Секция

Исторические науки

Ключевые слова

Великая Отечественная война
Братск
Братская ГЭС
учитель
школа рабочей молодежи

Аннотация статьи

Статья посвящена жизни и деятельности одного из заслуженных педагогов и организаторов системы образования в разных регионах нашей страны.

Текст статьи

Во второй половине 1950-х годов город Братск стал центром притяжения для тысяч людей со всех уголков Советского Союза. Одной из тех, кто решил приехать и принять участие в невиданной до сих пор стройке, была Зинаида Иннокентьевна Пунтус. Прибыла она сюда в 1956 году вместе со своим мужем Василием Павловичем из города Майкопа, где до этого работала директором Серафимовской средней школы при Кавалеровском ДОС [11]. Участник Великой Отечественной войны, учитель русского и литературы, здесь, в городе Братске, она станет директором школы рабочей молодежи №2 в поселке Постоянном, сменив на этой должности Бориса Иннокентьевича Татаринова. Позднее, в своей статье «Познав себя» для газеты «Огни Ангары», Г. Амзаева так опишет ее приезд: «Неприветливо встретил шумом вековых сосен палаточный Братск. Тайга словно сердилась на людей за их дерзкий вызов ей, недовольно ворчала холодная Ангара. С первых же дней Зинаида Иннокентьевна развила бурную деятельность. Забот хватало директору школы рабочей молодежи № 2» [2].

Зинаида Иннокентьевна (в девичестве Татаринова) родилась в 1918 году в селе Нукуты Иркутской области в семье учителей. Окончила 9 классов в 1934 году в городе Нижнеудинске Иркутской области [1].

С 1934 по 1938 годы обучалась на литературном факультете в Иркутском государственном педагогическом институте по специальности «русский язык и литература», после чего ей была присвоена квалификация преподавателя средней школы (с допуском к преподаванию языка и литературы во всех средних образовательных учреждениях) [20]. Принимала участие в гимнастических соревнованиях внутри института – так, в 1936 году стала лучшим гимнастом в упражнениях на коне и брусьях [10].

После окончания университета начался ее трудовой путь: с 15 августа 1938 года Зинаида Иннокентьевна работала преподавательницей русского языка и литературы в Черемховской средней школы № 3 [6], с 1 января 1939 года поступила на работу в Нижнеудинскую школу № 1 [15], затем с 15 августа 1939 года была назначена преподавателем русского языка в среднюю школу № 21 [18], с 5 ноября 1939 года переведена на должность заведующей курсами по подготовке учителей начальных классов (методист по начальным классам в Иркутском институте усовершенствования учителей) [17], через год – с августа 1940 года – преподаватель русского языка и литературы в средней школе № 17, а с 17 января 1941 года по 15 июня 1942 год работала учительницей русского языка и литературы в средней школе № 21 [18].

В этот период Зинаида Иннокентьевна вышла замуж за своего сокурсника Владимира Германсона – отличного учителя и спортсмена. Однако «участвуя в соревнованиях на байдарках, Владимир в шторм сильно простудился и вскоре умер» [19], а затем скарлатиной заболела их дочь Светлана, которая также скончалась: «Тяжелые испытания выпали на долю молодой женщины, но благодаря поддержке коллег, сокурсников, учеников и родителей Зинаида справилась с горем, ушла полностью в работу» [19].

В июне 1942 года З.И. Пунтус принимает решение уволиться из школы и уйти на войну добровольцем. Из воспоминаний Зинаиды Иннокентьевны: «1941 год. Война. Не верилось, что это мы воюем, что все должно измениться. Сразу же появилось желание помочь, чем сможем, принять непосредственное участие в защите Родины. Уже в августе 1941 г. поступила на курсы медсестер в Иркутском обществе Красного Креста. А в июне 1942 г. – направлена в военно-санитарный поезд № 301. Это был хорошо оборудованный поезд. В нем перевязочные, специальные вагоны для тяжело раненых с подвесными койками / Кригеровские вагоны /. Началась работа по перевозке раненых, в основном в тылу» [5].

