Программа психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Исследуется проблема развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Представлены и обоснованы результаты внедрения разработанной психолого-педагогической программы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

Аннотация статьи
расстройство аутистического спектра
эмоциональная сфера
психолого-педагогическая коррекция
Ключевые слова

Несмотря на имеющиеся в литературе данные об особенностях эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра, многие вопросы, которые касаются разработки психокоррекционных технологий с использованием современных методов и приемов работы с детьми выбранной категории, недостаточно изучены. С учетом вышесказанного целью настоящего исследования являлось изучение особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, а также разработка и апробация программы, направленной на коррекцию эмоциональной сферы.

Материалы и методы. Базой исследования стал МАДОУ 322 «Морозко». В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.

С целью выявления уровня развития эмоциональной сферы были использованы следующие методики:

  1. Методика диагностики эмоциональной сферы дошкольника (Л.П.Стрелкова);
  2. Методика «Восприятие детьми графического изображения эмоциональных состояний» (Г.В. Фадина);
  3. Методика С.Д. Забрамной «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций».

Результаты и обсуждение. Методика диагностики эмоциональной сферы дошкольника (Л.П.Стрелкова) позволила выявить широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций. Анализ результатов показал, что низкий уровень развития понимания и выражения эмоций составил в экспериментальной группе 60% (6 человек), в контрольной 50% (5 человек). Средний уровень составил в обеих группах 30% (3 человека). Высокий уровень в экспериментальной группе показали всего 10% (1 человек), в контрольной 20% (2 человека).

Методика диагностики восприятия детьми графического изображения эмоциональных состояний (Г.В. Фадина) позволила выявить насколько дети правильно понимают и воспринимают эмоциональные состояния. Низкий уровень был выявлен в экспериментальной группе у 60% (6 человек) детей, в контрольной у 50% (5 человек). Средний уровень в экспериментальной и контрольной группе показало 20% (2 человека) детей. Высокий уровень в экспериментальной группе составил 20% (2 человека), а в контрольной 30% (3 человека).

Методика С.Д. Забрамной изучения восприятия детьми графического изображения эмоций позволила исследовать уровень развития восприятия эмоций и их понимания. Низкий уровень в экспериментальной группе составил 60% (6 человек), в контрольной группе 50% (5 человек). Средний уровень в экспериментальной и контрольной группе составил 30% (3 человека). Высокий уровень был выявлен у 10% экспериментальной группы и у 20% контрольной.

Фиксируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к необходимости разработать психологическую программу коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. В качестве основных методов и приемов использовались: психогимнастические игры, этюды, музыкотерапия, сказкотерапия, релаксационные методы, эмоционально-символические методы. Программа коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников включала в себя 28 занятий и состояла из 3 разделов: «Мои эмоции», «Я и эмоции других людей», «Навыки общения». Занятия проходили во вторую половину дня и длились 25 минут.

По завершении психокоррекционной работы наблюдалась положительная динамика в развитии эмоциональной сферы. По результатам методики диагностики эмоциональной сферы дошкольника (Л.П.Стрелкова) низкий уровень сократился с 60% (6 человек) до 20% (2 человека). По методике диагностики восприятия детьми графического изображения эмоциональных состояний (Г.В. Фадина) низкий уровень так же сократился с 60% (6 человек) до 20% (2 человека). Анализируя результаты исследования по методике С.Д. Забрамной изучение восприятия детьми графического изображения эмоций можно заметить, что низкий уровень значительно сократился с 60% (6 человек) до 10% (1 человек).

Заключение. Результаты коррекционной работы направленной на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, свидетельствует о том, что большинство участников, принимавших участие в исследовании стали больше различать, понимать и выражать эмоции и эмоциональные состояния. По результатам исследования мы можем сделать вывод о том, что эффективность психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра будет существенно повышена, если целенаправленно реализовывать программу по коррекции таких компонентов эмоциональной сферы как: понимание, выражение и восприятие эмоций и эмоциональных состояний.

Текст статьи
  1. Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой/ Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014 – 68 с.
  2. Литвинова Г.В., Зазуленко-Бакланова Н.В. Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. 2016; Т. 19; № 3: 18 – 39с.
  3. Морозова С.С. Составление индивидуальных коррекционых программ для работы с аутичными детьми. – М., 2008, 155 с.
  4. Никитишина Н.А. Болотских Н.В., Чернобаева С.А. Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра // Образование и воспитание. 2017. № 5 (15), 74с.
  5. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. М.: Теревинф, 2016, 236с.
Список литературы