Автор(-ы):
Сальникова Алёна Олеговна
21 ноября 2023
Научный руководитель
Федотова Ирина Анатольевна
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье корпоративная культура рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития специализированной образовательной организации.
Текст статьи
Впервые понятие «корпоративная культура» появилось в XIX веке в немецкой армии, как свод гласных и негласных правил и связано с именем Х.К. Б. фон Мольке [3, с.70]. Современное значение понятия «корпоративная культура» приобретает в конце XX века.
Современные требования к образовательной сфере предъявляют высокие требования к качеству образования, доступности, эффективности и результативности учебного процесса [2, с.140]. Ключевой фактор, влияющий на качество образования и профессиональный рост педагогов, является корпоративная культура образовательного учреждения, которая определяет основные ценности, принципы, традиции и нормы поведения, характеризующие коллектив педагогов. В специализированных образовательных учреждениях существует необходимость формирования специфической корпоративной культуры, учитывающей специфику образовательного направления и экспертную компетенцию педагогов [1, с.422].
Значение корпоративной культуры в образовательной организации играет важную роль. Она определяет не только стиль поведения, но и эффективность деятельности этой организации. Прежде всего, корпоративная культура способствует формированию единого коллектива с общей миссией и целями. Корпоративная культура позволяет установить принципы награждения и поощрения за успешную деятельность, что стимулирует участников организации к высоким достижениям. Еще одним важным аспектом корпоративной культуры является развитие коммуникационных процессов в образовательной организации. Корпоративная культура создает условия для открытой и эффективной коммуникации между участниками организации и способствует формированию доверия и уважения к другим. Это помогает избежать конфликтов и разногласий [2, с.140].
В словаре С.И. Ожегова под термином Культура понимается:
«Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [4, с.248-252].
Функциями корпоративной культуры являются:
Все эти функции корпоративной культуры организации можно применить и к образовательным учреждениям.
Одной из главнейших задач для руководителя образовательной организации является формирование команды профессионалов, непрерывная забота о повышении их квалификации, мотивации, верности образовательной организации, социальной защищенности и преданности корпоративным ценностям [7, с.63-69].
Корпоративные символы образовательной организации
Корпоративные символы являются одним из важных системообразующих элементов корпоративной культуры. Критерии их качества – узнаваемость, художественная и эстетическая ценность, выраженная способность к самоидентификации как образовательной организации в целом, так и ее сотрудников, и учеников.
Корпоративные символы образовательной организации едины для всех ее структурных подразделений. Изменение их возможно только в исключительных случаях и с согласия Педагогического совета или иных уполномоченных подразделений. Статус и использование корпоративных символов регламентируется Положением о корпоративной символике образовательной организации.
К корпоративным символам относятся:
Корпоративные награды и отличия
Нематериальные формы поощрения сотрудников образовательной организации являются важнейшей частью формирования корпоративного духа, стимулирования труда, и, как следствие, успешного развития самой организации.
К корпоративным наградам и отличиям относятся:
Культура проведения общих собраний, конференций и совещаний
Собрания, конференции и совещания – основные формы сотрудничества, необходимые для принятия коллегиальных решений. При проведении собраний и совещаний следует использовать отведенное время с максимальной эффективностью. Рекомендуется всем членам коллектива образовательной организации соблюдать следующие нормы и правила этикета:
Деловой этикет в образовательной организации
Для создания и поддержания комфортной рабочей обстановки сотрудникам образовательной организации рекомендуется соблюдать следующие нормы и правила делового этикета:
Основные этические нормы корпоративного поведения в образовательной организации
Именно руководители играют основную и ключевую роль в формировании корпоративной культуры в таких учреждениях как образовательные. Поэтому руководителям необходимо формировать корпоративную культуру в учреждении для повышения эффективности работы, мотивации персонала, улучшения психологического климата в коллективе, повышения престижа профессии, востребованности ее среди молодежи [6, с.120-124].
Таким образом, можно сделать вывод, что корпоративная культура специализированной образовательной организации является выражением ценностей, установок и моделей поведения всех ее членов (менеджмента и сотрудников), сформировавшихся в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции. Создание и стимулирование позитивной корпоративной культуры скажется самым благотворным образом на результатах деятельности любого образовательного учреждения [1]. Корпоративная культура должна быть органичной частью организации, соответствовать современным условиям, российской специфике и менталитету, должна содействовать достижению целей образовательного учреждения – повышению эффективности его деятельности.
Список литературы
Поделиться
Сальникова А. О. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности специализированной образовательной организации // Актуальные исследования. 2023. №47 (177). Ч.II.С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/7512-vliyanie-korporativnoj-kulturi-na-effektiv