Ее воспоминания о службе в санитарном поезде, опубликованные в статье Сухановой Н. «Дочь Отчизны» в газете «Знамя», также описывают эти события: «Иногда у нас не было перевязочного материала, мы стирали бинты, бывшие в употреблении, гладили, использовали их. А было и так: в летнее время санпоезд останавливался на переездах близ реки, мы стирали бинты, сушили их на солнышке… Если поезд останавливался на разъездах в поле или лесу, мы собирали подорожник, мяту, иван-чай, ромашку, сирень – все использовали для лечения, приготовления настоев, ароматного чая» [19].

В начале 1943 года в Москве поезд был расформирован: «Все мы направлены в Главное санитарное управление, а оттуда – на фронты. Я была направлена в распоряжение Санитарного управления Воронежского фронта. Эти первые впечатления запомнились на всю жизнь… Добирались мы с большим трудом. Поезда ходили только до Мичуринска, дальше – попутные воинские эшелоны, а потом и совсем пешком шли. Все было непривычно, страшно иногда. Поразил Воронеж. Зимнее поле, разбитая военная техника, даже кое-где неубранные трупы, брошенное немецкое имущество. Особенно нас поразили огромные, сделанные из соломы бахилы, сапоги. А потом совершенно разбитый Воронеж, пустой, мертвый город. Пешком подходили к Белгороду. Вошли в город, когда только что закончилась сильная бомбежка: разбитые, дымящие дома, а особенно страшно нам было смотреть на гору трупов, сложенных у домов. Военный комендант не разрешал даже близко подойти к нему, крикнул нам, чтобы шли в Новый Оскол. Шли опять пешком, все таяло, распутица, а мы почти босиком, нас не снабдили обмундированием. Хотя имели продовольственные аттестаты, получить продукты было негде. Запомнилось участие местных жителей, сами они жили в разоренных местах, бедно, голодно, но кормили и нас. И вот Новый Оскол – ежедневные бомбежки. Направили нас на санитарную летучку. Запомнился нам этот первый горестный рейс на долгое время. Ночью, при непрерывной бомбежке, в темноте грузили раненых в простые товарные вагоны. Ночью и отправились. Холодно, топлива нет, в вагоне железная печка. Все мы правдами и неправдами добывали дрова. Дорогу бомбили все время, приходилось стоять и ждать, когда исправят путь. Кончились бинты, нечем было кормить людей. Ходили по окрестным деревням /во время вынужденных стоянок/, просили, что, кто даст. Нашу санлетучку долго не разгружали, так что добрались даже до Тамбова. Там и разгрузились.

В дальнейшем запомнились подобные же рейсы – постоянные бомбежки, так что нам приходилось не носить белые халаты, чтобы меньше нас было видно, не обозначать на вагонах принадлежность поезда (красный крест). Нам во время рейсов были приданы вагоны с зенитными пулеметами, но мало это помогало. Часто самолеты специально старались уничтожить санпоезда» [14].

Период с 1943 года Зинаида Иннокентьевна описывала в своих воспоминаниях так: «Лето 1943 года. Курск – его часто и сильно бомбили, так что все, кто работал на железнодорожном узле, буквально зарывались под землю: рядом со станцией высокие холмы – в них все и было сосредоточено. В одну из темных летний ночей наша летучка была отправлена на ст. Солнцево. Раненых было очень много. В поезда грузили по 800-1200 человек. Перевязки приходилось делать в случае крайней необходимости в те моменты, когда эшелон стоял. И нас, а особенно наших пациентов, страшно пугало то, что под повязками в ранах копошились черви.

Запомнились наши стоянки на ст. Старый Оскол – там немцы регулярно прилетали бомбить после 10 часов вечера. Приходилось нам уходить со станции, пережидать в укрытиях. Но однажды в привычное для нас время не прилетели немецкие самолеты. А налет был совершен глубокой ночью, когда на станции скопились военные поезда – с танками, горючим и санлетучки. Налет был страшным – все пылало, гремело. Утром увидели сгоревшие танки, разрушенные пути, неразорвавшуюся большую бомбу, погиб весь расчет зенитчиков.

Вот такими запомнились страшные будни войны. Мелькали станции: Валуйки, Лиски, Купянск, потом украинские, польские города, но невозможно было привыкнуть к одному – виду страдающих, искалеченных людей, молодых, полных жизни, но часто беспомощных. Гибли и у нас, умирали в наших вагонах, трудно было сделать что-то существенное в тех условиях, в качающихся вагонах, когда машинист вел состав рывками, ускользая от самолетов» [5].

