На современном этапе развития общества меняется подход к образованию. Сегодня задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться, т.е. сформировать ключевые компетенции, необходимые в дальнейшей жизни. Стандарт нового поколения способствует решению этой задачи. В основу новых ФГОС положены компетентностный и системно-деятельностный подходы. Одной из главных целей обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции, состоящей из речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенции.
Грамматика английского языка представляется одним из сложнейших аспектов при обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе. Особенности классического образования предполагают формирование грамматических навыков у обучающихся для правильного оформления ими высказываний, распознавании грамматических форм в повседневной жизни, деловой и художественной литературе.
Процесс ознакомления с грамматическим материалом и его отработка может строиться по-разному в зависимости от грамматического материала, условий обучения, манеры преподавания учителя. Усвоение и использование грамматических структур в речи, как в устной, так и в письменной, как правило, вызывает определенные трудности, которые обусловлены различием грамматического строя родного и иностранного языка на всех уровнях. Строгий учет этих трудностей поможет более рационально строить учебный процесс и выбирать более эффективные методы обучения. Исходя из этого, следует организовывать работу над усвоением грамматических навыков тщательнее, учитывая трудности и проблемы, которые могут возникнуть у учащихся. На всех этапах обучения иностранному языку изучение грамматики является обязательным фундаментом, без которого немыслимо понимание текста, владение живой разговорной речью.
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, интенсивно развивавшийся в течение последних десятилетий, оказал значительное влияние на методы и технологии преподавания всех аспектов английского языка, в особенности грамматики. В рамках данного подхода основной акцент делается на развитие навыков и умений разговорной речи, в связи с чем грамматическому аспекту отводится второстепенная роль, и во многих современных курсах он подается преимущественно в имплицитной форме. Однако существуют и альтернативные методики преподавания грамматики, каждая из которых характеризуется своими преимуществами и недостатками. Коммуникативное обучение грамматике означает, что любая грамматическая структура, которую изучают учащиеся, выполняет определенную речевую функцию в процессе общения. Это не имитация, не механическое многократное повторение речевых образцов, а естественная потребность учащихся в общении на уроках английского языка.
Существуют разные принципы иноязычного коммуникативного обучения:
- принцип речемыслительной активности – все упражнения на уроке должны быть в той или иной степени речевыми;
- принцип ситуативности – соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники;
- принцип функциональности – ведущей в усвоении грамматических речевых образцов является их функция, а не форма;
- принцип новизны – при развитии речевого процесса необходимо варьирование речевых ситуаций, связанное с речемыслительной деятельностью учащихся.
Традиционно выделяют два основных метода при объяснении грамматического материала:
- Дедуктивный метод состоит в том, что учитель дает новый материал, поясняет основные правила, после чего учащиеся выполняют ряд упражнений: от общего – к частному, от правила – к действию.
- Индуктивный метод рассчитан на самостоятельное выведение грамматических правил исходя из ряда примеров, которые дает учитель: от единичного – к общему.
Дедуктивный метод обучения грамматике делает акцент на том, чтобы давать инструкции перед практикой. Учитель подробно объясняет грамматическое понятие учащимся. После ознакомления с концепциями учащиеся должны механически практиковаться, используя рабочие листы и упражнения. Дедуктивные методы обучения в основном ориентированы на учителя и, как правило, игнорируют специфические языковые потребности учащегося.
В рамках дедуктивного подхода, преподавание нового грамматического материала можно разделить на три основных этапа:
- пояснение нового материала: учитель записывает примеры с новыми грамматическими конструкциями, поясняет случаи их употребления, записывает примеры образования вопросительных и отрицательных конструкций, примеры кратких ответов и т.д.;
- отработка: учащиеся выполняют несложные упражнения, которые сразу же проверяются всей группой. На данном этапе особенно важна обратная связь и контроль со стороны учителя за правильностью усвоения нового материала;
- продуктивные упражнения: включают такие задания, как составление диалогов, обсуждение различных тем, нахождение сходств и различий на иллюстрациях, составление рассказов (например, для темы Present Continuous – составить рассказ по картинке «In the park»).
Индуктивный метод преподавания грамматики включает в себя введение нескольких примеров, которые дают учащимся представление о конкретной концепции и на основе которых учащиеся могут наблюдать, как эта концепция работает. Концепция не разработана заранее и учащиеся будут индуктивно усваивать правила грамматики во время чтения и письма. Таким образом, учитель помогает учащимся учиться более естественно, открывая для себя грамматику и визуализируя, как работают эти правила. Преимущество индуктивного метода заключается в том, что учащиеся запоминают больше, чем могли бы, используя запоминание, поскольку обучение более естественно.
Практика показывает, что использование только дедуктивного или индуктивного подходов, оказывается малоэффективным, т.к. учащиеся либо хорошо усваивают грамматические правила, но сталкиваются со значительными затруднениями при необходимости выразить свои мысли устно в реальной разговорной ситуации, либо развивают устную речь, в которой встречаются грамматические ошибки. В связи с этим в настоящее время предлагается использовать комбинированный подход, который включает приемы имплицитной и эксплицитной грамматики. Во всех трех подходах – дедуктивном, индуктивном и комбинированном – подчеркивается роль повторения и закрепления грамматического материала.
Каждый учитель должен научить обучающихся правильно грамматически строить высказывание. Грамматика в языке представляет собой позвоночник, к которому крепится лексика. Главной целью обучения иностранному языку является свободное общение на языке. Оно будет только в том случае, если речь будет грамотной, а речь будет грамотной, только если будет изучена грамматика.