Главная
АИ #46 (176)
Статьи журнала АИ #46 (176)
Некоторые аспекты развития дорожного строительства Туркменистана

Некоторые аспекты развития дорожного строительства Туркменистана

Научный руководитель

Эркаева Айман

Рубрика

Архитектура, строительство

Ключевые слова

инновационные технологии
дорожные покрытия
битум
отходы резинотехнических изделий

Аннотация статьи

Выполнен комплексный анализ современного состояния дорожного строительства Туркменистана. Приходится к выводу, что строительство и реконструкция дорожной транспортной сети относятся к приоритетным направлениям развития отечественной экономики, являясь неотъемлемой частью международных транспортно-транзитных коридоров. Проведен анализ используемых инновационных методов по улучшению качества дорожного битума на предприятиях нашей страны. Указана целесообразность использования в производстве дорожных покрытий отходов резинотехнических изделий, в том числе и автомобильных шин, в целях улучшения их качественных характеристик.

Текст статьи

Транспортная сфера независимого и нейтрального Туркменистана относится к одному из наиболее развитых сегментов национальной экономики, который вносит значительный вклад в реализацию Целей устойчивого развития. Одной из основных задач, указанных в государственных программах, разработанных непосредственно под руководством Уважаемого Президента Сердара Бердымухамедова, относится и постепенная интеграция нашего государства в существующие международные транспортные системы с расширением и модернизацией соответствующей инфраструктуры. Необходимо отметить, что функционирование транснациональных транспортных коридоров способствует возрождению Великого Шёлкового пути и ускоренному экономическому сотрудничеству зарубежных государств. Поэтому дальнейшее строительство и реконструкция дорожной транспортной сети относятся к приоритетным направлениям развития отечественной экономики, являясь неотъемлемой частью международных транспортно-транзитных коридоров [1].

Дорожно-строительный комплекс представляет собой многоотраслевую структуру, объединяющую подрядные, проектные и специализированные организации, предприятия строительной индустрии и транспортной логистики.

Система управления инновациями включает обоснование и выбор проектных решений, планирование, организацию, контроль и анализ инновационного процесса. Она охватывает все этапы: научные исследования, опытно-конструкторские разработки, экспериментальное строительство для подготовки массового внедрения, оценку полученного эффекта.

Строительство автомобильных дорог в стране ведётся согласно требованиям и международным стандартам специализированных транспортных организаций. В настоящее время на территории независимого и нейтрального Туркменистана сооружены и функционируют следующие автомобильные трассы, относящиеся к международным транспортным коридорам: Ашхабад–Дашогуз; Ашхабад – Гаудан; Туркменбаши – Ашхабад – Мары – Туркменабат – Фарап – граница c Узбекистаном; Кызыларбат – Гудриолум; Туркменбаши – Гарабогаз. Маршруты вышеуказанных транспортных магистралей проложены по территории всех пяти велаятов. Как отмечают специалисты, наблюдается их ускоренный рост как торгово-политического так и транспортного значения [2, 3].

Наиболее важную экономическую роль имеют автомагистрали, расходящиеся от столицы-города Ашхабада по всем направлениям к центрам всех пяти велаятов: Ашхабад – Туркменабат, Ашхабад – Туркменбаши, Ашхабад – Дашогуз и Ашхабад – Мары. Государственный концерн «Туркменавтоёллары» выполняет все работы, связанные со строительством и реконструкцией автомобильных дорог, а также необходимым текущим их ремонтом. Данный концерн располагает современной дорожно-строительной техникой, из которой более 70 % составляет автомобильный транспорт. Кроме того, данная государственная организация контролирует заводы по производству асфальтобетона [4, 5, 6].

Необходимо отметить, что при строительстве автомагистралей используется местный строительный материал-нефтяной битум. Анализ химических параметров показывает, что он представляет собой достаточно вязкий продукт чёрного цвета, который отличается пониженной как электропроводностью, так и теплопроводностью. Также для данного химического продукта характерна водонепроницаемость и газонепроницаемость, а также повышенная стойкость к некоторым химическим реагентам. Вышеуказанные качественные характеристики по химическому составу приводят к выводу, что нефтяной битум относится к наиболее подходящим строительным материалом, используемых при строительстве автодорог. Поэтому для производства качественного дорожного битума в Сейдинском нефтеперерабатывающем заводе, расположенном в Лебапском велаяте, была введена в строй новейшая технологическая установка по производству местного дорожного битума. Данная инновационный метод получения дорожных битумов из добываемой на территории Туркменистана нефти соответствует международным стандартам. Разработанная методика подбора наилучшего соотношения битума и соответствующих добавок дает в результате улучшение одного или нескольких свойств готового битумного материала.

Одна из крупнейших битумных установок была введена в эксплуатацию в нашей стране Балканском велаяте на Туркменбашинском нефтеперерабатывающем заводе. Рекомендуется ввести здесь в эксплуатацию инновационную технологию с использованием в качестве модификаторов местных отходов пропилена и полиэтилена. Данные полимеры для битума являются наилучшими химическими добавками, способными продлевать срок службы битума в результате придания имя им соответствующих свойств, которые содействую образованию достаточно прочной химической связи между битумом и другими материалами.

Необходимо отметить, что в битумных композитных материалах применяются различные виды полимеров, которые увеличивают возможности их повторного использования. В настоящее время в нашей стране разработаны современные технологии по переработке и утилизации отходов вышедших из использования автомобильных шин. Основой данной технологической схемы является измельчение автомобильных шин, других изношенных резинотехнических изделий с целью получения резиновой крошки или порошка. Наиболее практичным явился метод механической переработки.

Вовлечение в хозяйственный оборот таких продуктов вторичной переработки шин, таких как резиновая крошка, существенно решит ряд задач в области улучшения качества строительства автодорог и производства инновационных высокоустойчивых материалов [7, 8]. Использование вторичного полипропилена и полиэтилена в качестве химического модификатора дорожного битума позволяет получить полимерно-битумную вяжущую смесь, которая будет иметь более широкий температурный интервал и обладать значительными эластичными свойствами.

Список литературы

  1. Бердиева А. и др. Современное состояние дорожной автомобильной сети Туркменистана / Символ науки.2023. no. 3-2.
  2. Myradow Ý., Bezirgenow D. Awtomobil ýollarynyň gurluşygynyň ýokary hilli bolmagyny üpjün etmek / Türkmenistanyň gurluşygy we binagärligi, jemgiýetçilik-syýasy we ylmy žurnaly Aşgabat,2019. №2.
  3. Котлярский Э.В. Строительно-технические свойства дорожного асфальтового бетона М.: 2004.
  4. Загидуллина Г.М., Зайнуллина Д.Р., Мавлютова А.Р., Сиразетдинова Э.Р. Реализация инновационных проектов как основа экономического развития // Российское предпринимательство. 2017. № 23.
  5. Ильина Е.В., Курзина И.М. Развитие промышленности строительных материалов с учетом использования рынка информационных услуг // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 9(103).
  6. Клещева О.А. Особенности расчета эффективности инноваций с учетом затрат на охрану окружающей среды // Вопросы инновационной экономики. 2017. № 4.
  7. Клещева О.А. Развитие автодорожного строительства в Республике Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 3.
  8. Лапин Р.П. Оценка густоты дорожной сети // Молодой ученый. 2016. №12.

Поделиться

403

Шаджанов А.., Оразов Б.. Некоторые аспекты развития дорожного строительства Туркменистана // Актуальные исследования. 2023. №46 (176). Ч.I.С. 80-82. URL: https://apni.ru/article/7485-nekotorie-aspekti-razvitiya-dorozhnogo-stroit

Похожие статьи

Актуальные исследования

#39 (221)

Прием материалов

21 сентября - 27 сентября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

2 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

15 октября