Главная
АИ #47 (177)
Статьи журнала АИ #47 (177)
Методика разработки электронных задачников-тренажеров для формирования компетенц...

Методика разработки электронных задачников-тренажеров для формирования компетенции решения графических задач по специальности композиция в средне профессиональных учебных заведениях

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

электронное обучение
компетенции
праксиологический компонент
гуманитарное образование
методики обучения
задачники-тренажеры

Аннотация статьи

В работе обсуждается актуальность формирования праксиологического компонента компетенций с использованием электронных образовательных технологий в гуманитарных областях обучения.

Текст статьи

Введение.

Современный уровень информатизации образования позволяет формировать компетенции средствами электронной среды, как в методах контактной работы с обучающимися, так и в самостоятельном освоении знаний. На данный момент существуют отдельные направления становления праксиологического компонента компетенций (умений и навыков), для гуманитарных направлений обучения, но пока – слабо изучен вопрос их формирования в электронной среде. Отсюда следует, что основополагающей задачей ученых в области электронных образовательных технологий является разработка инновационных методик формирования умений и навыков в сфере электронного обучения. Противоречия, возникающие между существующими возможностями организации обучения основам композиции в электронной среде и отсутствием результативной методики данного обучения, позволяет сформировать практическую часть. Решение данной проблемы может стать методика разработки серии задачников-тренажеров, описанные в данной статье.

Способность решать творческие задачи с точки зрения компетентностного подхода. Смежность понятий компетентность и компетенции, на сегодняшний день трактуется синонимически. На что указывают некоторые научные изыскания. Такие ключевые компетентности выступают в роли конкретизации ключевых. Это позволяет сделать вывод, способность формирования предметных компетенций возможно, в определенной мере, формировать ключевые.

Предметом исследования является – способность решать творческие задачи. Однако, несмотря на электронное обучение вошло в практику образовательных учреждений, а также применение электронной среды для формирования творческой компетентности, а именно, способность решать творческие задачи останется слабо изученными. Написание методики формирования данной компетенции с помощью электронных средств обучения позволит внедрить в учебный процесс эффективные средства обучения. Праксиологический компонент компенсирует для гуманитарных форм обучения и сформирование в электронной среде мало изучен. Отсюда важная задача – разработка инновационного метода формирования умений и навыков посредством электронного обучения. Следует отметить явное противоречие между инновационным обучением основам композиции и возможностями организации обучения композиции, а также отсутствие регулятивной методики этого обучения, позволяющей сформировать практическую сторону творческой компетенции.

Способность решать творческие задачи с точки зрения компетентностного подхода:

Смежность понятий компетентность и компетенции на сегодняшний день, трактуется синонимически. На что указывают некоторые научные изыскания. В существующей иерархии компетентностей лидирующие позиции занимают ключевые (базовые) компетентности, а предметные – выступают в роли конкретизирующих ключевых.

Предмет нашего исследования – способность решать творческие задачи, как одно из важнейших составляющих творческой компетенции. Несмотря на то, что электронное обучение прочно вошло в практику образовательных учреждений, возможности применения электронной среды для сформирования творческой компетентности, в частности, способности решать творчески задачи остаются мало изученными создания методики сформирования данной компетенции с помощью электронных средств обучения позволяет включить в процесс эффективные средства обучения, ориентированные на сформирование компетенции решения творческих задач в рамках самостоятельной работы.

Подходы к формализации принципов решения творческих задач.

В процессе обучения по решению творческих задач по схеме «преподаватель – студент», где гибкость и возможность персонализации будет уже невозможна – т.к. ОС может действовать только согласно прописанному для неё алгоритму – максимально разработать алгоритм решения задач и выявить универсальную последовательность действий в работе.

Последовательность решения обучающих задач условно можно разделить на следующие стадии:

  • понимание задачи;
  • выработка плана решения;
  • реализация плана решения;
  • верификация результата и подведение итогов.

Рассматриваемая модель решения задач является универсальной, т.е. применяемые к решению задач разной степени и в различных областях знаний. Творческие задачи – это всего лишь один из типов задач, к которым данную схему можно применить. Схематический аспект в понимании студентом решения творческой задачи позволит подобрать шаблон решения. Отсюда, необходимо разработать средство обучения в электронной среде, которое позволит сформировать компетенцию решения творческих задач с акцентом на данную формализацию.

Электронный тренажер – как средство обучения.

Что такое тренажер в современном контексте? В широком смысле – «тренажер» – это методы, средства и формы обучения, способствующие приобретению знаний, сформированию и закреплению навыков. Современные требования предъявляемые к средствам образовательного процесса, обусловлены текущим ФГОС, что позволяет выделить понятие «электронный тренажер». Под таким тренажером понимается комплекс знаний, ориентированный для систематизации уровня знаний и навыков, способствует развитию творческой познавательной инициативы. Таким образов, разработка универсальной методики формирования компетенции решения творческих задач в электронной среде, могла бы способствовать внесению существенного вклада в теорию и методику информационного образования.

