Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически объединенных предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание. Одной из главных характеристик связной речи является ее понятность для собеседника.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формами речи.
Первично формой по происхождению является диалогическая речь (диалог). Диалог имеет социальную направленность, поскольку существует для непосредственного живого общения между людьми.
Монологическая речь (монолог) представляет собой связную речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о чем-либо. Монологическая речь характеризуется односторонним и непрерывным характером высказывания, ей присущи логическая последовательность изложения, развернутость, произвольность, ориентация на слушателя.
У детей развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.
С рождения в процессе эмоционального общения ребенка с взрослыми закладывается основа будущей связной речи. Уже ко второму году жизни у ребенка наблюдаются первые осмысленные слова, впоследствии они служат обозначениями предметов. Ребенок способен достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.
Понимание речи и собственная активная речь активно развиваются после двух лет жизни, значительно увеличивается словарный запас и появляются первые предложения.
В 3 года дети используют простую форму диалогической речи: с удовольствием отвечают на вопросы, стараются излагать свои мысли, но речь еще ситуативная.
Для развития связной речи большое значение имеет активизация словаря, присущая детям среднего дошкольного возраста. Ребенок может не только воспринимать, но и старается использовать различные прилагательные, для описания окружающих предметов, а также наречия для определения времени и пространственных отношений. В данный период дошкольникам уже доступны выводы путем обобщения, сравнения. Однако диалогическая речь ребенка характеризуется короткими неполными фразами, даже тогда, когда ему задают вопросы, требующие развернутой речи.
Уже после 4 лет ребенок может пересказать знакомую сказку и рассказать небольшое стихотворение, а к 5 годам могут, дважды прослушав, пересказать короткие тексты.
Рассказать о каких-либо событиях подробно и последовательно, а также объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить сказочный вымысел от рассказа могут дети шестого года. Тогда как в 6 лет они уже могут самостоятельно придумать рассказ или сказку и объяснить, где сказка, а где рассказ.
В дошкольном периоде происходит усвоение грамматической системы языка и активное развития связной речи, происходит отделение речи от практического опыта. Также развивается планирующая функция речи, приобретая форму контекстной, монологической.
Дети овладевают различными видами связной речи, например, учатся составлять описание, повествование, учатся рассуждать, опираясь на определенный наглядный материал (игрушки, картины, схемы), а также без него.
Существенно улучшается связная речь в старшем дошкольном возрасте, при развитии мышления и воображения, на основе чего дети учатся делать выводы, анализировать, при этом, уже могут дать развернутый, полный ответ на вопрос.
На развитие связной речи оказывает особое влияние развитие мыслительной деятельности старших дошкольников, например, формируется навык выделения наиболее существенных фактов в предметах или явлениях. Старшие дошкольники с интересом поддерживают беседу, мотивируют собственное мнение, рассуждают, они не только называют предмет, но и выделяют его характерные свойства, признаки, могут анализировать явления и предметы.
В монологической речи отражаются возможности детей устанавливать логические связи между предметами и явлениями. Но они еще испытывают трудности в выборе необходимых знаний и их выражении, поэтому старшим дошкольникам сложно составлять рассказ по определенной теме.
Понимание речи совершенствуется у детей в старшем дошкольном возрасте. Дети прислушиваются и выполняют указания взрослых, понимают вербальную инструкцию, понимают сюжет небольшого литературного произведения. В этот период речь является не только средством общения, но также источником новых знаний. Чем чаще ребенок общается со взрослыми и сверстниками, тем разнообразнее его речевой опыт, что создает благоприятные условия к развитию связной речи.
Таким образом, для успешного развития связной речи необходима речевая среда со взрослыми и сверстниками.