Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Взаимосвязь физической подготовки и патриотического воспитания

Взаимосвязь физической подготовки и патриотического воспитания

Научный руководитель

Бакешин Константин Петрович

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая подготовка
патриотизм
молодёжь
студенты

Аннотация статьи

В статье рассматривается взаимосвязь физической подготовки и патриотизма, ставится под вопрос влияние патриотизма на интерес молодёжи к физической культуре.

Текст статьи

Физическая подготовка – это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей, необходимых в профессиональной или спортивной деятельности.

Показатель физической подготовки тесно связан с защитой государственной целостности страны, с защитой интересов государства, что связывает сами понятия «физической подготовки» и «патриотизма».

Патриотизм – это принятие себя, своей идентичности как части своего государства. Это преданность Родине, чувство любви по отношению к ней, своему народу, культурным ценностям своего народа. Более того, патриотизм подразумевает под собой полную готовность служить интересам своей страны, стремление трудиться на благо её развития.

Готовность молодёжи к защите Отечества тесно связана с уровнем физической подготовки. В настоящих реалиях уровень физической подготовки населения, главным образом молодёжи допризывного возраста, значительно ухудшается. К концу обучения в школе количество учеников, не имеющих отклонений в физическом и психологическом здоровье, уменьшилось примерно на 20%. Заболеваемость, однако, касается не только молодёжи допризывного возраста – она охватывает все возрастные группы. Данное явление вызвано следующими причинами:

  1. ухудшение экологии, в том числе ухудшение качества продуктов, а значит и питания в целом;
  2. широкая распространённость нездорового образа жизни;
  3. некачественные услуги здравоохранения;
  4. недифференцированный учебный процесс (отсутствие учёта индивидуально-психологических особенностей обучающихся), завышенные требования учебной программы и прочее [3, с. 166].

Совокупность факторов привела к процессу снижения физической подготовленности призывников России, внушительная часть призывников не способна выполнить нормативные требования. Как следствие, всё большее и большее число юношей не готовы к службе в Вооружённых Силах России. Специалистам по физической культуре, в том числе специалистам по работе со студенческой молодёжью известно, что 50% выпускников общеобразовательных учреждений имеют два или более хронических заболеваний, а нормативы даже на оценку «удовлетворительно» не способно выполнить около 40% молодых людей призывного возраста. Итоги различных социологических исследований показывают, что 50% студентов от общего числа учащихся по заключению медицинского обследования направляются в специальные медицинские группы. Более того, показатель физического здоровья молодых людей линейно снижается в зависимости от курса обучения [1, с. 1].

Под воздействием совокупности факторов, в сфере физической культуры и спорта идёт активный процесс разработки и внедрения в практику физкультурно-оздоровительной работы различных методик, нацеленных на развитие физических способностей и повышение уровня здоровья человека.

В нынешний момент начальная военная подготовка в школах практически упразднена, а военно-патриотические и военно-спортивные клубы и секции держатся на инициативе и энтузиазме немногих руководителей и активистов. К тому же наблюдается резкое снижение эффективности действующей системы физической подготовки молодёжи. Учебные программы подготовки юношей-допризывников, разработанные много лет назад, не удовлетворяют потребность современной армии в призывниках с достойным уровнем подготовки и с позволяющим проходить военную службу уровнем здоровья. В первую очередь именно состояние здоровья и физическая подготовка определяют готовность молодого человека к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Принято считать, что нехватка служащих в Вооружённых Силах РФ, неготовность молодёжи к защите Отечества связана не только с деградацией физического развития молодёжи, но также и со снизившимся уровнем патриотизма в современной России среди молодых людей студенческого возраста. Важно упомянуть и рассмотреть следующие причины некоторого всё-таки наблюдаемого патриотического «упадка»:

Во-первых, патриотизм – это черта, обретение которой никак невозможно само по себе. В подавляющем большинстве случаев развитие патриотических чувств в человеке происходит под влиянием воспитания в семье, коллектива и системы образования, государственной политики.

Вторая причина – беспрепятственная «вестернизация» мировой культуры, в том числе и культуры Российской Федерации. Интеграция западной культуры, проникновение её ценностей нанесли достаточно сильный удар по традиционным ценностям нашего общества, главным образом на патриотизм и патриотическое воспитание. Усугубило данную причину и то, что государство долгое время не уделяло должного внимания вопросу патриотического воспитания молодёжи и граждан своей страны в целом.