Методика формирования компетенции решения творческих задач в электронной среде с помощью задач-тренажеров.

Структурная модель: задачи-тренажера. В набор аспектов задач решения задач был дополнен аналитическим аспектом, что позволило провести сравнительный анализ полученного результата с фактическим условием. Это даёт возможность определить корректность решения и пересмотра, в случае наличия ошибок, а также осознания смысла полученного результата.

Структурная модель задачи тренажера.

Для реализации предложенной методики в электронной среде, необходимо наличие следующего функционала:

Последовательное открытие функционала.

Таблица

Структурная модель задачи тренажера

Компоненты электронного задачника-тренажера

Реализация в задачнике-тренажере «Композитиус»

Условия задачи

Построение композиции натюрморта

Интерфейс на специфические определения и понятия (лингвистический аспект)

Интерфейс (глоссарий) – выбранные объекты – библиотека объектов

Вопросы на знание свойств и параметров рассматриваемых в задаче объектов (схематический аспект)

Выберете геометрические фигуры

Задание на определение базиса задачи (контекстный аспект)

Интерфейс – выбранные объекты – библиотека объектов

Реализация предложенной модели в электронной среде предполагает наличие следующего функционала.

Структурное открытие процедуры построения. Задания в тренажере выстроены и открываются последовательно. Это необходимо для того, чтобы шаг построения в каждом последующем окне не могло прямо или косвенно указывать на правильный ответ предыдущего «окна» (задания). В этом случае при прохождении задачи-тренажера, у пользователя не будет возможности перейти на следующее диалоговое окно, пока не будет выбраны элементы. При этом, у пользователя не возникнет трудностей к обращению к предыдущим результатам, полученные на предыдущих шагах. Обучающее воздействие задачи-тренажёра проявляется только при наличии возможности исправлять свои ошибки, возникшие в процессе решения. Для этого электронная среда должна позволять проходить как всю задачу–тренажёр, так и отдельные его задания несколько раз. За счёт обратной связи задачи-тренажёр выполняет функции наставника или тьютора (маскот) в электронной среде, сопровождая каждый шаг решения задачи последовательными подсказками, способствующие к достижению правильного решения.

Маскот может отреагировать следующим содержанием:

  • появление каждому диалоговому окну («выбранные объекты», «библиотека ответов»);
  • ссылки в глоссарии в электронном курсе с примерами и пояснениями;
  • контрпримеры, опровергающие правильность выбранного решения задания;
  • фрагменты теоретического материала курса.

Методология организация обратной связи в задаче-тренажёре.

Обратная связь в электронном тренажёре, способна мотивировать студентов и значительно повысить эффективность обучения.

Отметим основные:

  • формирование метакогнитивных процессов;
  • тьюторинг (Маскот).

Комплект задач-тренажёров был апробирован в качестве учебного средства для самостоятельной работы студентов специальности «Дизайн». В 2022-2023 учебном году был проведен эксперимент по направлению подготовки «Дизайн», в количестве 180 человек.

Целью эксперимента – исследовать влияние задач-тренажёров на сформированность компетенции решения творческих задач по соответствующим темам. Спланированный, таким образом, образовательный процесс с высокой вероятностью обнаружил сильное влияния средств электронного обучения на успеваемость в решении творческих задач.

Заключение.

Предложенная методика является универсальной и позволяет разрабатывать электронные средства обучения для формирования творческой компетенции в рамках самостоятельной работы. В качестве средств обучения в электронной среде, предполагается использовать электронные задачники-тренажёры. Была разработана структурная модель электронного задачника-тренажёра, основанная на цикле решения творческих задач. Это позволило оптимизировать алгоритм процесса решения задач, а также проработать эффективные стратегии, их решение и обратную связь. Предположенная в работе методология организации обратной связи за счет элементов тьюторинга, способствует формированию у обучающихся метакогнитивных навыков, таких рефлексия и самоконтроль. Методика формирования компетенции решения творческих задач апробирована в учебном процессе студентов направления подготовки 54.02.01 – «Дизайн», ЧПОУ БЭК. Проведённый педагогический эксперимент подтвердил, что применение задач-тренажёров разработанные на основе предложенной методики позволяет повысить эффективность формирования праксиологического компонента творческой компетентности. Проведенный педагогический эксперимент выявил необходимость работы над дальнейшим систематизированной работой по разработке серии задачников-тренажёров в комплексе мероприятий по формированию и оцениванию сформированности творческой компетентности в электронной среде.

Поделиться

906

Сафиуллина А. И. Методика разработки электронных задачников-тренажеров для формирования компетенции решения графических задач по специальности композиция в средне профессиональных учебных заведениях // Актуальные исследования. 2023. №47 (177). Ч.I.С. 62-65. URL: https://apni.ru/article/7525-metodika-razrabotki-elektronnikh-zadachnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января