Большое многообразие договоров в электроэнергетике явилось следствием реформы в энергетической отрасли и приспособлением данной отрасли к условиям рыночной экономики. Большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих договорные отношения в сфере электроэнергетики, приводит к несогласованности многих положений в них и порождает потребность о внесении изменений в законодательство. Данный факт подтверждает и судебная практика, где применение законодательства по договорам в электроэнергетической сфере также не отличается единообразием. Проблемы договорного взаимодействия между субъектами электроэнергетики уже долгое время остаются не разрешенными, а именно отсутствует законодательно закрепленная система договоров в сфере электроэнергетики, существует проблема платежной дисциплины у потребителей электрической энергии и гарантирующих поставщиков.
Главная задача, решаемая в сфере электроэнергетики – это установление баланса между производством и потреблением электрической энергии (мощности), где правовой механизм, обеспечивающий решение данной задачи, сочетает в себе как государственное, так и договорное регулирование.
Основополагающими нормативно-правовыми актами в электроэнергетической сфере являются: Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) [7], Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [8] (далее – закон «Об электроэнергетике»), Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» [9], Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» [11], Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (ред. от 29.07.2023) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» [12].
Закон «Об электроэнергетике» «заложил правовые основы новой организации электроэнергетики, в нем содержаться основные понятия и принципы оптового и розничного рынков электрической энергии, дана характеристика их участников, заложена новая система договорных отношений» [1, с. 48]. В рамках функционирования оптового и розничного рынков применяются различные договорные конструкции, которые образуют целостную систему. Сложные по своей природе договоры применяются на оптовом рынке энергии и мощности, которые регулируют торговлю электроэнергией (мощностью) на данном рынке. Порядок взаимодействия субъектов при совершении торговых операций, указанный в договорах, регламентируется положениями закона «Об электроэнергетике», Правилам оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности имеет три сектора торговли: долгосрочный рынок, рынок «на сутки вперед», балансирующий рынок или рынок отклонений между плановым и фактическим потреблением. Оптовый рынок электрической энергии и мощности имеет также ценовые и неценовые зоны. Системы договоров, которые применяются в ценовых и неценовых зонах, различны. На оптовом рынке имеет место быть как регулируемое, так и свободное ценообразование. «В качестве основного регуляторного механизма на оптовом рынке используется многосторонний договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, участниками которого являются все субъекты оптового рынка. Данный договор содержит множество приложений – регламентов оптового рынка, обязательных для всех участников рынка в силу требований договорного права» [2, с.53].
На розничных рынках электрической энергии осуществляется продажа электрической энергии, которая была приобретена на оптовом рынке, а также электрическая энергия производителей энергии, которые не являются участниками оптового рынка. Такая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках по договору энергоснабжения, договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) [12].
На розничных рынках электрическая энергия продается по нерегулируемым ценам (в отношении крупных потребителей) и по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении населения, и приравненных к нему категорий потребителей неценовых зон оптового рынка, в отдельных частях оптового рынка, в технологически изолированных частях энергетической системы, в том числе которая не связана с Единой Национальной Электрической Сетью (далее – ЕНЭС)). На розничном рынке также имеет место быть различный состав субъектов данного рынка, несмотря на то, что правовое регулирование оборота электрической энергии реализовано по двум договорам: договору энергоснабжения и договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Множество договоров в электроэнергетической сфере, разная правовая природа данных договоров, порождает необходимость создать единую договорную систему, которая имела бы не только теоретическое значение, но и практическое. Так как от правильной корректной системы договоров зависит применение общих положений гражданского законодательства о договорах в сфере энергетики. Тем более, что сам рынок электроэнергии и мощность – это тоже торговая система, совокупность оптового и розничных рынков, данные рынки связаны между собой, они взаимозависимы, а следовательно, и договоры, которые заключатся на этих рынках, а также обязательства, которым появляются у субъектов при заключении таких договоров, образуют согласованную и скоординированную систему.
В литературе выработаны различные подходы к систематизации договоров в сфере электроэнергетики:
- С.А. Свирков разделяет договоры электроснабжения на три группы: организационные договорные обязательства, договорные обязательства по реализации (приобретению) электроэнергии, договорные обязательства по оказанию услуг [3, с.123];
- Матиящук С.В. в своей работе «Особенности правового регулирования рынка электрической энергии (мощности)» предлагает следующую структуру системы договоров: договоры, регламентирующие отношения по производству и передаче электроэнергии и договоры, регламентирующие отношения в сфере услуг, которые можно охарактеризовать как организационные [4, с.58].
- Символков О.Ю. в статье «Развитие договорных отношений в электроэнергетике»: «Множество договоров в сфере электроэнергетики создает основу для их классификации. Здесь есть сложности двоякого рода. Необходимо, во-первых, выбрать критерий классификации, во-вторых, определить правовую природу соответствующего договора, включаемого в классификационную группу» [5, с.52].
- О.А. Городов в зависимости от функционального использования договора выделяет четыре группы договоров, заключаемые в процессе [6, с.40]:
- организации управления и осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
- осуществления доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии;
- договоры функционирования оптового рынка электроэнергии;
- договоры функционирования розничного рынка электроэнергии. В данном случае ученый использует описательный подход вышеуказанных договоров, основываясь на законе «Об электроэнергетике» и не стремится, как и сам в своей работе указывает, создать какую-либо структуру системы договоров.
Отметим, что функционирование оптового рынка напрямую зависит от договоров, которые заключатся на розничных рынках. И наоборот, функционирование розничных рынков зависит от договоров, заключаемых на оптовом рынке электрической энергии и мощности и на других розничных рынках электроэнергии. Поэтому один из критериев системы договоров в сфере энергетики определяет направленность данных договоров (основной договор и вспомогательные договоры), которые заключатся в определённой последовательности их исполнения: договоры по обороту электрической энергии могут быть исполнены только после заключения и исполнения договоров с организациями, обеспечивающими технологической инфраструктуры оптового и розничного рынков (это и договоры об осуществлении технологического присоединения, договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, договоры оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению).
Координация действий оптового и розничного рынков обеспечивается определенной последовательностью при заключении и исполнении договоров, но есть договоры, действия субъектов по которым оказывают влияние на всю энергетическую систему. Например, договор по оказанию услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, который заключается всеми субъектами рынка с системным оператором Единой Энергетической Системы России (далее – ЕЭС России), связывает воедино и организует взаимодействие всех субъектов оптового и розничного рынков.
Таким образом, все многообразие договоров в электроэнергетической сфере образуют некую систему договоров, структура которой включает взаимосвязи:
- главные договоры – это договоры, заключаемый с конечным потребителем электрической энергии, будь то физическое или юридическое лицо, это договоры снабжения абонентов (конечных потребителей) электрической энергией; тут важно отметить, признак данной категории – это регулирование вида деятельности (потребление электроэнергии в рамках бытовых нужд либо производственных нужд);
- вспомогательные договоры – это договоры, которые необходимы для организации снабжения абонентов (конечных потребителей) электрической энергией, здесь важна сфера деятельности, а именно производство электрической энергии, передача ее на расстояние по электрической сети, распределение и сбыт электроэнергии. Данное направление договоров не связано напрямую со снабжением электроэнергией конечных потребителей, но заключение их обусловлено технологическими особенностями функционирования электрических систем и обеспечением оборота электрической энергии.
Исходя из вышесказанного, актуальным направлением законотворческой деятельности является формирование оптимальной системы договоров в сфере энергетики, структура которой должна откликаться основным стратегическим ориентирам энергетики России и должна быть направлена на сбалансированное сочетание механизмов государственного и договорного регулирования.