Третья причина – смена шкалы ценностей в нашем государстве в связи со сменой правящих верхушек, элиты и господствующего класса. После распада Советского Союза многие достижения советского времени стали отрицаться, началось умалчивание достижений нашей страны в научной и социальной сферах, в технических разработках. От этого значительно сократилось основание для патриотического воспитания.

Усугубляемый фактор данной причины – очернение прошлого, разделение событий на «белое» и «чёрное». Средства массовой информации, а также и система образования, особенно школьного, стали делать упор на демонстрации просчётов, ошибок, преступлений власти советского периода, отодвинув на второй план тот факт, что именно в советский период наша страна достигла высшей точки в своём развитии за всю свою историю.

Стоит в качестве причины снижения уровня патриотизма отметить и одно из последствий перехода к рыночной экономике – смена фокуса, изменение приоритетных целей молодёжи и граждан. Деньги выходят на передний план как главная цель, затем следует успех в карьере и/или бизнесе. Нацеленность на личное обогащение, персональный успех и процветание уменьшает базу для патриотического воспитания молодёжи.

Патриотические настроения колеблются также и от уровня заботы власти над гражданами в социально-экономической сфере. Чаще всего помощь предоставляется либо в недостаточном количестве, либо не всем нуждающимся. Это расценивается населением как безразличие и нелюбовь и, конечно, превращается в ответную форму по отношению к государству [4, c. 147].

Несмотря на вышеперечисленные исторические и социально-экономические факторы, которые стали причиной очевидного снижения патриотических настроений среди молодёжи, в 2022 г. среди студентов государственного университета имени М.В. Ломоносова и Тверского государственного технического университета был проведён опрос на тему ценностных ориентаций и представлений о патриотизме, результаты которого кажутся достаточно позитивными и противоречат общественному мнению о патриотизме среди молодёжи от 17 до 24 лет [2]. Ответы на вопрос «Что значит быть патриотом?» представлены в таблице ниже (табл. 1).

Таблица 1

Быть патриотом значит любить свою страну

55,4%

Быть патриотом значит пытаться сделать жизнь в стране лучше

41,3%

 

Быть готовым защищать свою страну

38,2%

Уважать своих сограждан

13,1%

Ставить интересы своей страны превыше своих

10%

На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом?» ответы представлены на рисунке. Следует отметить тот факт, что примерно половина опрошенных студентов считает, что большинство молодёжи не является патриотами, тогда как более 80% участников опроса полноценно или частично отнесли себя к патриотам. Более того, опросом были выделены основные положения, которые студенты считают причинами негативного смыслового окраса понятия «патриотизм» (табл. 2). О недостаточном развитии патриотического воспитания как одной из причин высказались лишь 17,1%.

Мнения о необходимости систематического патриотического воспитания, однако, разделились. Положительно ответили («Да» и «Скорее, да») около 51% студентов, 34,5% респондентов высказали сомнение или отрицание. Затруднились с ответом 15% опрошенных. Также, по мнению респондентов, наибольший вклад в патриотическое воспитание молодёжи должна вносить семья (73,6% в числе других ответов) и образовательные организации (50,4% в числе других ответов).

Рис. Считаете ли вы себя патриотом?

Таблица 2

Положение

Популярность положения у респондентов

Слово употребляется слишком часто и не к месту

48,1%

Неправильное понимание слова «патриотизм»

38,9%

Непонимание того, как должны вести себя настоящие патриоты

35%

Какие выводы можно сделать из приведённых данных? Большинство студентов в возрасте 17-24 лет в той или иной мере разделяет патриотические настроения, что противоречит мнению о том, что молодёжь абсолютно не патриотична. Можно ли считать некоторый «патриотический упадок» среди представителей молодёжи основной причиной общего снижения уровня здоровья молодёжи – тоже вопрос спорный.

С целью дать наиболее точный ответ на этот вопрос, я провела небольшое анкетирование среди первокурсников Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской Таможенной Академии. Главной задачей анкетирования было определить общее мнение студентов о занятиях по дисциплине «физическая культура».

