Главная
АИ #47 (177)
Статьи журнала АИ #47 (177)
Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности специализированной ...

Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности специализированной образовательной организации

Научный руководитель

Федотова Ирина Анатольевна

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

культура
корпоративная культура
специализированная образовательная организация
педагогическая деятельность

Аннотация статьи

В статье корпоративная культура рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития специализированной образовательной организации.

Текст статьи

Впервые понятие «корпоративная культура» появилось в XIX веке в немецкой армии, как свод гласных и негласных правил и связано с именем Х.К. Б. фон Мольке [3, с.70]. Современное значение понятия «корпоративная культура» приобретает в конце XX века.

Современные требования к образовательной сфере предъявляют высокие требования к качеству образования, доступности, эффективности и результативности учебного процесса [2, с.140]. Ключевой фактор, влияющий на качество образования и профессиональный рост педагогов, является корпоративная культура образовательного учреждения, которая определяет основные ценности, принципы, традиции и нормы поведения, характеризующие коллектив педагогов. В специализированных образовательных учреждениях существует необходимость формирования специфической корпоративной культуры, учитывающей специфику образовательного направления и экспертную компетенцию педагогов [1, с.422].

Значение корпоративной культуры в образовательной организации играет важную роль. Она определяет не только стиль поведения, но и эффективность деятельности этой организации. Прежде всего, корпоративная культура способствует формированию единого коллектива с общей миссией и целями. Корпоративная культура позволяет установить принципы награждения и поощрения за успешную деятельность, что стимулирует участников организации к высоким достижениям. Еще одним важным аспектом корпоративной культуры является развитие коммуникационных процессов в образовательной организации. Корпоративная культура создает условия для открытой и эффективной коммуникации между участниками организации и способствует формированию доверия и уважения к другим. Это помогает избежать конфликтов и разногласий [2, с.140].

В словаре С.И. Ожегова под термином Культура понимается:

«Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [4, с.248-252].

Функциями корпоративной культуры являются:

  • оценочно нормативная функция (на основе сравнения реального поведения человека, группы, корпорации с нормами культурного поведения);
  • регламентирующая и регулирующая функция культуры – применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
  • познавательна функция (например, познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника);
  • смыслообразующая функция. Корпоративная культура влияет на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;
  • коммуникационная функция – через ценности принятые в корпорации нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимоотношение работников и их взаимодействие;
  • функция общественной памяти, сохранение и накопление опыта корпорации;
  • рекреативная функция – восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации возможно лишь в случае высоконравственного потенциала корпоративной культуры, причастности работников к ней и разделения ее ценностей [5, с.938].

Все эти функции корпоративной культуры организации можно применить и к образовательным учреждениям.

Одной из главнейших задач для руководителя образовательной организации является формирование команды профессионалов, непрерывная забота о повышении их квалификации, мотивации, верности образовательной организации, социальной защищенности и преданности корпоративным ценностям [7, с.63-69].

Корпоративные символы образовательной организации

Корпоративные символы являются одним из важных системообразующих элементов корпоративной культуры. Критерии их качества – узнаваемость, художественная и эстетическая ценность, выраженная способность к самоидентификации как образовательной организации в целом, так и ее сотрудников, и учеников.

Корпоративные символы образовательной организации едины для всех ее структурных подразделений. Изменение их возможно только в исключительных случаях и с согласия Педагогического совета или иных уполномоченных подразделений. Статус и использование корпоративных символов регламентируется Положением о корпоративной символике образовательной организации.

К корпоративным символам относятся:

  • фирменные цвета;
  • эмблема;
  • девиз;
  • герб;
  • гимн.

Корпоративные награды и отличия

Нематериальные формы поощрения сотрудников образовательной организации являются важнейшей частью формирования корпоративного духа, стимулирования труда, и, как следствие, успешного развития самой организации.

К корпоративным наградам и отличиям относятся:

  • занесение в Книгу Почета образовательной организации;
  • занесение на Доску Почета образовательной организации;
  • почетная грамота образовательной организации;
  • благодарственное письмо;
  • благодарность администрации.

Культура проведения общих собраний, конференций и совещаний

Собрания, конференции и совещания – основные формы сотрудничества, необходимые для принятия коллегиальных решений. При проведении собраний и совещаний следует использовать отведенное время с максимальной эффективностью. Рекомендуется всем членам коллектива образовательной организации соблюдать следующие нормы и правила этикета:

  • приходить на собрания вовремя;
  • предварительно ознакомиться с повесткой дня и брать с собой все необходимые материалы, заранее подготовленные вопросы или комментарии;
  • отключить мобильный телефон перед началом собрания, конференции или совещания;
  • негромко извиниться, если Вам необходимо выйти или после возвращения в зал;
  • не использовать собрания в качестве трибуны для решения личных проблем;
  • всегда заранее выяснять, сколько времени отводится на выступление. О превышении регламента напоминает председатель;
  • не затягивать свое выступление за счет сокращения времени следующих ораторов;
  • представляя оратора, называть его фамилию, имя, отчество, должность, основание для его выступления и тему.

