Для понимания взаимосвязи индекса социального благополучия школы (ИСБШ) с занимаемой строчкой в рейтинге образовательных организаций города-курорта Сочи необходимо разобраться в том, а что же такое собственно ИСБШ, и какие характеристики, входящие в него, имеют свое отражение в рейтинге общеобразовательных организаций.
Рейтинг общеобразовательных организаций – это показатель, отражающий деятельность школы в разрезе множества аспектов, таких как:
- успешность прохождения учащимися государственной итоговой аттестации;
- наличие учащихся, находящихся на профилактическом учете;
- результативность участия в олимпиадах;
- процент педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию;
- наличие у школы статуса муниципальной/региональной/федеральной инновационной площадки и др.
ИСБШ – это комплексная характеристика, отражающая то, в каких социальных контекстах функционирует школа. Для расчета индекса используются такие параметры как:
- доля учащихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование;
- доля учащихся из неполных семей;
- доля учащихся, состоящих на различных видах учета;
- доля учащихся, для которых русский язык не является родным.
По структуре рейтинга очевидно, что часть показателей, таких как профессионализм учителей или наличие статуса инновационной площадки, никак не связана с теми социальными контекстами, в которых работает школа. Другие же показатели, такие как результативность участия школьников в олимпиадах, показатели ГИА, имеют четкую корреляцию с социальными контекстами, а следовательно, с ИСБШ.
Сам по себе отдельно взятый показатель не является определяющим фактором «успешности» школы, но анализ соотношения результативности школ города Сочи с ИСБШ показывает наличие четкой взаимосвязи между двумя вышеперечисленными показателями.
Вместе с тем, в составе муниципальной системы образования существует ряд школ, для которых эта взаимосвязь не прослеживается. Такие школы условно делятся на резильентные (школы с низким уровнем ИСБШ и высокой позицией в рейтинге) и фэйлинговые (школы с высоким уровнем ИСБШ и низкой позицией в рейтинге).
Любая муниципальная система образования заинтересована в наличии «сильных» школ, поэтому руководящим должностным лицам в сфере образования необходимо понимать, что школы, функционирующие в сложных социальных контекстах, должны пользоваться большей материальной поддержкой со стороны государства в целях совершенствования материально-технической базы, создания на базе школ современных IT-классов, организации уникального образовательного пространства, повышение квалификации педагогов и административной команды. Данные меры, несомненно, приведут к качественному росту показателей успешности общеобразовательных организаций и к появлению все большего и большего числа резильентных школ.