Хотя верлибр, как пограничная форма творческого самовыражения берет свое начало в глубокой древности, как самостоятельный литературный жанр он оформился только в конце XIX, начале XX, веков, оказавшись под влиянием деструктивных идей абсурдизма, приведших его к поэтическому аналогу черного квадрата Казимира Малевича в виде цикла В.И. Гнедова «Смерть искусству», который заканчивается пустой страницей, к счастью, не ставшей «крышкой гроба» для верлибра. Верлибр выжил, и снова возвращается в литературную среду, после почти векового забвения [1].
Мой путь в верлибре начался с освоения минимализма Брюсова: «О закрой свои бледные ноги». Тогда мне казалось, что афористичный минимализм является вершиной верлибра в выражении авторского мироощущения. Начало было положено подражанием уже известным авторам.
***
У времени-врача конец всегда один – летальность…
(Хозяинова Н.С.: Время лечит, но исход всегда летальный)
***
Любовь, любовь, опять любовь... когда же дивиденды?
(Хозяинова Н.С.: Одной любви мне мало... сколько можно?)
***
Всегда не тот-то пьяный, то зануда…
(Арефьева О.В.: Как выпьет – буйный, как не пьёт – зануда...)
***
И буквы ведь знакомы и слова, но что всё значит это... не пойму…
(Арефьева О.В.: Опять ты пишешь непереводимо!)
***
Лень жить и умереть…
(Семёнов В.: И жить не хочется, и застрелиться лень...)
Освоив общее представление о лаконизме верлибра на подражаниях, я перешёл уже к собственным формам его афористичного минимализма.
РОЖДЕНИЕ ЛЮБВИ
Ручонка... крик... улыбка…
***
ГОРЕ
Ручонки ... взгляд ... мольба...
***
ОТЧАЯНИЕ
Молчаливый взгляд мольбы упирается в бессилие…
***
РЕКВИЕМ ЛЮБВИ
В увядших чувствах родилась привычка вместе жить…
***
ПРОШЛОЕ
Тускнеют мысли, желанья и мечты среди хрустальных осколков несбывшихся надежд…
***
ПУСТОТА
Всё пройдёт, отболит в душе остывшей и пустой…
***
ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ И КРАСОТА
… распускается... цветёт... увядает... исчезает…
Здесь важно отметить, что название произведения, становится его неотъемлемой частью, которая позволяет расширить психологизм повествования, расширяя тем самым его содержательную часть. Но несмотря на мощную ассоциативную нагрузку, афористичный минимализм не давал возможности раскрыть весь психологический потенциал верлибра, поэтому его дальнейшее развитие в моём творчестве пошло в двух направлениях: расширения повествовательной базы, и углубление психологических ассоциативных связей повествования с личными переживаниями читателя.
ДИТЯ
Дитя, с печальными глазами, в лохмотьях нищенских, стаяло на ветру, с протянутой к прохожему ручонкой… свой пряча взгляд, он кинул медный грош и скрылся в круговерти павших листьев…
***
ВЕЗУВИЙ
Везувий, свирепой яростью дыша, тяжёлым пеплом запечатал, мгновенья радости безоблачного утра… молодожёны после бурной ночи, обнявшись нежно, лучи ласкающего солнца уж более не встретят никогда…
***
БЛОКАДНИЦА
Вновь вой пронзительной сирены, зовёт в спасительный подвал, но в ослабевшем теле лишь одно желанье… умереть… и взрывы за окном уж не пугают…
***
САЛАСПИЛС
К дяде со свастикой на рукаве, стоя за проволокой, ручки тянули узники-детки... кровью платя … за дорогую свободу прибалтов... без нелюбимова ими Кремля...
***
БЕСЛАН
Великий халифат решил вернуться из небытия... но детская ДУША ценою жизни собственной спасала нас… от мрачного ислама...
Вечная память, вечная скорбь...
На этом этапе мне казалось, что найденная форма верлибра обрела свою завершённость, но тень неудовлетворения не отпускала, и появился эпиграф как обязательный элемент повествования, и переход от прозаической строки к поэтической, при этом сохранялось обязательное условие не скатываться на поэтическую метрику.
ГЛАДИАТОР
«Что знатным и толпе сражённый гладиатор?
Он презрен и забыт… освистанный актёр.»
Умирающий гладиатор. М.Ю. Лермонтов. 1842 г.
В краю далёких северных туманов он возмужал,
чтобы по воле роковой судьбы...
закончить жизнь свою...
в потоках алой крови на арене...
под шум неистовой толпы...
в её желании безумном насладиться...
смертью…
***
ПАМЯТЬ ВОЙНЫ
«Бомб свист и смерти холод - помни!»
Бомб свист. Марина Довгаль. 2018 г.
Уж много лет закончилась война,
но в памяти из детства по ночам,
она, закрывши голову руками,
бросается на землю…
пытаясь спрятаться
от нарастающего свиста,
с небес летящей смерти…
***
ДАНКО
«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»
«Старуха Изергиль» М. Горький. 1894 г.
Он верил искренне,
что искры пламенного сердца
его
зажгут холодные сердца…
но лишь упал он,
выбившись из сил,
их затоптали…
чтобы не обжечься…
***
БОЛЬ ДУШИ
«Ранимые души очень страдают»
«Мир и радость в Духе Святом»
Старец Фаддей Витовницкий. 2010 г.
Как жаль, что не дано ТЕБЕ…
за частоколом слов моих,
порой таких неловких и нелепых…
увидеть боль израненной Души,
с наивностью, беспомощно открытой…
для ТВОИХ…
обид, сарказма и насмешек…
***
ДВА БУКЕТА
За несколько дней до трагедии
Александр Дедюшко подарил
своим жёнам по букету чётных роз.
Из биографии актёра.
«Папа скорее, скорее»...
к маме прильнув,
мальчик торопит отца...
машина вильнула…
красные розы их осыпали...
«Папа…
почему мы летим в небеса?»
Таким образом, после пустой страницы Гнедова, верлибр, слава богу, не почил, а преодолевая афористичный минимализм, углубляясь в психологизм внутренних переживаний, укреплял позиции в русской литературе своей самобытностью выражения чувств, которые часто спрятаны от посторонних глаз, но тем не менее являются неотъемлемой частью взаимодействия конкретного человека с его социальным окружением. Верлибр, таким образом, расширяет эстетические возможности общения автора с его читателями, выходя за рамки традиционных литературных возможностей прозы и поэзии в отдельности.
Завершая обзор эстетического развития верлибра, нельзя обойти вниманием тот факт, что, как и поэзия, наибольший психологический надрыв верлибр достигает в любовной лирике.
НЕ ЗНАЮ СЛОВ ТАКИХ
Не знаю слов таких,
чтоб передать всю глубину и бурю чувств,
меня влекущих в омут наваждений,
когда ТВОЙ образ,
мой мир печальный и убогий,
собой затмив,
становится единственно реальным,
даря мне смысл завтрашнего дня…
***
НЕНУЖНЫЕ СЛОВА
Так много слов ненужных мне знакомо…
но с горечью печально понимаю,
что слов способных передать ТЕБЕ
меня испепеляющую страсть,
я к сожалению…
так до сих пор не знаю…
***
НАПРАСНЫЕ СЛОВА
«Увы, напрасные желанья!
Она отвергла заклинанья,
Мольбы, тоску души моей:
Земных восторгов излиянья,
Как божеству, не нужно ей!..»
А.С. Пушкин
Разговор книгопродавца с поэтом
1824 г.
«Уймите, наконец, бессмысленность волненья-
Не нужно ни цветов, ни этих лишних слов…»
Лариса Чех, 2019 г.
Напрасные слова,
любви печальный стон…
в Душе её
лишь каплями дождя
неслышными к ногам её стекают и…
исчезают в бездне равнодушья…
Хочется верить, что верлибр не исчезнет в небытии, как пустая страница Гнедова, и дождётся своих пушкиных и лермонтовых, чтобы явить миру всё ещё скрывающуюся в нём божественную красоту поэтической прозы. Надежду на это я черпаю в античном белом стихе:
ГРЁЗЫ (фрагмент)
Найду ли я слова и косный мой язык, сумеет ли ТЕБЕ поведать о чувствах неземных, что ощутил, прочувствовал, прожил я в эти неописуемо прекрасные мгновенья, когда открытые друг другу две души слились в единое, блаженное созданье.
Сейчас, когда я вспоминаю: как мы неслись в пространстве упоенья, среди цветов, деревьев, трав, кустов таких прекрасных, чувственных и нежных, что описать и передать их красоту я не могу, не знаю слов таких; как мы, сливаясь в страсти нежной, в единую любовию наполненную Душу, купалися в нектаре наших грез; мое истерзанное сердце трепещет в сладостном волненье, глаза набухли от слез воспоминаний, и горло сжал комок не выраженных чувств.