Введение.
Современный уровень информатизации образования позволяет формировать компетенции средствами электронной среды, как в методах контактной работы с обучающимися, так и в самостоятельном освоении знаний. На данный момент существуют отдельные направления становления праксиологического компонента компетенций (умений и навыков), для гуманитарных направлений обучения, но пока – слабо изучен вопрос их формирования в электронной среде. Отсюда следует, что основополагающей задачей ученых в области электронных образовательных технологий является разработка инновационных методик формирования умений и навыков в сфере электронного обучения. Противоречия, возникающие между существующими возможностями организации обучения основам композиции в электронной среде и отсутствием результативной методики данного обучения, позволяет сформировать практическую часть. Решение данной проблемы может стать методика разработки серии задачников-тренажеров, описанные в данной статье.
Способность решать творческие задачи с точки зрения компетентностного подхода. Смежность понятий компетентность и компетенции, на сегодняшний день трактуется синонимически. На что указывают некоторые научные изыскания. Такие ключевые компетентности выступают в роли конкретизации ключевых. Это позволяет сделать вывод, способность формирования предметных компетенций возможно, в определенной мере, формировать ключевые.
Предметом исследования является – способность решать творческие задачи. Однако, несмотря на электронное обучение вошло в практику образовательных учреждений, а также применение электронной среды для формирования творческой компетентности, а именно, способность решать творческие задачи останется слабо изученными. Написание методики формирования данной компетенции с помощью электронных средств обучения позволит внедрить в учебный процесс эффективные средства обучения. Праксиологический компонент компенсирует для гуманитарных форм обучения и сформирование в электронной среде мало изучен. Отсюда важная задача – разработка инновационного метода формирования умений и навыков посредством электронного обучения. Следует отметить явное противоречие между инновационным обучением основам композиции и возможностями организации обучения композиции, а также отсутствие регулятивной методики этого обучения, позволяющей сформировать практическую сторону творческой компетенции.
Способность решать творческие задачи с точки зрения компетентностного подхода:
Смежность понятий компетентность и компетенции на сегодняшний день, трактуется синонимически. На что указывают некоторые научные изыскания. В существующей иерархии компетентностей лидирующие позиции занимают ключевые (базовые) компетентности, а предметные – выступают в роли конкретизирующих ключевых.
Предмет нашего исследования – способность решать творческие задачи, как одно из важнейших составляющих творческой компетенции. Несмотря на то, что электронное обучение прочно вошло в практику образовательных учреждений, возможности применения электронной среды для сформирования творческой компетентности, в частности, способности решать творчески задачи остаются мало изученными создания методики сформирования данной компетенции с помощью электронных средств обучения позволяет включить в процесс эффективные средства обучения, ориентированные на сформирование компетенции решения творческих задач в рамках самостоятельной работы.
Подходы к формализации принципов решения творческих задач.
В процессе обучения по решению творческих задач по схеме «преподаватель – студент», где гибкость и возможность персонализации будет уже невозможна – т.к. ОС может действовать только согласно прописанному для неё алгоритму – максимально разработать алгоритм решения задач и выявить универсальную последовательность действий в работе.
Последовательность решения обучающих задач условно можно разделить на следующие стадии:
- понимание задачи;
- выработка плана решения;
- реализация плана решения;
- верификация результата и подведение итогов.
Рассматриваемая модель решения задач является универсальной, т.е. применяемые к решению задач разной степени и в различных областях знаний. Творческие задачи – это всего лишь один из типов задач, к которым данную схему можно применить. Схематический аспект в понимании студентом решения творческой задачи позволит подобрать шаблон решения. Отсюда, необходимо разработать средство обучения в электронной среде, которое позволит сформировать компетенцию решения творческих задач с акцентом на данную формализацию.
Электронный тренажер – как средство обучения.
Что такое тренажер в современном контексте? В широком смысле – «тренажер» – это методы, средства и формы обучения, способствующие приобретению знаний, сформированию и закреплению навыков. Современные требования предъявляемые к средствам образовательного процесса, обусловлены текущим ФГОС, что позволяет выделить понятие «электронный тренажер». Под таким тренажером понимается комплекс знаний, ориентированный для систематизации уровня знаний и навыков, способствует развитию творческой познавательной инициативы. Таким образов, разработка универсальной методики формирования компетенции решения творческих задач в электронной среде, могла бы способствовать внесению существенного вклада в теорию и методику информационного образования.
Методика формирования компетенции решения творческих задач в электронной среде с помощью задач-тренажеров.
Структурная модель: задачи-тренажера. В набор аспектов задач решения задач был дополнен аналитическим аспектом, что позволило провести сравнительный анализ полученного результата с фактическим условием. Это даёт возможность определить корректность решения и пересмотра, в случае наличия ошибок, а также осознания смысла полученного результата.
Структурная модель задачи тренажера.
Для реализации предложенной методики в электронной среде, необходимо наличие следующего функционала:
Последовательное открытие функционала.
Таблица
Структурная модель задачи тренажера
Компоненты электронного задачника-тренажера |
Реализация в задачнике-тренажере «Композитиус» |
---|---|
Условия задачи |
Построение композиции натюрморта |
Интерфейс на специфические определения и понятия (лингвистический аспект) |
Интерфейс (глоссарий) – выбранные объекты – библиотека объектов |
Вопросы на знание свойств и параметров рассматриваемых в задаче объектов (схематический аспект) |
Выберете геометрические фигуры |
Задание на определение базиса задачи (контекстный аспект) |
Интерфейс – выбранные объекты – библиотека объектов |
Реализация предложенной модели в электронной среде предполагает наличие следующего функционала.
Структурное открытие процедуры построения. Задания в тренажере выстроены и открываются последовательно. Это необходимо для того, чтобы шаг построения в каждом последующем окне не могло прямо или косвенно указывать на правильный ответ предыдущего «окна» (задания). В этом случае при прохождении задачи-тренажера, у пользователя не будет возможности перейти на следующее диалоговое окно, пока не будет выбраны элементы. При этом, у пользователя не возникнет трудностей к обращению к предыдущим результатам, полученные на предыдущих шагах. Обучающее воздействие задачи-тренажёра проявляется только при наличии возможности исправлять свои ошибки, возникшие в процессе решения. Для этого электронная среда должна позволять проходить как всю задачу–тренажёр, так и отдельные его задания несколько раз. За счёт обратной связи задачи-тренажёр выполняет функции наставника или тьютора (маскот) в электронной среде, сопровождая каждый шаг решения задачи последовательными подсказками, способствующие к достижению правильного решения.
Маскот может отреагировать следующим содержанием:
- появление каждому диалоговому окну («выбранные объекты», «библиотека ответов»);
- ссылки в глоссарии в электронном курсе с примерами и пояснениями;
- контрпримеры, опровергающие правильность выбранного решения задания;
- фрагменты теоретического материала курса.
Методология организация обратной связи в задаче-тренажёре.
Обратная связь в электронном тренажёре, способна мотивировать студентов и значительно повысить эффективность обучения.
Отметим основные:
- формирование метакогнитивных процессов;
- тьюторинг (Маскот).
Комплект задач-тренажёров был апробирован в качестве учебного средства для самостоятельной работы студентов специальности «Дизайн». В 2022-2023 учебном году был проведен эксперимент по направлению подготовки «Дизайн», в количестве 180 человек.
Целью эксперимента – исследовать влияние задач-тренажёров на сформированность компетенции решения творческих задач по соответствующим темам. Спланированный, таким образом, образовательный процесс с высокой вероятностью обнаружил сильное влияния средств электронного обучения на успеваемость в решении творческих задач.
Заключение.
Предложенная методика является универсальной и позволяет разрабатывать электронные средства обучения для формирования творческой компетенции в рамках самостоятельной работы. В качестве средств обучения в электронной среде, предполагается использовать электронные задачники-тренажёры. Была разработана структурная модель электронного задачника-тренажёра, основанная на цикле решения творческих задач. Это позволило оптимизировать алгоритм процесса решения задач, а также проработать эффективные стратегии, их решение и обратную связь. Предположенная в работе методология организации обратной связи за счет элементов тьюторинга, способствует формированию у обучающихся метакогнитивных навыков, таких рефлексия и самоконтроль. Методика формирования компетенции решения творческих задач апробирована в учебном процессе студентов направления подготовки 54.02.01 – «Дизайн», ЧПОУ БЭК. Проведённый педагогический эксперимент подтвердил, что применение задач-тренажёров разработанные на основе предложенной методики позволяет повысить эффективность формирования праксиологического компонента творческой компетентности. Проведенный педагогический эксперимент выявил необходимость работы над дальнейшим систематизированной работой по разработке серии задачников-тренажёров в комплексе мероприятий по формированию и оцениванию сформированности творческой компетентности в электронной среде.