Главная
АИ #47 (177)
Статьи журнала АИ #47 (177)
Разделение властей в Российской Федерации

Разделение властей в Российской Федерации

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

государственная власть
разделение властей
законодательная власть
исполнительная власть
судебная власть

Аннотация статьи

В статье разделение властей рассматривается история возникновения и специфика этого принципа.

Текст статьи

Рассматривая разделение властей в Российской Федерации, стоит начать с истоков возрождения их самостоятельности. Теория зарождалась в определенных исторических и социальных условиях, подвергалась корректировкам, дополнялась и изменялась исходя из политики и обстановки в определенных государствах.

Истоки разделения властей можно проследить до философских и политических идей Древней Греции, особенно работы Аристотеля, который в своем труде "Политика" выдвинул концепцию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эти идеи были дальше развиты французским мыслителем Монтескьё в его работе "О духе законов" в XXVIII веке, где он предложил систему разделения властей, которая стала важной основой для конституций ряда современных государств: "В каждом государстве есть три рода власти; власть законодательная, власть исполнительная и ведающая вопросами гражданского права". Эта власть карает за преступления и разрешает споры при столкновении частных лиц, ее можно назвать судебной властью. Выделение её в самостоятельную ветвь государственной власти представляет собой существенный вклад Ш.Л. Монтескье в развитие теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, благодаря которому доктрина обрела стойкость и завершенность.

Описанная Монтескье теория направлена против злоупотребления власти и выражается в этих словах: «Всё погибло бы, если в одном и том же лице или учреждении были соединены три власти; власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступников и тяжбы частных лиц».

Идея разделения властей также была важной частью конституции США, где она стала ключевым принципом ограничения власти и балансирования государственных структур.

В конечном итоге идеи разделения властей стали широко распространенными и сейчас они воплощены в политических системах многих государств, включая Российскую Федерацию.

Разделение властей в Российской Федерации осуществляется на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Федеральное Собрание принимает федеральные законы и осуществляет контроль над деятельностью исполнительной власти.

Исполнительная власть принадлежит Президенту РФ, который проводит внутреннюю и внешнюю политику страны, а также назначает глав государственных органов и руководителей федеральных министерств и ведомств.

Судебная власть в России осуществляется судами различных уровней - от мировых и районных судов до Конституционного суда РФ. Судебная власть независима и обеспечивает судебную защиту прав и свобод граждан, разрешает споры и принимает решения по уголовным и гражданским делам.

Идея разделения власти однозначно имеет преимущества, которые можно выразить в:

  • Сдерживание власти: Разделение властей помогает избежать концентрации власти в руках одного индивида или группы, предотвращая злоупотребление властью и диктатуру.
  • Балансирование власти: Судебная, исполнительная и законодательная власти контролируют друг друга, обеспечивая баланс в системе власти и предотвращают всевозможные злоупотребления.
  • Защита прав и свобод граждан: Разделение власти способствует обеспечению судебной независимости и справедливости, что в свою очередь защищает права и свободы граждан от произвола власти.
  • Эффективность: Конструкция разделения властей может способствовать более эффективному управлению государством, поскольку каждая ветвь власти концентрируется на своих функциях.
  • Защита от коррупции и мошенничества: Разделение властей способствует уменьшению возможностей для коррупции и злоупотребления властью путем создания системы взаимного контроля и балансирования.

Эти преимущества помогают создать более стабильную и справедливую систему управления, что в конечном итоге способствует развитию общества и защите интересов граждан.

Но в то же время, принцип разделения властей имеет и проблемы:

  • Ограниченная независимость судебной власти: Судебная ветвь власти в России часто сталкивается с политическим влиянием и давлением. Назначение судей и решения судов часто подвергаются критике относительно политической манипуляции.
  • Непрозрачность и коррупция: В России существует проблема коррупции, которая затрагивает все сферы власти. Это может приводить к неправильным или неэффективным решениям, отражая относительную независимость ветвей власти.
  • Ограничения политических свобод: Ограничения на политические свободы, такие как организация массовых мероприятий, свобода слова и собраний, также оказывают влияние на эффективность разделения власти.

Эти проблемы ослабляют систему разделения властей в России и могут привести к нестабильности, несправедливости и нарушению прав граждан. Но в параллель - с данными проблемами идет ежедневная борьба, которая должна привести к идеальной системе разделения властей.

В заключении следует сказать, что теория разделения властей является исключительным преимуществом в системе государства и определяет его демократизм, так как данный принцип присущ ко всем демократически-правовым государствам.

Принцип нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной власти над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в общества. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на сведение к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления в целом.

Бытует большое количество суждений о том, какая ветвь власти является главной. Но ни одну из них невозможно выделить. Важность каждой ветви власти зависит от контекста и конкретной ситуации. В случае существования системы сдержек и противовесов, ни одна из ветвей не должна иметь абсолютного превосходства над другими, чтобы обеспечить баланс и равновесие. Важно, чтобы каждая ветвь власти имела возможность воздействовать на другие ветви, но при этом не злоупотребляла своей властью. Такая система позволяет избежать тирании и защищает права и свободы граждан.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. С изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.2023)
  2. Вырлеева-Балаева О. С. Принцип разделения власти в системе правовых ограничений государственной власти // Вопросы российского и международного права, 2012. – № 2. – С. 15-3
  3. Любушкин В. А. Механизм разделения власти в федеративном государстве // Социально-политические науки, 2013. – № 4. – С. 13-16.
  4. Марченко М.Н. Разделение властей: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко – М.: Изд-во МГУ: Юрайт-Издат, 2004. – 428 с.

Поделиться

1513

Гайдукова А. Д. Разделение властей в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №47 (177). Ч.II.С. 15-17. URL: https://apni.ru/article/7536-razdelenie-vlastej-v-rossijskoj-federatsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря