Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому, в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Под адаптацией (от лат. аdaptatio – приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация – приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Главными условиями успешной адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду являются:
1. Готовность детей к детскому саду.
У нормально развивающегося малыша в 3 года возникает потребность душевного и пространственного отделения от мамы. Для него становится важно проживать определенные моменты своей жизни самостоятельно, в соответствии со своей индивидуальностью.
Несмотря на правила и требования дисциплины, отсутствие индивидуального подхода во многих дошкольных учреждениях, у малыша все равно остается достаточно психологического пространства для раскрытия всех сторон своей личности. Сепарация и социализация в этом возрасте – естественный процесс. От его успеха зависит дальнейшее умение человека создать семью и строить отношения с коллегами.
Примерно в 3 года ребенка по-настоящему увлекает игра со сверстниками. Если лишить его общества ровесников и окружить лишь взрослыми людьми, он вырастет весьма развитым интеллектуально, однако инфантильным духовно и бедным эмоционально. При таком раскладе карапуз вряд ли будет счастливым. Поэтому не нужно пытаться заменить крохе собой весь мир, нужно разрешить иметь привязанности и к другим людям.
2. Готовность родителей.
Самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пошел в детский сад.
Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К двум-трем годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер общения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.
Условия жизни ребенка меняются, когда он поступает в ДОУ. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, обстановка.
Ко всему этому ребенку надо приспособиться и это происходит не всегда легко и быстро.
3. Психолого-педагогическая компетентность родителей.
Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества.
В дошкольных учреждениях взаимодействию с семьей уделяется особое внимание.
Между тем, современная система образования построена таким образом, где взаимодействие детского сада и семьи ограничивается в сложившемся стереотипном опыте работы с родителями, включающее в себя:
- ежедневное общение во время приема детей;
- родительское собрание;
- участие родителей в праздничных вечерах;
- участие родителей в благоустройстве группы.
Проблема усугубляется тем, что в нашей стране десятилетиями родители стремились к карьерному росту, а ответственность за воспитание ребенка перекладывали на педагогов и образовательные учреждения. Как следствие сложились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. И не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить образовательные потребности ребенка.
Важно своевременно прийти на помощь родителям и вооружить их знаниями и умениями, поэтому заниматься всесторонней подготовкой семьи необходимо начинать до появления малыша. Ведь период беременности – это стартовая площадка для (физического, психического и эмоционального) здоровья будущего ребенка.
Таким образом, проблема рассматривается не только как образовательная, но и как социальная, позволяющая формированию активного успешного психологически и физически здорового поколения детей. Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, а так же его работе с семьей ребенка.