Деловой этикет в образовательной организации

Для создания и поддержания комфортной рабочей обстановки сотрудникам образовательной организации рекомендуется соблюдать следующие нормы и правила делового этикета:

  • уважительно относиться друг к другу;
  • обращаться к коллегам, руководителям и подчиненным на «Вы» и по имени-отчеству;
  • не заниматься в рабочее время делами, не связанными с выполнением служебных обязанностей;
  • не демонстрировать коллегам свое плохое настроение;
  • не сквернословить, не проявлять несдержанность и агрессию;
  • сердечно и искренне хвалить коллег за хорошо выполненную работу;
  • всегда извиняться за свое некорректное поведение;
  • помогать коллегам, делиться знаниями и опытом;
  • обсуждать проблемы своего карьерного роста только с непосредственным руководителем;
  • не обсуждать личные или профессиональные качества коллег без их согласия.

Основные этические нормы корпоративного поведения в образовательной организации

  • принципы управления образовательной организацией во многом продиктованы спецификой ее инновационной деятельности, что определяет стиль корпоративного управления как новаторский, основанный на перспективном видении задач и мобилизации коллектива образовательной организации на их решение;
  • образовательная организация рассматривает человеческий ресурс как источник успешной деятельности. Учитываются личные интересы сотрудников, уделяется внимание развитию потенциала работника, обеспечению его социальными гарантиями. Отношения между работником и работодателем строятся на принципах долгосрочного взаимодействия, уважения и четкого исполнения взаимных обязательств, предусмотренных контрактом;
  • в образовательной организации поощряется эффективное лидерство, которое состоит в умении видеть наиболее перспективные идеи и направления;
  • каждый сотрудник образовательной организации рассматривается как уникальная личность, поэтому менеджмент организации основывается на внимании к индивидуальным особенностям каждого члена коллектива. Все сотрудники находятся под опекой образовательной организации, имеют социальную и правовую защиту и обеспечены максимальным вниманием к своим проблемам со стороны руководства.

Именно руководители играют основную и ключевую роль в формировании корпоративной культуры в таких учреждениях как образовательные. Поэтому руководителям необходимо формировать корпоративную культуру в учреждении для повышения эффективности работы, мотивации персонала, улучшения психологического климата в коллективе, повышения престижа профессии, востребованности ее среди молодежи [6, с.120-124].

 Таким образом, можно сделать вывод, что корпоративная культура специализированной образовательной организации является выражением ценностей, установок и моделей поведения всех ее членов (менеджмента и сотрудников), сформировавшихся в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции. Создание и стимулирование позитивной корпоративной культуры скажется самым благотворным образом на результатах деятельности любого образовательного учреждения [1]. Корпоративная культура должна быть органичной частью организации, соответствовать современным условиям, российской специфике и менталитету, должна содействовать достижению целей образовательного учреждения – повышению эффективности его деятельности.

Список литературы

  1. Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». – М.: Приор, 2008. – С. 422.
  2. Акулова Н.Э. Некоторые проблемы формирования корпоративной культуры: Корпоративная культура образовательных учреждений (формирование общекультурных компетенций будущих специалистов): Материалы 3-й Всерос. науч. -практ. конф., 16-17 ноября 2010 г. Екатеринбург, 2010. – С. 140.
  3. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. – М.: Политиздат, 2003. – С. 70.
  4. Ломакин В.В. Разработка информационной модели корпоративной культуры организации [Текст] / В.В. Ломакин, О.С. Резниченко // Сборник трудов Второй Международной научно-технической конференции. 3-5 октября 2011. г. Белгород. – Белгород: ООО «ГиК», 2011. – С. 248-252.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва, 2000. С. 938.
  6. Омаркожаева А.Н. Корпоративная культура: понятие, сущность, элементы / Развитие стран ЕАЭС в современных условиях. Сборник материалов второй ежегодной международной научно-практической конференции – М.: Издательство ООО Научный консультант, 2015. – С. 120-124.
  7. Резник Ю.М., Кравченко К.А. Сущность корпоративной культуры в современной организации // Управление персоналом. – 1998. – № 8. – С. 63-69.

Поделиться

1033

Сальникова А. О. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности специализированной образовательной организации // Актуальные исследования. 2023. №47 (177). Ч.II.С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/7512-vliyanie-korporativnoj-kulturi-na-effektiv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря