Главная
АИ #9 (12)
Статьи журнала АИ #9 (12)
Особенности введения ребенка с нарушением слуха в общеобразовательную среду масс...

Особенности введения ребенка с нарушением слуха в общеобразовательную среду массовой школы

Автор(-ы):

Мауенова Молдир Макимовна

Рахметова Анар Муратовна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

неслышащие
слабослышащие дети
коррекция
развитие
реабилитация
инклюзия

Аннотация статьи

В статье представлены основные признаки и особенности слухоречевого развития у детей с сохранным и нарушенным слухом. На основе всестороннего теоретического анализа представлена общая характеристика этапов нарушения речи детей при нарушенном слухе. Состояние слухового восприятия зависит от сохранности слуховой функции ребенка, от её функциональной работы в соответствии с онтогенезом нормального развития.

Текст статьи

В системе образование Республики Казахстан, как и других странах мира, ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии, все более и более активно занимает инклюзия. Не смотря на различные трудности, связанные с обучением детей с нарушением развития в массовой школе, процесс их инклюзии в порядке эксперимента или стихийно все-таки реализуется. В Республике Казахстан инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе не является массовым явлением, в связи с тем, что учебное заведение на сегодняшней день не имеет специального оснащения, материально-технической базы, необходимой для обучения особенных детей [4].

По состоянию слуха различают детей неслышащих и слабослышащих (страдающих тугоухостью).

Неслышащие дети – это дети с наиболее резкой степенью поражения слуха. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, громкий голос над ухом и т.д.). Но разборчивое восприятие речи невозможно.

С точки зрения Неймана выделяют 4 группы глухоты:

  • люди слышащие неречевые звуки (125-250 колебаний);
  • люди, слышащие речевые звуки (500 колебаний в секунду) – низкие гласные;
  • люди, воспринимающие 1000 колебаний в секунду – гласные и некоторые согласные, на основе которых возможно самостоятельное появление в речи отдельных слогов и слов;
  • люди, воспринимающие до 2000 колебаний в секунду – знакомые краткие слова и предложения.

Слабослыщащие (страдающие тугоухостью) дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до речевого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

Слабослышащие люди слышат речь, однако с трудом воспринимают отдельные сложные фразы. Самостоятельность речи формируется не в полной мере, что может выражаться в бедном словарном запасе, выпадении отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностях построения фраз. Вывод на лицо – чем лучше слух, тем качественнее речь. Однако не будем забывать, что потерю или снижение слуха у ребенка следует рассматривать иначе, чем у взрослого. Взрослому человеку легче, ее формирование крайне затруднено. Даже взрослого человека, потерявшего слух, подстерегает опасность распада уже имеющейся речи из-за отсутствия слухового контроля [1, с.3].

Традиционная точка зрения – с 5-6 лет. На практике – гораздо раньше (период от 3 до 5 лет).

Это возраст накопления «базисной платформы», подразумевающей активное развитие:

  • слухового и зрительного восприятия и слухового внимания;
  • слухоречевой памяти;
  • расширения словарного запаса;
  • речевой коммуникации, языковой компетенции;
  • предпосылок вербального интеллекта
  • формирование учебных навыков [5, с.7].

Такие дети с легкими отклонениями могут быть интегрированы в социум с раннего дошкольного возраста и включены в инклюзивное обучение с начальной школы. Детей с более серьезными нарушениями слуха целесообразно интегрировать в массовую школу после начального обучения, а для детей с тяжелыми и сложными отклонениями обучения возможно только в условиях специальных школ.

Глухие и слабослышащие дети, обучающиеся в массовом учреждении, должны получать помощь, направленную на коррекцию произношения, развитие слухового восприятия, экспрессивной и импрессивной речи. Помощь может быть постоянной, тогда она носит характер регулярных коррекционных занятий. Бесспорным является одно: отсутствие коррекционной поддержки (особенно в младших классах) не позволит максимально реализовать реабилитационный потенциал неслышащего ученика, включенного в массовую школу, что создаст для него серьезные проблемы в получении полноценного образования наравне со слышащими одноклассниками.

