Транспортная сфера независимого и нейтрального Туркменистана относится к одному из наиболее развитых сегментов национальной экономики, который вносит значительный вклад в реализацию Целей устойчивого развития. Одной из основных задач, указанных в государственных программах, разработанных непосредственно под руководством Уважаемого Президента Сердара Бердымухамедова, относится и постепенная интеграция нашего государства в существующие международные транспортные системы с расширением и модернизацией соответствующей инфраструктуры. Необходимо отметить, что функционирование транснациональных транспортных коридоров способствует возрождению Великого Шёлкового пути и ускоренному экономическому сотрудничеству зарубежных государств. Поэтому дальнейшее строительство и реконструкция дорожной транспортной сети относятся к приоритетным направлениям развития отечественной экономики, являясь неотъемлемой частью международных транспортно-транзитных коридоров [1].
Дорожно-строительный комплекс представляет собой многоотраслевую структуру, объединяющую подрядные, проектные и специализированные организации, предприятия строительной индустрии и транспортной логистики.
Система управления инновациями включает обоснование и выбор проектных решений, планирование, организацию, контроль и анализ инновационного процесса. Она охватывает все этапы: научные исследования, опытно-конструкторские разработки, экспериментальное строительство для подготовки массового внедрения, оценку полученного эффекта.
Строительство автомобильных дорог в стране ведётся согласно требованиям и международным стандартам специализированных транспортных организаций. В настоящее время на территории независимого и нейтрального Туркменистана сооружены и функционируют следующие автомобильные трассы, относящиеся к международным транспортным коридорам: Ашхабад–Дашогуз; Ашхабад – Гаудан; Туркменбаши – Ашхабад – Мары – Туркменабат – Фарап – граница c Узбекистаном; Кызыларбат – Гудриолум; Туркменбаши – Гарабогаз. Маршруты вышеуказанных транспортных магистралей проложены по территории всех пяти велаятов. Как отмечают специалисты, наблюдается их ускоренный рост как торгово-политического так и транспортного значения [2, 3].
Наиболее важную экономическую роль имеют автомагистрали, расходящиеся от столицы-города Ашхабада по всем направлениям к центрам всех пяти велаятов: Ашхабад – Туркменабат, Ашхабад – Туркменбаши, Ашхабад – Дашогуз и Ашхабад – Мары. Государственный концерн «Туркменавтоёллары» выполняет все работы, связанные со строительством и реконструкцией автомобильных дорог, а также необходимым текущим их ремонтом. Данный концерн располагает современной дорожно-строительной техникой, из которой более 70 % составляет автомобильный транспорт. Кроме того, данная государственная организация контролирует заводы по производству асфальтобетона [4, 5, 6].
Необходимо отметить, что при строительстве автомагистралей используется местный строительный материал-нефтяной битум. Анализ химических параметров показывает, что он представляет собой достаточно вязкий продукт чёрного цвета, который отличается пониженной как электропроводностью, так и теплопроводностью. Также для данного химического продукта характерна водонепроницаемость и газонепроницаемость, а также повышенная стойкость к некоторым химическим реагентам. Вышеуказанные качественные характеристики по химическому составу приводят к выводу, что нефтяной битум относится к наиболее подходящим строительным материалом, используемых при строительстве автодорог. Поэтому для производства качественного дорожного битума в Сейдинском нефтеперерабатывающем заводе, расположенном в Лебапском велаяте, была введена в строй новейшая технологическая установка по производству местного дорожного битума. Данная инновационный метод получения дорожных битумов из добываемой на территории Туркменистана нефти соответствует международным стандартам. Разработанная методика подбора наилучшего соотношения битума и соответствующих добавок дает в результате улучшение одного или нескольких свойств готового битумного материала.
Одна из крупнейших битумных установок была введена в эксплуатацию в нашей стране Балканском велаяте на Туркменбашинском нефтеперерабатывающем заводе. Рекомендуется ввести здесь в эксплуатацию инновационную технологию с использованием в качестве модификаторов местных отходов пропилена и полиэтилена. Данные полимеры для битума являются наилучшими химическими добавками, способными продлевать срок службы битума в результате придания имя им соответствующих свойств, которые содействую образованию достаточно прочной химической связи между битумом и другими материалами.
Необходимо отметить, что в битумных композитных материалах применяются различные виды полимеров, которые увеличивают возможности их повторного использования. В настоящее время в нашей стране разработаны современные технологии по переработке и утилизации отходов вышедших из использования автомобильных шин. Основой данной технологической схемы является измельчение автомобильных шин, других изношенных резинотехнических изделий с целью получения резиновой крошки или порошка. Наиболее практичным явился метод механической переработки.
Вовлечение в хозяйственный оборот таких продуктов вторичной переработки шин, таких как резиновая крошка, существенно решит ряд задач в области улучшения качества строительства автодорог и производства инновационных высокоустойчивых материалов [7, 8]. Использование вторичного полипропилена и полиэтилена в качестве химического модификатора дорожного битума позволяет получить полимерно-битумную вяжущую смесь, которая будет иметь более широкий температурный интервал и обладать значительными эластичными свойствами.