Введение. В современном обществе, в связи с системными изменениями коммуникационного пространства возникает необходимость во всесторонней инклюзивной ориентированности. Факторы, оказывающие непосредственное воздействие на эмоциональное состояние человека, так же как мотив, поступки, нормы и ценности являются базовыми составляющими общественной коммуникации. Такое понятие, как социальный плакат является важнейшей составляющей культуры и социальной ориентированности, суть которой заключается в попытке изменить отношение к конкретным социальным проблемам, попытке выработать новые социальные ценности. Задача проекта заключается в оптимизации игры «шахматы для слепых и слабовидящих», определить понятие «графического комплекса», его значение и требования, исследовать принципы, применяемые для создания рекламной продукции.
Основная часть. Слово «плакат» в переводе с немецкого означает «налепить», «приклеить». В отличие от таких видов изобразительного искусства как живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. Здесь преобладает прагматизм в плакате над таким показателем как эстетика, он более рационален и рассудочен [1].
В социальном плакате есть характерные качества формирования целостности в передаче актуальной проблематики. Отсюда следует, что искусство плаката – это некое зеркало, отражающее ход истории общества.
Современный социальный плакат выходит за рамки традиционного понятия, теперь это, прежде всего эксперимент.
Функции социального плаката. Прежде всего – воспитательная, связанная с выработкой определенных поведенческих моделей; патриотическая – демонстрация значимых ценностей; пропагандистская – агитация тех или иных норм, моральных установок; имиджевая – создание некой идеальной модели.
В историческом аспекте суть социального плаката складывается из таких факторов как, к примеру, «летучие листки» времен Реформации. Подлинное рождение в периоды Октябрьской революции и Гражданской войны, НЭП, В. Маяковский, знаменитые «Окна РОСТА» (Российское Телеграфное Агентство). Огромный вклад в развитие социального плаката вложило искусство графики времен Великой Отечественной войны. Поствоенное время, 1970-1980-е гг., период формирования самобытной национальной школы белорусского плаката. Переход от живописно-повествовательной манеры к графическо-знаковой системе создания художественного образа.
Социальный плакат формирует общественное мнение, привлекает внимание к актуальным проблемам общественной жизни, стимулирует к действиям, способствует формированию позитивного отношения, демонстрирует социальную ответственность, укрепляет социально-значимые институты гражданского общества.
Методика создания социального плаката. Современный социальный плакат испытывает на себе влияние различных сфер. Верно построенный социальный плакат является мощным инструментом трансляции мнения по социально-значимым темам, актуализирует поднятую проблему.
Знание теоретических основ позволит создать качественный контент с учетом современных тенденций в сфере инклюзивного образования, в частности в области дизайна.
Профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья современными средствами формирования информационной компетентности в процессе обучения шахматам. (краткосрочный проект).
Целью исследования служит апробация форм социально-методического комплекса (социального плаката) обучения шахматам детей с ограниченными возможностями здоровья, как специфического средства профессионально-ориентационной работы.
На основе результатов научных исследований в рамках Всероссийской диспансеризации детей, с последующим анализом статистических данных подтвердили отрицательную динамику в состоянии здоровья детей: снижение доли здоровых детей, с одновременным увеличением в 2 раза, имеющие хронические нарушения слуха, зрения, двигательных функций, а также нарушение интеллектуального развития.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что комплекс форм социально-методических приемов обучения детей с ОВЗ шахматам, будет способствовать выявлению профессионально важных качеств у обучающихся и склонностей к определенному типу профессий, развитие ЗУН будущей специальности. В соответствии с гипотезами поставлены следующие задачи исследования:
- оптимизация игры «Шахматы для слепых и слабослышащих»;
- рассмотреть особенности шахмат для слепых и слабовидящих и выявить различия между обычными шахматами;
- определить понятие графического комплекса, его значение и требования;
- исследовать принципы, используемые при создании рекламной продукции.
Методика. Правильный выбор профессий необходим на этапе создания первоначальных представлений и знаний о профессиональной деятельности. Ориентация будущей профессиональной деятельности сопровождается периодом соотнесения ценностей – компетентность усвоенных знаний, умений и навыков.
Цель исследования. Апробация социально-методического комплекса и ориентационных форм обучения шахматам детей с ограниченными возможностями здоровья, как специфического средства профессионально-ориентационной работы.
Экспериментальная часть. Схема эксперимента по апробации социально-методического комплекса и организационных форм обучения шахматам детей с ОВЗ.
Практическая часть. Реализация визуально-графического комплекса основывается на таких факторах восприятия, как психология цвета. Именно психология цвета относится к ряду когнитивных и поведенческих реакций и ассоциаций. Это воздействие электромагнитного излучения света на настроение и поведение человека именуемая универсальной психофизической реакцией (Райт, 1998 г.)
Сознательные ассоциации имеют непосредственное влияние на поведение и настроение. К примеру, зеленый исторически воспринимается как священный цвет в исламе, являющийся цветом одежды Пророка. Фиолетовый ассоциируется по той простой причине, что это был на редкость дорогой краситель и только королевская семья могла его себе позволить. Помимо этого, именно цвет нашего окружения влияет на наше поведение и настроение.
А.С. Баландин: «…цвет не должен быть угрюмым, мрачным, слишком ярким…, он должен вызывать эмоции». Также существует закон при выборе цвета логотипа, он должен быть противоположен цветовой гамме бренда конкурента [2].
Многочисленные исследования уже давно доказали, что цветовая составляющая оказывает колоссальное воздействие на человеческий мозг, и, если подобрать оттенок с учетом этих особенностей, зрительное восприятие будет улучшено. Плакат будет соответствовать требуемым ассоциациям, что обязательно приведет к расширению аудитории [3].
В психологии цвета существует 6 базовых принципов:
- Каждый цвет имеет определенное значение;
- Эти значения могут появиться в ходе опыта или быть детерминированы биологией;
- Восприятие и анализ цветов происходит машинально;
- Анализ восприятия цвета влечет за собой соответствующее поведение, мотивированное цветом;
- Влияние цвета на подсознательном уровне;
- Поведение, мотивированное цветом, зависит от контекста.
Несмотря на эмпирические показатели влияния цвета, критики данного направления в психодиагностике не считают достаточно обоснованными теоретические основы этих методов.
На основе вышесказанного было принято решение выбрать палитру будущего плаката в цветах синего, фиолетового и розового оттенков. Таким образом, плакат будет гармонично и выгодно смотреться в условиях социальной рекламы.
Любой проект формируется на идее, концепции, слогане. Социальная реклама – важный инструмент воздействия на аудиторию в целях привлечения внимания общественности к важным проблемам.
Социальный плакат должен воздействовать, в первую очередь, на эмоции. Также успех проекта зависит от грамотно «озвученного» слогана. Содержательная простота, яркая сторона визуального текста, вытекающая в образную расшифровку текста, функциональная социально-прагматическая направленность.
Основная задача социального плаката. Доходчивость, краткость, убедительность, выразительность. Здесь применяются следующие инструменты(средства): аллегория, гипербола, ирония, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, этикет. Стилистические фигуры: бессоюзные конструкции, градации, инверсия, рифма, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение и т.д. Для дальнейшей расшифровки требуется дополнительная отсылка к визуальному образу [4].
Анализ особенностей использования образных языковых средств в текстах социального плаката позволяет сделать вывод, опирающийся на экстраполяции образной функции и визуальной части рекламного сообщения.
Учитывая вышесказанное было выбрано слово «новое», тем самым, заострив внимание на необычности и подчеркнув аллегорию космоса, т.к. оба означают неизведанное и необычное.
Было создано три реплики серии плакатов:
- «В поисках нового»;
- «Новые горизонты ждут тебя»;
- «Открой что-то новое».
Для создания плакатов был использован векторный редактор Adobe Illustrator.
Заключение. В заключении следует отметить, что главным критерием, определяющим количество и успешность плаката, является его эффективность, заключающаяся в факторе технического воплощения идеи, грамотной подаче материала, выразительности. Визуальный язык и визуальная коммуникация были и остаются важной культурой понимания и знания, незаменимые элементы, играющие основополагающую часть общего когнитивного восприятия мира.
Практическая значимость. Разработанный пакет социального плаката представляет теоретико-методологическую ценность для дизайнеров графики, практикующих в сфере социального плаката. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были апробированы на базе статьи.
Методологические разработки автора активно используются в учебном процессе при подготовке студентов, обучающихся по специальности 05.24.00 (Дизайн).