Впервые понятие «корпоративная культура» появилось в XIX веке в немецкой армии, как свод гласных и негласных правил и связано с именем Х.К. Б. фон Мольке [3, с.70]. Современное значение понятия «корпоративная культура» приобретает в конце XX века.
Современные требования к образовательной сфере предъявляют высокие требования к качеству образования, доступности, эффективности и результативности учебного процесса [2, с.140]. Ключевой фактор, влияющий на качество образования и профессиональный рост педагогов, является корпоративная культура образовательного учреждения, которая определяет основные ценности, принципы, традиции и нормы поведения, характеризующие коллектив педагогов. В специализированных образовательных учреждениях существует необходимость формирования специфической корпоративной культуры, учитывающей специфику образовательного направления и экспертную компетенцию педагогов [1, с.422].
Значение корпоративной культуры в образовательной организации играет важную роль. Она определяет не только стиль поведения, но и эффективность деятельности этой организации. Прежде всего, корпоративная культура способствует формированию единого коллектива с общей миссией и целями. Корпоративная культура позволяет установить принципы награждения и поощрения за успешную деятельность, что стимулирует участников организации к высоким достижениям. Еще одним важным аспектом корпоративной культуры является развитие коммуникационных процессов в образовательной организации. Корпоративная культура создает условия для открытой и эффективной коммуникации между участниками организации и способствует формированию доверия и уважения к другим. Это помогает избежать конфликтов и разногласий [2, с.140].
В словаре С.И. Ожегова под термином Культура понимается:
«Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [4, с.248-252].
Функциями корпоративной культуры являются:
- оценочно нормативная функция (на основе сравнения реального поведения человека, группы, корпорации с нормами культурного поведения);
- регламентирующая и регулирующая функция культуры – применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
- познавательна функция (например, познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника);
- смыслообразующая функция. Корпоративная культура влияет на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;
- коммуникационная функция – через ценности принятые в корпорации нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимоотношение работников и их взаимодействие;
- функция общественной памяти, сохранение и накопление опыта корпорации;
- рекреативная функция – восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации возможно лишь в случае высоконравственного потенциала корпоративной культуры, причастности работников к ней и разделения ее ценностей [5, с.938].
Все эти функции корпоративной культуры организации можно применить и к образовательным учреждениям.
Одной из главнейших задач для руководителя образовательной организации является формирование команды профессионалов, непрерывная забота о повышении их квалификации, мотивации, верности образовательной организации, социальной защищенности и преданности корпоративным ценностям [7, с.63-69].
Корпоративные символы образовательной организации
Корпоративные символы являются одним из важных системообразующих элементов корпоративной культуры. Критерии их качества – узнаваемость, художественная и эстетическая ценность, выраженная способность к самоидентификации как образовательной организации в целом, так и ее сотрудников, и учеников.
Корпоративные символы образовательной организации едины для всех ее структурных подразделений. Изменение их возможно только в исключительных случаях и с согласия Педагогического совета или иных уполномоченных подразделений. Статус и использование корпоративных символов регламентируется Положением о корпоративной символике образовательной организации.
К корпоративным символам относятся:
- фирменные цвета;
- эмблема;
- девиз;
- герб;
- гимн.
Корпоративные награды и отличия
Нематериальные формы поощрения сотрудников образовательной организации являются важнейшей частью формирования корпоративного духа, стимулирования труда, и, как следствие, успешного развития самой организации.
К корпоративным наградам и отличиям относятся:
- занесение в Книгу Почета образовательной организации;
- занесение на Доску Почета образовательной организации;
- почетная грамота образовательной организации;
- благодарственное письмо;
- благодарность администрации.
Культура проведения общих собраний, конференций и совещаний
Собрания, конференции и совещания – основные формы сотрудничества, необходимые для принятия коллегиальных решений. При проведении собраний и совещаний следует использовать отведенное время с максимальной эффективностью. Рекомендуется всем членам коллектива образовательной организации соблюдать следующие нормы и правила этикета:
- приходить на собрания вовремя;
- предварительно ознакомиться с повесткой дня и брать с собой все необходимые материалы, заранее подготовленные вопросы или комментарии;
- отключить мобильный телефон перед началом собрания, конференции или совещания;
- негромко извиниться, если Вам необходимо выйти или после возвращения в зал;
- не использовать собрания в качестве трибуны для решения личных проблем;
- всегда заранее выяснять, сколько времени отводится на выступление. О превышении регламента напоминает председатель;
- не затягивать свое выступление за счет сокращения времени следующих ораторов;
- представляя оратора, называть его фамилию, имя, отчество, должность, основание для его выступления и тему.
Деловой этикет в образовательной организации
Для создания и поддержания комфортной рабочей обстановки сотрудникам образовательной организации рекомендуется соблюдать следующие нормы и правила делового этикета:
- уважительно относиться друг к другу;
- обращаться к коллегам, руководителям и подчиненным на «Вы» и по имени-отчеству;
- не заниматься в рабочее время делами, не связанными с выполнением служебных обязанностей;
- не демонстрировать коллегам свое плохое настроение;
- не сквернословить, не проявлять несдержанность и агрессию;
- сердечно и искренне хвалить коллег за хорошо выполненную работу;
- всегда извиняться за свое некорректное поведение;
- помогать коллегам, делиться знаниями и опытом;
- обсуждать проблемы своего карьерного роста только с непосредственным руководителем;
- не обсуждать личные или профессиональные качества коллег без их согласия.
Основные этические нормы корпоративного поведения в образовательной организации
- принципы управления образовательной организацией во многом продиктованы спецификой ее инновационной деятельности, что определяет стиль корпоративного управления как новаторский, основанный на перспективном видении задач и мобилизации коллектива образовательной организации на их решение;
- образовательная организация рассматривает человеческий ресурс как источник успешной деятельности. Учитываются личные интересы сотрудников, уделяется внимание развитию потенциала работника, обеспечению его социальными гарантиями. Отношения между работником и работодателем строятся на принципах долгосрочного взаимодействия, уважения и четкого исполнения взаимных обязательств, предусмотренных контрактом;
- в образовательной организации поощряется эффективное лидерство, которое состоит в умении видеть наиболее перспективные идеи и направления;
- каждый сотрудник образовательной организации рассматривается как уникальная личность, поэтому менеджмент организации основывается на внимании к индивидуальным особенностям каждого члена коллектива. Все сотрудники находятся под опекой образовательной организации, имеют социальную и правовую защиту и обеспечены максимальным вниманием к своим проблемам со стороны руководства.
Именно руководители играют основную и ключевую роль в формировании корпоративной культуры в таких учреждениях как образовательные. Поэтому руководителям необходимо формировать корпоративную культуру в учреждении для повышения эффективности работы, мотивации персонала, улучшения психологического климата в коллективе, повышения престижа профессии, востребованности ее среди молодежи [6, с.120-124].
Таким образом, можно сделать вывод, что корпоративная культура специализированной образовательной организации является выражением ценностей, установок и моделей поведения всех ее членов (менеджмента и сотрудников), сформировавшихся в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции. Создание и стимулирование позитивной корпоративной культуры скажется самым благотворным образом на результатах деятельности любого образовательного учреждения [1]. Корпоративная культура должна быть органичной частью организации, соответствовать современным условиям, российской специфике и менталитету, должна содействовать достижению целей образовательного учреждения – повышению эффективности его деятельности.