Главная
АИ #47 (177)
Статьи журнала АИ #47 (177)
Взаимосвязь индекса социального благополучия школы с рейтингом общеобразовательн...

Взаимосвязь индекса социального благополучия школы с рейтингом общеобразовательных организаций города-курорта Сочи

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

индекс социального благополучия школы
резильентная школа
фейлинговая школа
социальный контекст
рейтинг общеобразовательных организаций
сетевое взаимодействие образовательных организаций
грантовая поддержка
меры социальной поддержки школ
материально-техническая база

Аннотация статьи

Статья рассматривает существующую корреляцию между индексом социального благополучия школы (ИСБШ) и позицией в рейтинге общеобразовательных организаций города-курорта Сочи. В статье подробно проанализированы и соотнесены значения ИСБШ с позицией рейтинга. На основании анализа школы делятся условно на успешные («резильентные») и неуспешные («фейлинговые»). В заключении подчеркивается важность понимания органами власти влияния ИСБШ на результативность школы для проведения более грамотной политики в сфере образования в части распределения бюджетных средств между образовательными организациями города-курорта Сочи.

Текст статьи

Для понимания взаимосвязи индекса социального благополучия школы (ИСБШ) с занимаемой строчкой в рейтинге образовательных организаций города-курорта Сочи необходимо разобраться в том, а что же такое собственно ИСБШ, и какие характеристики, входящие в него, имеют свое отражение в рейтинге общеобразовательных организаций.

Рейтинг общеобразовательных организаций – это показатель, отражающий деятельность школы в разрезе множества аспектов, таких как:

  • успешность прохождения учащимися государственной итоговой аттестации;
  • наличие учащихся, находящихся на профилактическом учете;
  • результативность участия в олимпиадах;
  • процент педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию;
  • наличие у школы статуса муниципальной/региональной/федеральной инновационной площадки и др.

ИСБШ – это комплексная характеристика, отражающая то, в каких социальных контекстах функционирует школа. Для расчета индекса используются такие параметры как:

  • доля учащихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование;
  • доля учащихся из неполных семей;
  • доля учащихся, состоящих на различных видах учета;
  • доля учащихся, для которых русский язык не является родным.

По структуре рейтинга очевидно, что часть показателей, таких как профессионализм учителей или наличие статуса инновационной площадки, никак не связана с теми социальными контекстами, в которых работает школа. Другие же показатели, такие как результативность участия школьников в олимпиадах, показатели ГИА, имеют четкую корреляцию с социальными контекстами, а следовательно, с ИСБШ.

Сам по себе отдельно взятый показатель не является определяющим фактором «успешности» школы, но анализ соотношения результативности школ города Сочи с ИСБШ показывает наличие четкой взаимосвязи между двумя вышеперечисленными показателями.

Вместе с тем, в составе муниципальной системы образования существует ряд школ, для которых эта взаимосвязь не прослеживается. Такие школы условно делятся на резильентные (школы с низким уровнем ИСБШ и высокой позицией в рейтинге) и фэйлинговые (школы с высоким уровнем ИСБШ и низкой позицией в рейтинге).

Любая муниципальная система образования заинтересована в наличии «сильных» школ, поэтому руководящим должностным лицам в сфере образования необходимо понимать, что школы, функционирующие в сложных социальных контекстах, должны пользоваться большей материальной поддержкой со стороны государства в целях совершенствования материально-технической базы, создания на базе школ современных IT-классов, организации уникального образовательного пространства, повышение квалификации педагогов и административной команды. Данные меры, несомненно, приведут к качественному росту показателей успешности общеобразовательных организаций и к появлению все большего и большего числа резильентных школ.

Список литературы

  1. Артюхов И. П. (2014) Теоретические основы анализа проблемы социального благополучия. Красноярск: тип. КрасГМУ.
  2. Дафт Р. (2006) Менеджмент. 6-е изд. СПб.: Питер.
  3. Дерзкова Н. П. (1997) Команда: каждый выполняет свою роль. // Директор школы. № 2. C. 26-35.
  4. Ушаков К. М. (1994) Техника организации командной работы. // Директор школы. № 4. С. 12-17.
  5. Джерри Д. (2001) Большой социологический словарь. М.: «Вече-АСТ».
  6. Каспржак А. Г. Как директора российских школ принимают решения. // Вопросы образования, 2014, № 4. С. 96-116.
  7. Каспржак А. Г. (2015) Директора школ как агенты реформы российской системы образования. // Вопросы образования. № 3. С. 122-140.

Поделиться

637

Сидоркин В. Ю. Взаимосвязь индекса социального благополучия школы с рейтингом общеобразовательных организаций города-курорта Сочи // Актуальные исследования. 2023. №47 (177). Ч.II.С. 80-81. URL: https://apni.ru/article/7500-vzaimosvyaz-indeksa-sotsialnogo-blagopoluchiy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января