Главная
Конференции
Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации
Сущность понятия «рисовальные движения руки», особенности их формирования

Сущность понятия «рисовальные движения руки», особенности их формирования

Автор(-ы):

Давыдова Анастасия Романовна

Сабынина Светлана Михайловна

Тетерева Светлана Анатольевна

20 ноября 2023

Секция

Искусствоведение и культурология

Ключевые слова

рисование
формирование
регуляции
движение

Аннотация статьи

Статья рассматривает актуальность развития детского творчества в дошкольном образовании, особенно в контексте рисования и художественной деятельности. Авторы обращают внимание на значимость и влияние художественных занятий на формирование личности ребенка, подчеркивая положительные аспекты, такие как улучшение моторики, развитие речи и предварительная подготовка к школе.

Текст статьи

В исследованиях В. В. Волкова и Е. И. Игнатьева показано, что для создания рисунка необходимо при восприятии изображаемого предмета вычленять в нем то, что при обычном восприятии мы не выделяем, а именно: надо увидеть контур предмета отвлеченно от других его особенностей, точные пропорции предмета, т. е. художнику необходимо видеть предмет в соотношении с изобразительными средствами своего искусства, видеть так, чтобы потом можно было реализовать его образ на бумаге или на холсте [2, с.89].

Рассматривая различие процесса восприятия писателя и художника, О. И. Никифорова подчеркивает: «Если восприятие художника, писателя отличается специфическими особенностями, то образное обобщение разных сторон одного и того же явления (предмета) тоже должно быть специфическим, отличным от образного обобщения, происходящего в обычной жизни в различных видах деятельности» [3, с.15].

В работе О. И. Никифоровой показано, что помимо понятийного обобщения, лежащего в основе создания типического образа в разных видах искусства, происходит образное обобщение особенностей изображаемых предметов, характер которого зависит от вида искусства. «Так, при рисовании типического образа были обнаружены образно-двигательные процессы. Это были процессы образного обобщения некоторых особенностей предметов, тесно связанные с самим движением рисующей руки». Из сказанного ясно выступает значение движений руки художника как одного из средств построения образного обобщения [3, с.45].

Таким образом, есть основания полагать, что двигательное обобщение и усвоение обобщенных способов изображения есть обязательное условие изобразительного творчества на разных этапах его возникновения и развития. Тем более важным средством создания изображения выступает движение руки маленького ребенка, который только начинает рисовать. Чтобы выяснить, какие качества движений следует формировать у детей, мы проанализировали свойства движений, выделяемые в психологии, с точки зрения задач, предъявляемых к ним изобразительной деятельностью. «Основными свойствами движения, – пишет С. Л. Рубинштейн, – являются: скорость (быстрота прохождения траекторий); сила; темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями); ритм (временной, пространственный, силовой); координированность; точность и меткость; пластичность и ловкость». Примерно те же свойства движений называются в работах ЦИТа (Центрального института труда), посвященных трудовым движениям руки (например, при рубке зубилом): темп, ритм, сила, координация движений, точность. Б. Ф. Ломов при анализе графической деятельности школьников выделяет еще одно свойство движений – размах [1, с.15].

Изобразительная деятельность включает в себя две стороны: художественно-образную и графическую, которая выступает по отношению к первой в качестве исполнительской, технической. Она осуществляется при помощи действий с соответствующими орудиями (карандашом, кистью) и включает ряд специальных двигательных умений и навыков, которые, как и всякие подобные навыки, предполагают осуществление системы движений, обладающих определенными свойствами. В рисовальных движениях мы обнаруживаем все перечисленные выше свойства, которые характеризуют движения вообще, а специфика их определяется особенностями технической стороны изобразительной деятельности, ее орудий и материалов [6, с.54].

Для характеристики различий в плавности и ритмичности рисовальных движений мы вообще не можем применить количественных показателей, но они также весьма значительны. Различия между детьми по качествам рисовальных движений мало изменяются в зависимости от характера применяемого материала (карандаш, краски). Об этом говорят статистически значимые и довольно высокие коэффициенты ранговой корреляции между выполнением одних и тех же заданий в карандаше и в краске (для заданий на определение скорости удара – 0,68, на определение точности размаха движения – 0,76, на определение точности направления движения при рисовании линий – 0,55, при рисовании форм – 0,68) [3, с.58].

В большинстве случаев индивидуальные особенности проявлений каждого качества сохраняются при разных типах заданий.

Итак, мы видим, что все качества движений, выделенные психологами, проявляются и в рисовальных движениях. Однако рисовальные движения руки не остаются постоянно одинаковыми: поскольку от них зависит результат деятельности, т. е. характер наносимых линий, штрихов или мазков, они изменяются в зависимости от замысла художника.

Рисование как один из видов продуктивной деятельности имеет огромное значение для дошкольника. Оно зарождается к трем годам, когда ребенок овладевает карандашом как орудием и впервые «открывает» наглядный образ своих действий в нарисованных каракулях. Развитие рисования идет по определенным направлениям; ребенок постепенно усваивает:

  • собственно изобразительную функцию рисования: рисунок должен передавать существенные признаки предмета;
  • знаково-символическую функцию: рисунок является заместителем, знаком определенного предмета;
  • эстетическую функцию: рисунок передает отношение автора к изображенному [2, с.34].

В процессе рисования совершенствуются рисовальные движения руки, а также «техника» восприятия и анализа изображаемого предмета. В процессе развития рисования изменяются способы построения изображений, композиция и содержание детских рисунков. Рисование зависит от особенностей зрительного обследования предмета, от двигательно-осязательного опыта. На рисование существенное влияние оказывает слово, которое может затормозить дальнейший анализ предметов и привести к шаблонам [3, с.47].

Таким образом, рисование в дошкольном возрасте зависит от мотивов и целей деятельности, от наличия самоконтроля и умения удерживать цель. Оно связано не только с восприятием, но с воображением и мышлением. Так, в рисунках дошкольников можно выделить особые схематические изображения, которые свидетельствуют о стремлении ребенка передать наиболее важные признаки предмета. По-особому ребенок относится к цвету, который для него часто выступает показателем эмоционально-эстетического отношения к действительности: красивое – всегда яркое, красочное, а некрасивое – темное, блеклое. В дошкольном возрасте закладываются некоторые изобразительные способности, например способность подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его содержания [3, с.36].

Список литературы

  1. Бoрoдкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми oт 3 дo 7 лет / Н.В. Бородкина // М.: Академия развития, 2016. – 159 с.
  2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевoй // М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 208 с.
  3. Венгер Л.А., Венгер Н.Б., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», 2017. – 102 с.

Поделиться

95

Давыдова А. Р., Сабынина С. М., Тетерева С. А. Сущность понятия «рисовальные движения руки», особенности их формирования // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 91-93. URL: https://apni.ru/article/7506-sushchnost-ponyatiya-risovalnie-dvizheniya

Другие статьи из раздела «Искусствоведение и культурология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня