Главная
АИ #47 (177)
Статьи журнала АИ #47 (177)
Педагогические технологии, используемые на уроках с обучающимися с ОВЗ в рамках ...

Педагогические технологии, используемые на уроках с обучающимися с ОВЗ в рамках ФГОС О УО (ИН)

Автор(-ы):

Богатырёва Елена Александровна

Лобанова Дарья Денисовна

23 ноября 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

технология разноуровневого обучения
технология проблемного обучения
технология личностно-ориентированного обучения
групповые технологии
информационно-коммуникационные технология

Аннотация статьи

Статья предназначена для специалистов, работающих в специальной школе, и содержит основные педагогические технологии, применяемые в работе с детьми с ОВЗ.

Текст статьи

Педагогические технологии ориентированы: на формирование положительной мотивации к учебному труду, развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору, охрану здоровья учащихся.

Среди многообразия современных педагогических технологий выделяют те, которые, можно применять на уроках, занятиях и внеурочной деятельности в работе с учащимися начального звена в специальной школе:

  1. Технология разноуровневого обучения;
  2. Технология проблемного обучения;
  3. Технология личностно-ориентированного обучения;
  4. Групповые технологии;
  5. Информационно-коммуникационные технологии.

Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Применяют эту технологию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы на контрольно-обобщающих уроках или занятиях (с использованием различных вариантов, индивидуальных заданий для конкретного обучающегося); объясняя материал от простого к сложному, контролируя уровень усвоения материала.

Технология проблемного обучения – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • излагаются различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • побуждение к сравнениям, обобщениям, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
  • ставятся конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • ставятся проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, и др.).

Результат проблемного обучения: развитие мыслительных способностей.

Личностно-ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

Основная задача личностно-ориентированного обучения, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику развиваться как личность (по ФГОС).

На уроках и занятиях с личностно – ориентированным подходом обеспечивается ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

Цель – создание условий для познавательной активности учеников. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Групповые технологии – это обеспечение активности учебного процесса.

Обучение осуществляется путем общения в парах, группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Здесь очень важна проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся. Это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

Преимущества такой технологии заключаются в следующем: развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти; актуализируются полученные опыт и знания; каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе; повышается ответственность за результат коллективной работы.

Информационно-коммуникационные технологии – являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемыми. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.

Одной из эффективных информационных технологий, используемых в учебном процессе, является мультимедиа. Мультимедиа – сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. Применение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Таким образом, использование педагогических технологий позволяет равномерно во время урока и занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультурными минутками, самомассажем, определять время подачи учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, применять технические средства обучения.

Список литературы

  1. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов учрежд. сред. проф. образ. / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.
  2. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.
  3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П.Панфилова. - М.: Академия, 2013. – 272с.

Поделиться

316

Богатырёва Е. А., Лобанова Д. Д. Педагогические технологии, используемые на уроках с обучающимися с ОВЗ в рамках ФГОС О УО (ИН) // Актуальные исследования. 2023. №47 (177). Ч.II.С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/7528-pedagogicheskie-tekhnologii-ispolzuemie-na-ur

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля