Ведущими ориентирами совершенствования отечественной системы образования, обозначенными в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2019-2025 гг.», являются – создание благоприятных условий для самореализации человека и развития его творческих способностей, системное обновление аспектов образования, отражающего культурные, технологические изменения в развитии общества. От обучающихся требуется интенсивный творческий поиск, разработка уникальных проектов.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, студенты, обучающиеся по специальностям «Вокальное искусство», «Инструментальное исполнительство», «Музыкальное звукооператорское мастерство», «Сольное и хоровое народное пение», «Хоровое дирижирование» и др. должны овладеть умениями: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, планировать и анализировать результаты деятельности. Однако это невозможно осуществить без развитых у них способностей к творческой самореализации [2].
Известно, что одним из потенциальных инструментов развития у студентов средних профессиональных учебных заведений творческой самореализации является конкурсная деятельность.
В современных исследованиях под конкурсной деятельностью понимается социальное взаимодействие, выполняющее функции сохранения и обновления культурных традиций при системной передаче ценностного опыта, способствующее саморазвитию обучаемого и становлению его как субъекта культуры (А.В. Алексеев, О.Н. Волик, Т.Н. Лубинская и др.). При включении в конкурсную деятельность обучающиеся обретают опыт участия в ней и выходят на качественный уровень самовыражения и самоутверждения. Именно конкурсная деятельность ведет к развитию самореализации студентов посредством единения теоретической и практической подготовки в рамках соревнований для достижения профессионально значимых целей [1].
В этой связи нами были разработаны концепции конкурсов – исследовательских работ «Этюды о музыке и музыкантах», творческих работ по сольфеджио и теории музыки «Югорские мелодии», сочинений и импровизаций «Новая музыка», реализуемых на базе Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского при выстраивании диалога с российскими и зарубежными музыкальными колледжами в форме сетевой коммуникации (посредством электронной почты, прямого общения) с партнерами – заведующими структурных подразделений, педагогами-музыкантами и самими конкурсантами.
Конкурс исследовательских работ «Этюды о музыке и музыкантах», который проводился с 2017 г. уже в шестой раз и служил: развитию музыкальной грамотности участников; расширению у них представлений о природе музыкального искусства, формах бытования музыки, творчестве композиторов и исполнителей; приобретению обучающимися навыков написания исследовательских работ, мотивации углубленного изучения музыкально-литературных источников и самостоятельной работы с ними; формированию навыков анализа нотно-текстового материала рассматриваемых музыкальных сочинений.
Для создания исследовательских работ студенты знакомились с композиторской техникой, ее приемами и средствами, что позволило им проявлять творческую активность, рассуждать, осознать значение саморазвития в исследовательской работе для своей будущей профессиональной деятельности.
Конкурс импровизаций и сочинений «Новая музыка», который проводится с 2021 г., имеет своей направленностью: накопление опыта музыкально-композиционной деятельности через проживание творческого состояния, познание способов создания музыки и нахождение собственных приемов творческого самовыражения; формирование умений развития заимствованного музыкального тематизма и сочинения собственного; обработка музыкального фольклора народов ханты и манси, проживающих на территории Ханты-Мансийского округа – Югры; переведение воспринятой жизненной действительности в музыкально-художественные образы, организованные в музыкально-художественную форму; развитие навыка воплощения собственного музыкально-композиционного замысла в исполнительской деятельности.
В ходе подготовки импровизаций, сочинений и создания музыкально-художественных образов у студентов развивалось художественное воображение, образное мышление с опорой на интонационно-слуховой опыт, использование композиционных моделей. Это способствовало как успешному овладению средствами музыкального выражения, так и самопознанию своих возможностей, нахождению собственных приемов самовыражения в музыкально-композиционной деятельности.
Конкурс творческих работ по сольфеджио и теории музыки «Югорские мелодии» проводится с 2021 г. и служит: знакомству с тематическими особенностями музыкального фольклора северных народов ханты и манси; развитию музыкального слуха, ритмических и звуковысотных интонационных навыков студентов; формированию умений импровизации, сочинения музыкальных текстов, создания «фольклорного» аккомпанемента; развитию умений воссоздания собственного музыкально-композиционного замысла в исполнительской деятельности.
При создании творческих работ на материале содержательного источника творчества – музыкального фольклора у студентов расширялся запас музыкальных представлений – ритмо-интонационных и полифонизационных, формировались национальный характер музыкального мышления, эстетический вкус. Потенциальная многовариантность использования фольклора для творческих решений служила актуализации самости каждого студента.
Отметим, что крупнейшим российским издательством «Музыка» издано учебное пособие «Сольфеджио» на материале музыкального фольклора народов ханты и манси для студентов колледжей культуры и искусств авторов Д.Н. Павлова и О.Ю. Цветковой – исследователей-практиков, преподавателей музыкально-теоретических дисциплин и композиции Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского. Опубликованные в данном «Сольфеджио» фольклорные образцы используются для реализации конкурса «Югорские мелодии», а также для сольфеджирования, музыкального диктанта в курсе дисциплины «Сольфеджио» студентов музыкальных колледжей.
Отметим, что в рамках всех рассмотренных конкурсов для представления своих работ студентами осваивались возможности музыкально-компьютерных технологий, связанных с набором нотного текста, работой со звуковыми/визуальными материалами.
За время реализации конкурсов с 2017 г. участие в них приняли более 650 обучающихся, в числе которых есть участники из музыкальных школ и школ искусств, но в большинстве – студенты музыкальных колледжей России и зарубежных стран – Киргизии и Украины, таких городов, как Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Новосибирск, Орск, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи, Тюмень, Бишкек, Донецк, а также городов Ханты-Мансийского округа – Лянтор, Нижневартовск, Сургут и др.
В рамках конкурсной деятельности реализовался принцип интеграции, являющийся для современного образования необходимым требованием и определяющийся взаимопроникновением и единством целей, задач и содержания учебного процесса. Интеграция при этом осуществлялась на уровне межпредметных связей, урочной и внеурочной деятельности.
В результате проведения конкурсов у обучающихся развивалось личностное самоопределение через становление и активизацию субъектных позиций; производилось углубленное получение знаний по дисциплинам музыкально-теоретического цикла; стимулировалось развитие общественной активности при эмоциональном обогащении жизни. Реализованная конкурсная деятельность, являющаяся средством развития профессионально-значимых творческих качеств, показала, что она продуктивна при работе со студентами в развитии их творческой самореализации.