За героизм и отвагу Зинаида Иннокентьевна награждена орденом Великой Отечественной войны, многими медалями, благодарностями командования [19].

После Победы в Великой Отечественной войне, согласно приказу, З.И. Пунтус 26 сентября 1945 года была демобилизована из рядов Красной армии и направлена в медсанчасть ВСП 301 в качестве медсестры [12]. С декабря 1945 года по сентябрь 1946 год она работала в должности фактуристки в г. Львове, после чего вернулась в Нижнеудинск. Но к педагогической деятельности она вернулась лишь через год: короткий период 1947 года Зинаида Иннокентьевна работала машинисткой штаба в/ч 55327 по вольному найму, и только в октябре она была принята в Нижне-Удинскую офицерскую школу в качестве преподавателя русского языка и литературы [13].

В данный период своей жизни она выходит замуж за Василия Павловича Пунтуса – военного, участника Великой Отечественной войны, награжденного тремя орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За освобождение Белграда», «За оборону Киева», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне» [3].

В 1952 году супруги Пунтус уезжают в город Порт-Артур, где Зинаида Иннокентьевна проработала учителем начальных классов в школе № 12 до мая 1954 года [16]. В связи с переездом по месту службы Василия Павловича они на пару лет перебрались в город Майкоп, откуда уже в 1956 году приехали в Братск.

На строительство Братской ГЭС в этот период едут тысячи людей разных возрастов – у кого-то из них уже есть необходимый уровень образования, ими выбрана и освоена рабочая специальность. У кого-то этого нет, они тянутся к знаниям, которые крайне необходимы им для того, чтобы быть полезными на стройке. Поэтому в августе 1954 года на стройку по решению ОК КПСС прибыл Борис Иннокентьевич Татаринов – учитель физики, ставший первым директором первой на строительстве школы рабочей молодежи № 2 [8]. Приехав в Братск в 1956 году, Зинаида Иннокентьевна принята на должность учителя литературы в 10 классе в Братской ШРМ № 2, где очень пригодились ее большой педагогический стаж, опыт, талант организатора и энтузиазм.

По воспоминаниям В.Ф. Галкиной, «поселок Падун носил двойное название неслучайно. Он был тогда единственным постоянным в Братске. Все остальные – палаточные, временные, должно было поглотить Братское море, в том числе и Зеленый городок, где находилась единственная тогда вечерняя школа <…> Это был небольшой сборно-щитовой дом. Учительница литературы Зинаида Иннокентьевна Пунтус рассказывала, что вначале школа размещалась в палатке. Первый урок литературы в восьмом классе – «Слово о полку Игореве» – она давала при керосиновой лампе. Дом трещал по швам, в нем в два потока занималось около тысячи рабочих. Братск охватил образовательный бум» [7]

Став директором ШРМ № 2, Зинаида Иннокентьевна «участвовала в становлении школы рабочей молодежи № 2. Было много трудностей. Прежде всего, школа не имела своего здания. Но велико желание работающей молодежи учиться. И Зинаида Иннокентьевна настойчиво, терпеливо создает материальную базу школы. В школьной библиотеке накапливается много литературных текстов программных художественных произведений, методическая литературы, технические средства. Вечерней библиотеке могла позавидовать любая дневная школа» [8].

Все внимание Зинаиды Иннокентьевны было отдано учебно-воспитательному процессу. С увлечением она проводила уроки литературы. На ее уроках, продуманных до мелочей, ученики много успевали сделать, осмыслить материал, записать краткое содержание. Она настойчиво занималась вопросами НОТ (научная организация труда) учителя, обзорами литературных новинок, успевала читать лекции о культуре поведения, о нравственном воспитании учащихся, о музыке и многом другом [8]. На пенсию она ушла в 1974 году.

На базе музея истории Братскгэсстроя и г. Братска одним из мероприятий стало создание женского клуба ветеранов Великой Отечественной войны «Фронтовые подруги», объединивший женщин-участниц Великой Отечественной войны Падунского и Правобережного округов. Клуб активно действовал с октября 1984 года по октябрь 1999 года. Создан он был по инициативе бывшего секретаря райисполкома Павла Васильевича Новоселова, первым председателем была избрана Зинаида Иннокентьевна. Члены клуба каждые 2 недели встречались, устраивали чаепития, выставки изделий художественной самодеятельности, концерты. Целью их деятельности было воспитание подрастающего поколения и организация досуга ветеранов [4].