Наличие в классе ребенка с нарушенным слухом требует внимание к нему со стороны классного руководителя, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение. Самое главное – психологическая готовность педагога к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание плохо слышащего ребенка в классе полезным и интересным для него. Можно условно выделить несколько направлений деятельности воспитателя, в группе которого находится ребенок с нарушенным слухом. Это, во-первых, работа со слышащими детьми класса и их родителями; во-вторых, создания условий для ребенка сложенным слухом; в-третьих, обеспечение активного участия плохо слышащего ребенка всех видах деятельности и общении с детьми; в-четвертых, работа с родителями ребенка, имеющего нарушения слуха. Степень комфортности ребенка в детском саду зависит в значительной степени от отношения к нему других детей, взаимоотношений, складывающихся между ними. Воспитатель должен помочь плохо слышащему ребенку освоиться в коллективе слышащих детей, организовать и поддерживать их совместную деятельность.

Слышащим детям нужно объяснить, что ребенок плохо слышит, что у него есть слуховой аппарат, который помогает ему слышать. Целесообразно предупредить детей о том, что надо разговаривать нормальным голосом, не кричать, не шептать, а говорить так, чтобы ребенок, который плохо слышит, видел лицо. Следует вызвать у детей желание общаться с глухим или слабослышащим ребенком, помогать ему, если он что-то он не понял. Целесообразно проинформировать родителей слышащих детей о наличии в группе ребенка со сниженным слухом, потому что они опосредованно влияют на отношения своих детей с этим ребенком. Воспитателю группы массового сада также надо учесть ряд моментов. Необходимо подумать о том, где будет сидеть ребенок со сниженным слухом, чтобы он мог хорошо видеть лица педагога и других детей. Во время занятий, игр, развлечений нужно следить за тем, чтобы ребенок со сниженным слухом не оказывался за спинами других детей, хорошо видел происходящее. Педагог должен помнить о требованиях, предъявляемых к его речи: пользоваться голосом нормальной громкости, говорить естественно, в нормальном темпе. Воспитатель обязан знать основные правила пользования слуховым аппаратом: как помочь ребенку надеть аппарат, включить, выключить, поменять батарейку. Родители должны проинформировать педагога, на каком расстоянии ребенок слышит речь с аппаратом и без аппарата, чтобы педагог мог учитывать это в общении с ребенком. В массовом детском саду важно обеспечить участие ребенка со сниженным слухом в занятиях во всех видах деятельности. Воспитателю необходимо следить за участием слабослышащего ребенка в общении: начинать общение с детьми, убедившись, что ребенок со сниженным слухом смотрит на ребят, воспринимает речь. Для того чтобы убедиться, что он хорошо понимает вопросы и задания, иногда нужно попросить повторить задание или вопрос, пересказать его другому ребенку.

В ходе занятий важно привлекать ребенка к выполнению работы в паре со своим сверстником, в группе из нескольких человек – следить, чтобы ребенок не работал молча, а участвовал в диалоге наравне с другими детьми. В играх нужно стараться поручать ему разные роли, в том числе главные. Воспитатель проводит работу с плохослышшащим ребенком в тесном контакте с его родителями. Он информирует родителей о поведении ребенка в группе, участии в занятиях, играх и другой деятельности, характеризует продвижение в развитии, сообщает о возникших трудностях. В некоторых случаях воспитатель просит родителей заранее ознакомить ребенка с некоторыми текстами, которые могут быть малопонятны из-за незнакомой ребенку лексики. После занятий воспитатель записывает слова, фразы, вызвавшие затруднения, просит родителей уточнить их значение. Если какое-то задание вызывает трудности, то родители также помогают малышу выполнить его дома. Педагог должен стремиться привлекать родителей к участию в общей для родителей всех детей деятельности (собраниях, лекториях, праздниках, выставках), не ставя их в обособленное положение [2, с.63].