Результаты вышли следующими: 85,3% опрошенных студентов посещают занятия по физической культуре, большинство из них (60%) пропускают занятия главным образом по состоянию здоровья. На вопрос «Нравятся ли тебе занятия?» 28,1% респондентов ответили «Да»; 34,4% - «Скорее да, чем нет»; 28,1% - «Скорее нет, чем да»; и только 9,4% из общего числа опрошенных выбрали категоричное «Нет».

На вопрос «Если тебе нравятся занятия физкультурой, то почему?» ответы следующие (табл. 3):

Таблица 3

Я люблю спорт

35%

Занятия кажутся мне интересными

10%

После занятий я хорошо себя чувствую

30%

Всё вышеперечисленное

25%

Данные сведения говорят о том, что большинству первокурсников нравятся или почти нравятся занятия по физической культуре. Более того, часть студентов высказалась о желании проведения теоретических занятий по физической культуре, а также об организации новых спортивных секций. Значит, в совокупности с положительными результатами опроса на определение ценностных ориентаций, итог следующий: физическую культуру можно использовать как инструмент воспитания патриотизма.

Однако этот вывод не отменяет того факта, что 37,5% опрошенных первокурсников имеют больше негативное, чем положительное мнение о занятиях по физической культуре. Ниже приведены ответы на вопрос «Если тебе не нравятся занятия физкультурой, то какова причина?» (табл. 4).

Таблица 4

Не интересно на занятиях

15,4%

Не нравится система сдачи нормативов

38,5%

Присутствуют стеснение/комплексы

23,1%

Я чувствую себя неуютно

30,8%

Всё вышеперечисленное

15,4%

Статистика показывает, что основными причинами негативного мнения являются существующая система сдачи нормативов, наличие комплексов, стеснения и чувства дискомфорта. Это ставит вопрос о доработке российских учебных программ по физической культуре, но, очевидно, некоторая система контроля не может быть искоренена полностью, ведь тогда у студентов будет меньше мотивации исправно посещать занятия.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что между патриотическим и физическим воспитанием существует связь, и она заключается в прививании интереса к деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации через активную деятельность. Участники опроса о ценностных ориентациях отметили одной из главных проблем российского патриотического воспитания «неинтересные программы и мероприятия для молодёжи» [2, с. 25], что так же необходимо взять во внимание при разработке оптимальных учебных программ. Дискомфорт части студентов во время занятий физической культурой говорит о необходимости вызвать интерес у студентов к патриотической тематике без строгих ограничивающих нормативов. Это может быть сделано с помощью добавления в учебную программу военно-прикладных упражнений (в первую очередь их упрощённых вариантов), с помощью организации интересных и адаптированных для молодёжи мероприятий (например, спортивные ориентирования). Развитие интереса к патриотической тематике также может быть достигнуто через лекционный курс по физической культуре, разработанный специально с этой целью.

Необходимо разработать оптимальные учебные и внеучебные мероприятия, которые через спорт, через развитие физических навыков вызовут интерес к теме патриотизма. Более того, улучшение системы нормативов сократит дискомфорт учеников во время занятий, что поспособствует повышению продуктивности занятий. В совокупности эти два следствия приведут к постепенному разрешению проблемы нехватки призывников в Вооружённые Силы Российской Федерации, ведь комфортная обстановка на занятиях будет повышать желание студентов работать над собой, что, соответственно, в некоторой степени сгладит проблему массового ухудшения здоровья.

Список литературы

  1. Волков А.В. Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи // Проблемы современной науки и образования. 2016. С.1-2.
  2. Калинич В.С. Ценностные ориентации и представления молодёжи о патриотизме и патриотическом воспитании в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2023. 21; С.23-29.
  3. Медведев Р.Г., Харитонова Г.Р. Особенности физической подготовки молодёжи допризывного возраста // Гуманитарные проблемы военного дела. 2019. No. 4. С.166-167.
  4. Суслов М.Г. Проблемы патриотического воспитания в современной России // сбор.докл. Пути развития России в консервативно-либеральном диалоге: история и современность. 2022. С.146-149.

Поделиться

888

Бычкова М. А. Взаимосвязь физической подготовки и патриотического воспитания // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.III.С. 117-121. URL: https://apni.ru/article/7480-vzaimosvyaz-fizicheskoj-podgotovki-i-patrioti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря