Экологическая повестка в нынешнее время является ориентиром не только для крупных отраслей экономики, но и для малых предприятий и производств. Затрагивая различные сферы деятельности человека, стратегия эффективного использования природных ресурсов с минимальным ущербом для окружающей среды отразилась также и в области косметической промышленности.
Косметическая промышленность делится на два крупных сегмента: уходовую и декоративную косметику. На основании инфографики Statista, на протяжении нескольких лет самым популярным остается сегмент средств для ухода за кожей – 36,4% продаж. Далее идут средства по уходу за волосами (22,9%), декоративная косметика (18,2%), товары для личной гигиены (12%) и парфюмерия (10,5%) [1].
При таком большом объёме продаж можно также представить объём потребляемых ресурсов на производство и объем мусора, включающего в себя как использованную тару, так и отходы предприятий в виде выбросов в атмосферу, сточные воды и т.д.
Вследствие этого есть две основные стратегии экологизации уходовых косметических средств: в процессе производства и при процессе упаковки/выбора тары.
Опираясь на экологическую повестку в процессе производства, можно выделить следующие методики:
- Использование натуральных ингредиентов: в составе косметики все больше используются натуральные ингредиенты, такие как растительные экстракты, масла, минералы и соли, которые обеспечивают уход за кожей. Они также помогают снизить риск аллергических реакций и раздражения.
- Ограничение использования химических веществ: косметика с меньшим количеством химических ингредиентов, особенно агрессивных консервантов и ароматизаторов, является более безопасной для здоровья и окружающей среды. Вместо этого используются природные консерванты и ароматизаторы на основе растительных экстрактов.
- Биоразлагаемые продукты: биоразлагаемая косметика быстрее распадается в окружающей среде и не оставляет вредных веществ.
- Уменьшение потребления воды: производство косметики требует большого количества воды. Предприятия должны стремиться к снижению потребления воды и использованию более эффективных систем водоснабжения.
- Обучение потребителей: важно обучать потребителей тому, как правильно утилизировать косметику и как оптимизировать её потребление. Это может помочь снизить количество отходов и улучшить экологическую обстановку.
При процессе упаковки/выбора тары экологизация включает в себя несколько аспектов:
- Уменьшение объемов упаковки: экологически чистые косметические продукты часто поставляются без пластиковых упаковок, например, в стеклянных или металлических флаконах, которые легко перерабатываются или могут применяться многоразово. Это снижает количество отходов и загрязнение окружающей среды.
- Переработка: многие косметические продукты, а особенно тара, в которой они хранятся, может иметь вторичный жизненный цикл, включающий в себя переработку, что снижает количество отходов.
Опираясь на данные методики, современные косметические бренды и компании бьюти-индустрии стараются переориентировать своё производство или создать полностью новую экологичную линейку продукции. Например, «Agnia» – новый российский бренд органической косметики [2]. Косметика премиального качества имеет натуральный состав из природных ингредиентов, что подтверждено добровольной БИО-сертификацией, срок годности продукции - 1 год. Из-за маленького срока хранения серийность производства небольшая. Кроме этого, для отслеживания качества продукции применяется технология штрихкодирования для каждой единицы товара. При этом бренд производит биоразлагаемую тару и разрабатывает для дальнейшего внедрения программу утилизации упаковки. Эти факты говорят об экологической ответственности данной компании.
BOOSTER BAR – это первый российский бренд натуральной косметики, который создает мульти-продукты без воды [3]. Они также используют методы экологического производства. Для уменьшения объёма выкидываемых пластиковых ёмкостей, данная компания производит продукцию, которая позволяет в одном флаконе собрать свойства разных косметических средств. Также фирма не использует воду при изготовлении, заменяя её в продуктах на гидролат, при этом применяя «холодный» способ производства. В дополнение бренд реализует программу утилизации, путём сбора тары в точках продаж для вторичного использования.
Методики ограничения использования химических веществ и применения натуральных ингредиентов совместил в себе бренд уходовой косметики для волос SHE7 [4]. В основе состава средств сочетаются травы и масла, что приводит к снижению вреда как структуре волоса, так и окружающей среде за счёт уменьшения выбросов токсичных отходов с химических производств.
Одним из значительных примеров в сфере экологизации косметического производства является бренд mi&ko [5]. В политике этой компании реализуется сразу несколько экологических повесток:
- Экономия расхода воды за счет смены принципа мойки упаковки и оборудования. Это позволило снизить потребление водных ресурсов на 5,3% за последние несколько лет.
- Энергоэффективность производства и офиса за счет установки стеклянных стен, перераспределению освещения и установки датчиков движения, изменения технологических варок продукции. Благодаря этому снизился расход электроэнергии на 5,3% за 2020 год по сравнению с данными за 2019 год при одновременном росте производства на 40%.
- Снижение выбросов CO2 за счет оптимизации доставки в интересах уменьшения транспортного следа. Также компания ежегодно высаживает деревья для компенсации экологического следа.
- На производстве и в офисе компании внедрен раздельный сбор отходов 4 типов: PET, HDPE, LDPE, PP, PS, ALU, GL, PAP – пластик, пленка, алюминий, стекло, бумага и картон. Уменьшилась доля отходов, передаваемая для захоронения, в общем объёме образования отходов на 40,18% за 2020 год по сравнению с данными за 2019 год при одновременном росте производства на 40% за счет более тщательной сортировки отходов и изменения системы закупок.
- 83% косметических продуктов mi&ko упаковывается в стекло; 76% - не имеет вторичную упаковку.
- Бренд реализует приём стеклянной упаковки от клиентов, чтобы внедрить принцип замкнутого цикла.
- 100% картона, используемого для упаковки продукции, сделано из вторичного переработанного картона, неотбеленного хлором.
- Также компания занимается экопросвещением, проводя экскурсии на производстве для детей, блогеров и предпринимателей, организуя экоуроки в школах, чтобы привлечь внимание к важности экологических проблем.
Подводя итоги всему выше сказанному, можно сделать вывод, что экологизация уходовой косметики является одной из главных тенденций современного мира, так как она направлена на заботу об окружающей среде и здоровье человека. В основе экологизации лежат принципы устойчивого развития, которые включают минимизацию воздействия на окружающую среду, использование безопасных и натуральных ингредиентов, сокращение потребления ресурсов и ограничение выбросов вредных веществ путём применения различных методик и стратегий. На данный момент экологическая повестка становится основой политики многих российских косметических брендов, что является положительной тенденцией развития данной отрасли экономики.