Инклюзия ребенка со сниженным слухом в массовом учреждение невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту, контроль за усвоением программного материала в школе. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррекционную работу в семье по заданиям сурдопедагога. Само по себе посещение массового детского сада не может обеспечить все направления работы, в которой нуждается глухой или слышащий ребенок. Поэтому, как правило, родители проводят с детьми занятия в вечерний период времени, увеличивают их число в выходные дни. Эти занятия включают работу по развитию устной и письменной речи, развитию слухового восприятия, ознакомлению с окружающим миром, развитию познавательной деятельности и др.

Что может послужить помехой для поступления в массовую школу?

  • позднее начало активной (систематической) педагогической реабилитации (после 5 лет);
  • низкий уровень понимания обращенной речи (связанное, например, с наличием сопутствующих центральных слуховых нарушений), низкий слуховой опыт, периодами не ношения слухового аппарат для слабослышащего ребенка, отсутствием системной педагогической реабилитации;
  • отсутствие вербальной речи или значительное отставание в её развитии;
  • первичное нарушение познавательной, коммуникативной деятельности;
  • нарушение поведения, несформировнность учебных навыков.
  • пассивность родителей в реабилитационном процессе на протяжении всего дошкольного возраста [5, с.8].

В организации инклюзивного обучения школьников с нарушениями слуха велика роль сурдопедагогов. Именно они могут посоветовать родителям посещение ребенком массовой школы, а в некоторых случаях, наоборот, предостеречь их от этого, если ребенок не готов включению в коллектив слышащих детей. Чаще всего сурдопедагог, в течение определенного периода времени консультирующих родителей, хорошо знающий уровень общего и речевого развития ребенка, может направлять работу тех родителей, у которых ребенок посещает массовое учреждение. Сурдопедагог также дает подробные рекомендации по различным проблемам воспитания ребенка, расширению представлений об окружающем мире, формированию математических представлений и обучению счету. Педагоги в процессе проведения занятий знакомятся с результатами обучения ребенка за определенный период, подробно комментируют их, знакомят родителей с содержанием и методами работы на предстоящий период, дают советы и ответы на все возникающие вопросы. Систематическая работа сурдопедагогов должна проводиться со всеми неслышащими и слабослышащими детьми, посещающими массовую школу. Это относится и к детям с легкой степенью тугоухости, потому что их речевое развитие может иметь некоторые своеобразие и подготовка к обучению школе (особенно если речь идет о массовой школе) требует проведения специальной работы. Особое значение имеет систематическое проведение работы с позднооглохшими детьми, важнейшая задача которой – сохранение и развитие имеющейся речи, обучение восприятию устной речи на основе новых способов (слухо-зрительного, зрительного) обучение чтению. Сурдопедагоги консультируют педагогов по вопросам организации воспитания ребенка с нарушенным слухом, знакомят с особенностями развития каждого ребенка, объясняют воспитателям характер возможных трудностей, способы их преодоления. Различные формы интеграции школьников со слышащими детьми направлены на организацию жизни каждого ребенка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие.

Высокий уровень развития ребенка может обеспечить хорошую подготовку к школе и стать основной для дальнейшего обучения в массовой школе. Однако каждый конкретный случай должен тщательно обсуждаться родителями, сурдопедагогами, учителями массовой школы [3, с.19].

Список литературы

  1. Богданова Б.Т. Сурдопсихология: Учеб. для студ.высш. пед. учеб.завед. –М.: «Академия», 2002.
  2. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации // Науч. ред. Л.М.Шипицына., Л.П. Назарова. – Москва 2001. -63с.
  3. Фрумкина Р.М., Браудо Т.Е. Как общаться с «проблемными» детьми? 2000. 19 с.
  4. Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики http://special-edu.kz/index.php?do=static&page=nprbase
  5. Жукова О.С. Подготовка детей к школе с кохлеарным имплантом. Онлайн веб-семинар «Логопед профи» 2019.

Поделиться

10473

Мауенова М. М., Рахметова А. М. Особенности введения ребенка с нарушением слуха в общеобразовательную среду массовой школы // Актуальные исследования. 2020. №9 (12). Ч.II.С. 104-107. URL: https://apni.ru/article/749-osobennosti-vvedeniya-rebenka-s-narusheniem

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля