К основным направлению в области государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) относится сохранение и увеличение модернизации Вооруженных сил Российской Федерации (далее – ВС РФ). Заказчик при этом обладает полномочиями устанавливать свои требования к закупке товаров, работ и услуг и определению метода начальной (максимальной) цены контракта.
При установлении заказчиком требований к закупаемым товарам, работам и услугам, необходимо учитывать не только определяемую начальную (максимальную) цену контракта, но и правильность расхода выделенных бюджетных ассигнований. Соответственно еще одной целью ГОЗ является не только экономия выделенных бюджетных ассигнований, но и поставку (выполнение) высококачественного товара (работы, услуги) для ВС РФ и дальнейшем их использование и развитии.
Еще одним этапом развития в сфере закупок товаров, работ и услуг является каталог и классификатор товаров (работ, услуг).
Осуществление ГОЗ требует серьезных системных доработок, требующих конкретного определения задач ГОЗ.
В любой сфере закупок товаров, работ, услуг, включая ГОЗ, существует необходимость в развитии нормативных документов и правовой базы, способной исключить разногласия между заказчиком и поставщиком при установлении параметров на закупаемый товар (работу, услугу). В настоящее время, в соответствии с Концепцией развития ВС РФ создана единая база развития предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), технологической оснащенности предприятий ОПК для производства военной продукции и продукции двойного и специального назначения.
Решение данной проблемы стало возможным при максимально переработанными документами, осуществляющими закупочную деятельность. При создании таких требований к закупкам образование цен стало более прозрачно, что привело к эффективному расходу бюджетных ассигнований, выделенных государством.
При решении указанной проблемы появилась организация взаимодействия между представителями (претендентами) на участие в электронных конкурсах (аукционах) [2, с. 37]. Для создания единой базы поставщиков товаров (работ, услуг) необходим непрерывный мониторинг и связь между представителями заказчика, для решения вопросов о технических характеристиках товаров (работ, услуг). Это позволит уменьшить риски, полученные при неправильном формировании технического задания и получения некачественного товара (работы, услуги).
Система контроля со стороны контролирующих органов должна быть построена по принципу централизации всех структур, причастных к исполнению ГОЗ. Данная система позволит избежать создание дополнительных органов, контролирующих закупки товаров, работ, услуг и выборочные проверки закупочной документации.
Такая система позволит заказчикам контролировать выделенные бюджетные ассигнования, предотвращать хищение товаров и чрезмерное завышение цен на товары (работы, услуги).
Система контроля состоит из трех подсистем. Первая подсистема состоит из четырех составляющих:
- Механизм проведения бюджетных ассигнований по каждому государственному контракту.
- Оценка рисков при незаконном использовании бюджетных средств.
- Предотвращение завышения цен на товары (работы, услуги).
- Привлечение Федеральной антимонопольной службы в случаях подозрения на незаконность расходования бюджетных средств или завышение цен на товары (работы, услуги).
Вторая подсистема позволяет банкам контролировать, выявлять и предупреждать о незаконном использовании средств бюджета и включает в себя шесть составляющих:
- Направление заказчику сведений об открытии поставщиком (подрядчиком, исполнителем) дополнительных счетов.
- Предоставление информации от банка.
- Оповещение о рисках неисполнения ГОЗ.
- Присвоение уникального номера в платежном документе.
- Ведение казначейского и банковского сопровождение.
- Сосредоточение информации в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Третья подсистема профилактики рисков включает в свой состав получение доступа к информации о расходовании бюджетных средств, установку ограничений операций со счетами на незаконное приобретение или выделение средств (покупка ценных бумаг, выдача займов, благотворительность) и предотвращение случаев незаконного использования бюджетных средств [3, с. 174].
Ранее приведенная система контроля позволит выявлять и предупреждать о незаконном расходовании бюджетных средств и нерациональном их расходовании, избегать ошибок как со стороны заказчика, так и поставщика, проводить мониторинг качества продукции товаров, работ и услуг.