В современном образовательном процессе зачастую обучающиеся сталкиваются с психическими проблемами, такими как стресс, бессонница, тревожность и т.д. В непрерывно меняющихся условиях, которые связаны со сменой обстановки, ростом объема информации, формированием нервно-эмоционального напряжения, гиподинамией обучающимся необходимо принимать правильные решения.
Образовательный процесс напрямую связан с умственной деятельностью, у обучающихся ежедневно проходят учебные занятия, на которых они получают большой объем знаний, выполняют большой объем работы и многое другое [1]. Если рассматривать курсантов, которые проходят обучение в ведомственной образовательной организации, сопровождается соблюдением дисциплины и выполнением служебных обязанностей [6]. Исходя из этого курсанты должны быстро восстанавливать свое моральное состояние.
Одним из способов восстановления являются физические нагрузки. Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервный и гуморальный механизмы. Например, физические упражнения способствуют высвобождению эндорфинов, за счет чего улучшается настроение и снимается напряжение. Физические нагрузки оказывают разностороннее воздействие на психические функции, приводя их в активное и устойчивое состояние [2].
Регулярные физические занятия влияют и на внешний вид курсантов, таким образом, если обучающийся имел комплексы, связанные с его весом или просто внешним видом, то за счет занятий по физической подготовки он улучшит свою форму и повысить свою самооценку и станет более уверенным.
За счет того, что на занятиях изучаются различные виды упражнений, такие как бег, гимнастика, боевые приемы борьбы, проходят лыжную подготовку и т.д. у курсантов развиваются когнитивные функции, к которым относятся память, концентрация внимания и т.д. Также данные упражнения развивают силу, выносливость, скорость.
Физические занятия, проводимые для группы курсантов, учат их взаимной поддержке, помогают наладить коммуникацию с новыми людьми. Особенно это важно в первый год обучения, когда курсанты приезжают с разных регионов и находятся вдали от дома, им необходимо найти друзей и поддержку в окружающем их обществе [3].
Конечно, физические нагрузки положительно влияют на большинство людей, но некоторых они наоборот вводят в стрессовые ситуации. Для того чтобы этого избежать таким курсантам нужно правильно распределять физическую нагрузку и постепенно ее увеличивать. Рекомендуется проводить периоды отдыха для восстановления утраченных сил [5].
Так же необходимо вести сбалансированный образ жизни, уделяя время не только тренировкам, но и вести правильное питания, достаточно спать, учиться контролировать себя во время стресса, не погружаться в депрессивное состояние.
Можно сделать вывод, что физическая нагрузка в основном положительно влияет на психоэмоциональное состояние обучающихся, в том числе и курсантов. Упражнения, которые состоят из нескольких простых элементов, оказывают воздействие на интеллектуальную деятельность в большей степени, чем простые упражнения. Так же хотелось отметить, что одной из более эффективной формой занятий у курсантов является утренняя физическая зарядка, которая направлена на развитие выносливости, быстроты, силы и ловкости [4]. В процессе физических нагрузок курсанты учатся управлять своими эмоциями, тренируют силу воли, а также отвлекаются от учебных занятий.