Зинаида Иннокентьевна скончалась 11 мая 1994 года. Коллеги и ученики отзывались о ней с большим уважением: «Очень требовательна к себе, не терпит равнодушия. Зинаида Иннокентьевна всегда стремится развить в других дух пытливости, любознательности, уважения к литературе, к книге, жажду учения, дух неудовлетворенности тем, что мы знаем. Сама – большая труженица, личным примером заражает других. Много читает, много знает, изумляя своей осведомленностью учеников и нас» [2].

Она внесла большой вклад в победу над врагом в годы Великой Отечественной войны, спасая раненных и больных, а в мирное время помогала получать образование строителям Братской ГЭС, которым война помешала учиться.

Список литературы

  1. Автобиография Пунтус З.И. // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ОФ. Д.3679
  2. Амзаева Г. Познав себя // Огни Ангары. 1973. № 94. 5 декабря.
  3. Биография Пунтуса В.П., написана Пунтус З.И. // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ОФ. Д.7501
  4. Братчане на фронте и в тылу-2. Часть 2. Братск: Издательский дом «Братск», 2005. С. 56.
  5. Воспоминания о войне Пунтус З.И. – ветерана Великой Отечественной войны // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ОФ. Д.8715
  6. Выписка из приказа Иркутского областного отдела народного образования № 333 о назначении Германсон З.И. (Пунтус З.И.) преподавательницей русского языка и литературы в Черемховской средней школы № 3 // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ВС. Д.781/40
  7. Галкина В.Ф. Последний звонок». Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1982. С.77-78.
  8. Горчакова В. Щедрость души // Огни Ангары. 1983. № 112. 24 сентября.
  9. Диплом с отличием № 182632 Германсон З.И. (Пунтус З.И.) об окончании Иркутского Государственного Педагогического Института по специальности русского языка и литературы // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ОФ. Д.10123/7
  10. Диплом Татариновой З.И. (Пунтус З.И.) – студента II курса литературного отделения за участие в гимнастических соревнованиях, проходивших 2 мая 1936 г. внутри института, как лучшего гимнаста Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ОФ. Д.10123/3
  11. Договор трудовой Пунтус З.И. – направлена в Братскую школу рабочей молодежи Иркутской области Братского района в качестве директора // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ОФ. Д.10123/2
  12. Книжка красноармейская Германсон З.И. (Пунтус З.И.) – медсестры ВСП 301 // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ОФ. Д.10123/8
  13. Книжка трудовая Германсон (Пунтус) З.И. // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ОФ. Д.10123/10
  14. Пунтус З. Запомнилось на всю жизнь // Огни Ангары. 1990. № 41. 29 марта.
  15. Справка Германсон З.И. (Пунтус З.И.) – преподавателя русского языка и литературы Нижне-Удинской школы № 1 в том, что она работала в данной школе с 1 января по 15 июня 1938-1939 учебный год // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ВС. Д.781/43
  16. Справка № 21 Пунтус З.И. о ее трудовой деятельности в школе № 12 г. Порт-Артур с 1952 г. по 1954 г. // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ВС. Д.781/47
  17. Справка № 425 Германсон З.И. (Пунтус З.И.) о том, что она действительно работала методистом по начальным классам в Иркутском институте усовершенствования учителей с 1939 г. по 1941 г. // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ВС. Д.781/48
  18. Справка № 62 Германсон З.И. (Пунтус З.И.) о трудовой деятельности в Иркутске с 1939 г. по 1942 г. // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ВС. Д.781/45
  19. Сухарева Н. Дочь Отчизны // Знамя. 2001. № 25-26. 6 марта.
  20. Удостоверение временное № 20 Германсон З.И. (Пунтус З.И.) об окончании в 1938 г. литературного факультета Иркутского Государственного Педагогического Института и допуск к преподаванию языке и литературы во всех средних учебных заведениях // Музей истории Братскгэсстроя и г. Братска. ОФ. Д.10123/6

Поделиться

642

Кунжаров Е. М., Майор Д. Д. З.И. Пунтус – учитель по призванию // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 105-110. URL: https://apni.ru/article/7503-zi-puntus-uchitel-po-prizvaniyu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января