Главная
Конференции
Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы
Социальный плакат как средство формирования информационной компетентности в проц...

Социальный плакат как средство формирования информационной компетентности в процессе обучения шахматам

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

социальный плакат
значение социального плаката
методика создания социального плаката

Аннотация статьи

В современном обществе человек сталкивается с обширным и многообразным потоком информации. Федеральный государственный образовательный стандарт также предполагает знакомство с различными видами информации как текстовой, так и графический. В статье приводится анализ теоретических сведений о дизайне социального плаката. Актуализирована проблематика социального плаката на ряду с нравственными ценностями общества. Дана характеристика основным функциям социального плаката. Рассмотрена методика создания социального плаката, с учетом специфики, формирования идеи, плакатного образа, выбора средств выразительности, дана оценка вербальному компоненту.

Текст статьи

Введение. В современном обществе, в связи с системными изменениями коммуникационного пространства возникает необходимость во всесторонней инклюзивной ориентированности. Факторы, оказывающие непосредственное воздействие на эмоциональное состояние человека, так же как мотив, поступки, нормы и ценности являются базовыми составляющими общественной коммуникации. Такое понятие, как социальный плакат является важнейшей составляющей культуры и социальной ориентированности, суть которой заключается в попытке изменить отношение к конкретным социальным проблемам, попытке выработать новые социальные ценности. Задача проекта заключается в оптимизации игры «шахматы для слепых и слабовидящих», определить понятие «графического комплекса», его значение и требования, исследовать принципы, применяемые для создания рекламной продукции.

Основная часть. Слово «плакат» в переводе с немецкого означает «налепить», «приклеить». В отличие от таких видов изобразительного искусства как живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. Здесь преобладает прагматизм в плакате над таким показателем как эстетика, он более рационален и рассудочен [1].

В социальном плакате есть характерные качества формирования целостности в передаче актуальной проблематики. Отсюда следует, что искусство плаката – это некое зеркало, отражающее ход истории общества.

Современный социальный плакат выходит за рамки традиционного понятия, теперь это, прежде всего эксперимент.

Функции социального плаката. Прежде всего – воспитательная, связанная с выработкой определенных поведенческих моделей; патриотическая – демонстрация значимых ценностей; пропагандистская – агитация тех или иных норм, моральных установок; имиджевая – создание некой идеальной модели.

В историческом аспекте суть социального плаката складывается из таких факторов как, к примеру, «летучие листки» времен Реформации. Подлинное рождение в периоды Октябрьской революции и Гражданской войны, НЭП, В. Маяковский, знаменитые «Окна РОСТА» (Российское Телеграфное Агентство). Огромный вклад в развитие социального плаката вложило искусство графики времен Великой Отечественной войны. Поствоенное время, 1970-1980-е гг., период формирования самобытной национальной школы белорусского плаката. Переход от живописно-повествовательной манеры к графическо-знаковой системе создания художественного образа.

Социальный плакат формирует общественное мнение, привлекает внимание к актуальным проблемам общественной жизни, стимулирует к действиям, способствует формированию позитивного отношения, демонстрирует социальную ответственность, укрепляет социально-значимые институты гражданского общества.

Методика создания социального плаката. Современный социальный плакат испытывает на себе влияние различных сфер. Верно построенный социальный плакат является мощным инструментом трансляции мнения по социально-значимым темам, актуализирует поднятую проблему.

Знание теоретических основ позволит создать качественный контент с учетом современных тенденций в сфере инклюзивного образования, в частности в области дизайна.

Профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья современными средствами формирования информационной компетентности в процессе обучения шахматам. (краткосрочный проект).

Целью исследования служит апробация форм социально-методического комплекса (социального плаката) обучения шахматам детей с ограниченными возможностями здоровья, как специфического средства профессионально-ориентационной работы.

На основе результатов научных исследований в рамках Всероссийской диспансеризации детей, с последующим анализом статистических данных подтвердили отрицательную динамику в состоянии здоровья детей: снижение доли здоровых детей, с одновременным увеличением в 2 раза, имеющие хронические нарушения слуха, зрения, двигательных функций, а также нарушение интеллектуального развития.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что комплекс форм социально-методических приемов обучения детей с ОВЗ шахматам, будет способствовать выявлению профессионально важных качеств у обучающихся и склонностей к определенному типу профессий, развитие ЗУН будущей специальности. В соответствии с гипотезами поставлены следующие задачи исследования:

  • оптимизация игры «Шахматы для слепых и слабослышащих»;
  • рассмотреть особенности шахмат для слепых и слабовидящих и выявить различия между обычными шахматами;
  • определить понятие графического комплекса, его значение и требования;
  • исследовать принципы, используемые при создании рекламной продукции.

Методика. Правильный выбор профессий необходим на этапе создания первоначальных представлений и знаний о профессиональной деятельности. Ориентация будущей профессиональной деятельности сопровождается периодом соотнесения ценностей – компетентность усвоенных знаний, умений и навыков.

Цель исследования. Апробация социально-методического комплекса и ориентационных форм обучения шахматам детей с ограниченными возможностями здоровья, как специфического средства профессионально-ориентационной работы.

Экспериментальная часть. Схема эксперимента по апробации социально-методического комплекса и организационных форм обучения шахматам детей с ОВЗ.

Практическая часть. Реализация визуально-графического комплекса основывается на таких факторах восприятия, как психология цвета. Именно психология цвета относится к ряду когнитивных и поведенческих реакций и ассоциаций. Это воздействие электромагнитного излучения света на настроение и поведение человека именуемая универсальной психофизической реакцией (Райт, 1998 г.)

Сознательные ассоциации имеют непосредственное влияние на поведение и настроение. К примеру, зеленый исторически воспринимается как священный цвет в исламе, являющийся цветом одежды Пророка. Фиолетовый ассоциируется по той простой причине, что это был на редкость дорогой краситель и только королевская семья могла его себе позволить. Помимо этого, именно цвет нашего окружения влияет на наше поведение и настроение.

А.С. Баландин: «…цвет не должен быть угрюмым, мрачным, слишком ярким…, он должен вызывать эмоции». Также существует закон при выборе цвета логотипа, он должен быть противоположен цветовой гамме бренда конкурента [2].

Многочисленные исследования уже давно доказали, что цветовая составляющая оказывает колоссальное воздействие на человеческий мозг, и, если подобрать оттенок с учетом этих особенностей, зрительное восприятие будет улучшено. Плакат будет соответствовать требуемым ассоциациям, что обязательно приведет к расширению аудитории [3].

В психологии цвета существует 6 базовых принципов:

  1. Каждый цвет имеет определенное значение;
  2. Эти значения могут появиться в ходе опыта или быть детерминированы биологией;
  3. Восприятие и анализ цветов происходит машинально;
  4. Анализ восприятия цвета влечет за собой соответствующее поведение, мотивированное цветом;
  5. Влияние цвета на подсознательном уровне;
  6. Поведение, мотивированное цветом, зависит от контекста.

Несмотря на эмпирические показатели влияния цвета, критики данного направления в психодиагностике не считают достаточно обоснованными теоретические основы этих методов.

На основе вышесказанного было принято решение выбрать палитру будущего плаката в цветах синего, фиолетового и розового оттенков. Таким образом, плакат будет гармонично и выгодно смотреться в условиях социальной рекламы.

Любой проект формируется на идее, концепции, слогане. Социальная реклама – важный инструмент воздействия на аудиторию в целях привлечения внимания общественности к важным проблемам.

Социальный плакат должен воздействовать, в первую очередь, на эмоции. Также успех проекта зависит от грамотно «озвученного» слогана. Содержательная простота, яркая сторона визуального текста, вытекающая в образную расшифровку текста, функциональная социально-прагматическая направленность.

Основная задача социального плаката. Доходчивость, краткость, убедительность, выразительность. Здесь применяются следующие инструменты(средства): аллегория, гипербола, ирония, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, этикет. Стилистические фигуры: бессоюзные конструкции, градации, инверсия, рифма, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение и т.д. Для дальнейшей расшифровки требуется дополнительная отсылка к визуальному образу [4].

Анализ особенностей использования образных языковых средств в текстах социального плаката позволяет сделать вывод, опирающийся на экстраполяции образной функции и визуальной части рекламного сообщения.

Учитывая вышесказанное было выбрано слово «новое», тем самым, заострив внимание на необычности и подчеркнув аллегорию космоса, т.к. оба означают неизведанное и необычное.

Было создано три реплики серии плакатов:

  1. «В поисках нового»;
  2. «Новые горизонты ждут тебя»;
  3. «Открой что-то новое».

Для создания плакатов был использован векторный редактор Adobe Illustrator.

Заключение. В заключении следует отметить, что главным критерием, определяющим количество и успешность плаката, является его эффективность, заключающаяся в факторе технического воплощения идеи, грамотной подаче материала, выразительности. Визуальный язык и визуальная коммуникация были и остаются важной культурой понимания и знания, незаменимые элементы, играющие основополагающую часть общего когнитивного восприятия мира.

Практическая значимость. Разработанный пакет социального плаката представляет теоретико-методологическую ценность для дизайнеров графики, практикующих в сфере социального плаката. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были апробированы на базе статьи.

Методологические разработки автора активно используются в учебном процессе при подготовке студентов, обучающихся по специальности 05.24.00 (Дизайн).

Список литературы

  1. Михайлова И.В., Шмелева С.В., Махов А.С. Применение инфокоммуникационных средств обучения в многолетней подготовке спортсменов-шахматистов // ТиПФК. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-infokommunikatsionnyh-sredstv-obucheniya-v-mnogoletney-podgotovke-sportsmenov-shahmatistov (дата обращения: 22.11.2023).
  2. Баландин А.С., Мишанин С.Н. Рекламное дело // Научная книга. 2014.
  3. Уварова Людмила Николаевна, Иванова Владислава Дмитриевна Психология цвета в маркетинге // E-Scio. 2021. №1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-tsveta-v-marketinge (дата обращения: 22.11.2023).
  4. Гасило Е.Е. Факторы запоминаемости рекламного сообщения // Экономика и социум. 2017. №1-2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-zapominaemosti-reklamnogo-soobscheniya (дата обращения: 22.11.2023).

Поделиться

900

Сафиуллина А. И. Социальный плакат как средство формирования информационной компетентности в процессе обучения шахматам // Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 118-127. URL: https://apni.ru/article/7526-sotsialnij-plakat-kak-sredstvo-formirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января