что в рамках такой категории дел нецелесообразно, поскольку зачастую выплата штрафа происходит из семейного бюджета. Таким образом, потерпевший претерпевает не только физическое насилие, но и экономические лишения.
Уголовная ответственность наступает лишь при нанесении побоев или совершение иных насильственных действий лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Часть 2 ст. 116 УК РФ увеличивает ответственность в случае нанесения побоев лицом, имеющим судимость за преступление, совершенное с применением насилия [10]. На практике это приводит к тому, что правоохранительные органы не уделяют должного внимания данному правонарушению. Так что декриминализация нормы уголовного закона о побоях приводит не к сохранению семьи и защите её членов, а способствует росту тяжких преступлений, как в бытовой сфере, так и за ее пределами.
Привлечение к уголовной ответственности за умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести определено рядом статей Уголовного кодекса РФ (ст.ст.111, 112, 115 УК РФ), при этом каких-либо особенностей привлечения к ответственности при совершении данных преступлений в отношении близких лиц по указанным составам законодательство не предусматривает. Однако в составах ст. 111 и 112 УК РФ содержится квалифицирующий признак «в отношении малолетнего или иного лица, заведомо для виновного, находящегося в беспомощном состоянии». Кроме того, преступление, предусмотренное ст. 115 УК РФ относится к категории частного обвинения, а это зачастую приводит к тому, что потерпевший примиряется с причинителем вреда, и последний никакой ответственности не несёт. Такое уголовное дело возбуждается только по заявлению пострадавшей стороны, при этом правоохранительные органы не задействованы в процессе доказывании вины, потерпевшие сами подают заявление в мировой суд, собирают доказательства, выступают на стороне обвинения в суде, а это приводит к тому, что такие преступления становятся латентными, а потерпевшие – не имеют должной защиты. В связи с этим, было бы правильнее перевести данную категорию дел в разряд частно-публичных обвинений.
Проблемным также является то, что УК РФ не устанавливает ответственность за психологическое насилие, являющееся достаточно распространенным явлением в рамках семейно-бытового насилия. Положения ст. 117 УК РФ предусматривают уголовное наказание за психические страдания, если они были причинены вследствие систематического нанесения побоев или иных действий насильственного характера. В связи с чем, различного рода действия, направленные на унижение, оскорбление, травлю, контроль над личностью, если они не сопряжены с применением физического насилия, не охватываются диспозицией ст. 117 УК РФ и не подпадают под определение иных насильственных действий. В свою очередь, закон предусматривает возможность наступления ответственности за психологическое насилие в рамках ст. 110 УК РФ, но только после уже свершившегося факта самоубийства или попытки его совершения, произошедшего под воздействием угроз, оскорблений и унижения личности.
В то же время рассмотрение дел о насилии в семье чаще всего затруднено из-за ненадлежащего отношения сотрудников полиции к данным преступлениям, в особенности, если это касается преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности (ст.ст.131-135 УК РФ). Несмотря на то, что закон не предполагает каких-либо исключений по привлечению к ответственности супругов или партнеров, на практике правоохранительные органы нередко относятся с предубеждением к заявлениям о сексуальных преступлениях в семье.
На данный момент в действующем российском законодательстве отсутствуют определение «семейно-бытового насилия» и его разновидностей, релевантные материальные и процессуальные нормы, регулирующие существующую проблему [12]. В 2019 году был внесен на рассмотрение Советом Федерации проект ФЗ «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», который на сегодняшний момент не принят из-за некоторых существенных недочетов. В частности, данный законопроект дает дефиницию семейно-бытового насилия как «умышленного деяния, причиняющего или содержащего угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащего признаки административного правонарушения или уголовного преступления», что не предполагает административного и уголовного вмешательства, а рассматривает лишь малозначительные деяния.
Для доступности понимания и правильного толкования, можно использовать уже выработанное в международном праве понятие домашнего насилия, которое означает все акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, которые происходят в кругу семьи или в быту или между бывшими или нынешними супругами или партнерами, независимо от того, проживает или не проживает лицо, их совершающее, в том же месте, что и жертва» [13].
Кроме того, необходимо разработать чёткие определения для каждого из видов насилия, включенных в общее понятие семейно-бытового насилия.
Относительно перечня лиц, подвергающихся семейно-бытовому насилию, важным упущением является игнорирование детей, как одних из потенциальных жертв насилия, а также тех, кто не связан родством или свойством, но при этом совместно проживает и/или ведет совместное хозяйство, иначе они выходят за рамки защиты от насилия.
В рамках профилактических действий необходимо уделить больше внимания различного рода мероприятиям по обеспечению психологической и юридической помощи пострадавшим от насилия лицам.
Возникают определенные проблемы и с регулированием вопроса о защитном предписании, так как законопроект закрепляет лишь запрет на контакты с жертвами насилия и выяснение места ее пребывания, а моменты относительно выдачи охранного ордера (запрет на приближение) и конкретной ответственности за нарушения защитного предписания не закреплены.
Судебное защитное предписание предусматривает обязанность нарушителя покинуть место совместного проживания, только при наличии иного жилого помещения, то есть в случае его отсутствия правонарушитель и пострадавшее лицо будут и дальше проживать совместно, что увеличивает шансы на повторное совершение акта насилия [14, c. 161]. Целесообразно на период действия защитного предписания помещать пострадавших в специализированные кризисные центры, где они могли бы не только проживать, но и получать психологическую и юридическую помощь.
На сотрудников органов внутренних дел возможно помимо обязанности по защите пострадавших и иных лиц от семейно-бытового насилия, рассмотрению заявлений и сообщений о фактах семейно-бытового насилия, также возложить обязанность по разработке и применению правовых мер, регламентирующих порядок сбора письменных объяснений с пострадавших, очевидцев, нарушителей; разъяснению пострадавшему от семейно-бытового насилия его прав, с согласия пострадавшего обеспечить его транспортировку в безопасное место либо в специализированное учреждение социального обслуживания или иную организацию по оказанию помощи пострадавшим; осуществлять контроль за соблюдением нарушителем защитных предписаний и судебных защитных предписаний. Также требуется внести в профилактические мероприятия, деятельность по размещению в регионах многофункциональных кризисных центров, работающих круглосуточно, для оказания поддержки пострадавшим и обеспечение бесплатной юридической и психологической помощи.
Проблема семейно-бытового насилия весьма распространена во многих странах и задачей любого правового государства является выработка мер по противодействию и профилактике правонарушений в области семейных отношений. В Российской Федерации пока только предпринимаются попытки по разработке методов и средств для решения данной проблемы. Тщательная разработка и принятие закона, направленного на профилактику семейного насилия, могли бы послужить эффективным механизмом, нацеленным на борьбу со многими видами насилия внутри семьи.