Главная
АИ #47 (177)
Статьи журнала АИ #47 (177)
Моделирование как метод формирования географической культуры школьника

Моделирование как метод формирования географической культуры школьника

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

федеральный государственный образовательный стандарт
системно-деятельностный подход
моделирование
проектная деятельность
интерактивные методы
виртуальная реальность
3D-проектирование

Аннотация статьи

В статье рассказывается о практическом опыте применения метода моделирования при обучении географии в урочное и внеурочное время. Уделяется внимание современным методам обучения географии. Приводятся примеры организации различных видов деятельности учащихся при обучении географии.

Текст статьи

Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера.
(Джон Дьюи – философ, реформатор образования)

Моделирование – это процесс создания упрощенной копии некоторого объекта или явления, которая позволяет изучать его свойства и поведение. Для чего используется моделирование? Моделирование применяется для: мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, при проверке знаний, умений и их обобщения.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта – использование системно-деятельностного подхода к обучению географии. Н.Н. Баранский, отмечал, «что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география». Поэтому перед учителем стоит современная задача – организовать активную деятельность ученика на уроке, «научить – учиться».

В процессе обучения географии важно использовать технологии и методы, которые формируют географические представления у учащихся. Эффективен метод моделирования. Он позволяет учащимся лучше представить и визуализировать географические объекты и процессы. Развивает ассоциативное мышление путем формирования географического образа мира, формирует комплексное мышление, стимулирует школьников к самостоятельному добыванию знаний.

Таким образом, использование метода моделирования:

  • способствует изучению темы более быстрыми темпами;
  • облегчает самостоятельное выполнение заданий творческого характера;
  • обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снижать перегрузку учащихся;
  • позволяет проследить развитие активности личности учащегося.

Географический материал обладает богатством для применения самых разнообразных моделей. Моделирование можно проводить на уроке или самостоятельно учащимися дома.

Приведу примеры из практической деятельности по моделированию на уроках географии.

При изучении темы «Рельеф» в курсе географии и материков, и океанов 7 класса и физической географии России в 8 классе предлагаю ребята с помощью цветного пластилина на картонных контурах смоделировать рельеф любого материка, дна мирового океана, территории России при изучении, закреплении материала, контроле знаний. Еще один из приемов моделирования в теме «Рельеф» – это построение модели профиля местности с учащимися. Это позволяет эффективно формировать географические представления учащихся и способствует более полному и глубокому пониманию географических явлений и процессов.

При изучении тем «Атмосфера» 6 класс, «Климаты Земли» 7 класс, «Климат России» 8 класс ребята проводят наблюдения в природе, для обозначения явлений природы измеряют географические параметры (температуру, осадки, состояние неба, атмосферные явления, направление ветра и т.д.), составляют пиктограмму, превращая ее в материальную модель географических явлений и процессов, а также проводят исследования для получения новых знаний о мире.

В курсе географии 9 класса «Экономическая и социальная география России» часто применяю метод моделирования путем наложения различных карт в качестве закрепления материала и контроля знаний: предлагаю заранее заготовленные цветные условные знаки отраслей промышленности разместить на физической карте в центрах развития этих отраслей, при этом экономическая карта России закрыта. Такой подход позволяет развивать критическое и творческое мышление, а также способствует формированию интереса к изучению географии.

Моделирование в проектной деятельности позволяет учащимся самостоятельно исследовать географические объекты и явления, а также применять полученные знания для создания презентаций, докладов, исследовательских работ и т.д. (рис. 1). Развивает исследовательские навыки, креативность и самостоятельность учащихся.

Рис. 1. Моделирование в проектных группах

Интерактивные методы обучения и моделирование. Сегодня применяю 3 D проектирование для активизации учащихся и углубления их понимания географических процессов. С учащимися удалось отлить модели – контуры материков с рельефом и крупными реками, небольшой глобус, компас и флюгер (рис. 3). Такие методы обучения также способствуют развитию IT компетенций школьников.

Рис. 2. Модель школьного двора

Рис. 3. В школьной 3-D лаборатории

Во внеурочной деятельности по географии при социальном проектировании ученики с огромным интересом занимаются моделированием проектов, в частности на фото внизу – модель ландшафта школьного двора (рис. 2).

В нашей образовательной организации благодаря 3 D классу виртуальной реальности, электронному учебнику по географии при помощи 3 D очков ученики фактически изучают географию в трехмерном изображении. Такой подход развивает нестандартное мышление, поиск альтернативных решений, анализ причинно-следственных связей, представление о пространственных отношениях и географических объектах. Помогает учащимся понять, что география не только изучает различные явления на Земле, но и помогает увидеть их связи и взаимодействие.

У ребят есть возможность презентовать свои результаты обучения в ходе открытого ежегодного публичного отчета школы перед всеми участниками образовательных отношений (рис. 4).

Рис. 4. Презентация детских работ

Географические представления формируют у нас способность мыслить глобально и понимать масштабы мира. Они помогают нам развивать географическую культуру и гражданскую идентичность. Они позволяют нам видеть разнообразие и богатство нашей планеты, и воспринимать ее как общую среду обитания всех людей.

Моделирование играет важную роль в современном мире. Моделирование позволяет экономить ресурсы, оптимизировать процессы, прогнозировать процессы и снижать риски. Способствует сохранению экологического баланса и защите окружающей среды.

Список литературы

  1. Галумов Э. А. Международный имидж России. – М., 2003.
  2. Замятин Д. Н. Географические образы мирового развития // Общественные науки и современность. – 2001. – № 1. – С. 125-137.
  3. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. – СПб., 2003.

Поделиться

1991

Косолапенкова О. Н. Моделирование как метод формирования географической культуры школьника // Актуальные исследования. 2023. №47 (177). Ч.II.С. 65-68. URL: https://apni.ru/article/7502-modelirovanie-kak-metod-formirovaniya-geo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря