В современных условиях человек неоднократно учится, осваивает новые компетенции.
Начальная школа является фундаментом для образования всех людей. Новым поколением являются граждане государства, имеющие новое мышление, мотивированные инновационным поведением.
Какая в настоящее время главная цель школы? Интеграция, обмен, осознание новых познаний, связывание их с опытом жизни ребенка на основе формирования способности учиться самому себе – задача, которая сегодня актуальна. Важная цель школьного обучения – развитие способности учащихся самостоятельно определять учебные задачи, находить путь их достижения, контролировать свои поступки, оценивать свои достижения.
Это может быть реализовано благодаря созданию системы универсального учебного действия. Надёжный путь повышения качества образования – формирование общеучебной деятельности.
Актуальность. Данной работы обусловлена сменой учебных приоритетов в современном образовании, которые качественно изменили основную задачу школы. Ученики уже не являются пассивными слушателями на уроке. Они наблюдают, анализируют, группируют, сопоставляют, проводят аналогии, ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельный характер мышления. В работе с детьми, привыкшими к творческой деятельности, многие приемы и методы традиционной педагогики оказываются неэффективными, поэтому и возникла необходимость применения новых образовательных технологий, которые носят развивающий характер и отвечают требованиям современного общества. Постоянно меняющиеся условия жизни общества, нарастающая информатизация всех сфер деятельности ставят перед школой проблему формирования у детей качеств личности. Проблема формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики, является актуальной в современном образовании, так как предмет математика является основой для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.
Чтобы успешно пройти начальную школу, необходимо сформировать следующие образовательные универсальные действия: общие, логичные, действия по постановке и решению задач.
К общеучебном универсальному действию относится:
- самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель;
- применение методов поиска и выделения необходимой информации; использование методов поиска информации, включая компьютерные средства;
- формирование знания;
- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в письменном и письменном виде;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач по конкретным условиям;
- рефлексия способов, условий и методов действия, контроля и оценки процесса, результатов действия;
- определение основных сведений;
- свободное ориентирование и восприятие текстов художественных, научных, публицистических и официально-деловых стилей;
- свободное представление текстов художественных, научных, публицистических и официально-деловых;
- понимание языка СМИ;
- адекватную оценку языка СМИ;
- постановка проблемы и формулировка, самостоятельная разработка алгоритмов работы при решении творческих и поисковых проблем.
Очень важно отметить такую общеобразовательную универсальную учебную деятельность, как рефлексию. Рефлексия учеников своих поступков предполагает, что они понимают все компоненты учебного процесса.
Особая группа общеучебно-универсальных действий состоит из знаков – символических действий:
- моделирование – преобразование объекта из ощутимой формы в модели, в которой выделяются существенные параметры объекта в пространственной или символической форме;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область [1, с. 29].
Логические универсальные действия:
- анализ объектов для определения признаков существенного, несущественного;
- синтез – формирование целого комплекса, включая самостоятельную достройку с восстановлением недостающих элементов;
- выбор основы и критерии сравнения, сериации, классификации предметов;
- подведение понятия, выведение результатов;
- установление причинных и следственных связей,
- представление цепочек предметов и явления;
- построение логических цепочек рассуждений и анализ истинности утверждения;
- доказательство и выдвижение гипотез и их обоснование [1, с. 30].
Действия по постановке и решению задачи:
- определить проблему;
- самостоятельно создавать способы решения творческих и поисковых проблем.
Как и любые свойства личности, в деятельности формируются познавательные способности, не изолированные, а тесные взаимодействия с потребностями, с другими желаниями.
Следует отметить, что в процессе формирования познавательных УД следует обратить внимание на установление связей между понятиями, введенными учителем, и опытом прошлого ребенка, в таком случае ученику будет проще увидеть, воспринимать и понимать учебный материал, а также осознавать его.
Учебное пособие «Математика» обладает большими возможностями для образования всех типов УУД. Реализация данных возможностей на начальном математическом этапе зависит от того, как организовать учебную деятельность младшего школьного возраста.
Учебное пособие «Математика» обладает огромными возможностями для образования всех типов УУД: регулятивных, познавательных и коммуникативных. Их осуществление в начальной школе зависит от того, как организовать учебную деятельность младшего школьного возраста. Важное средство формирования УД на уроке математики начального класса – задания типа: объяснять, оценивать, сравнивать, проверять, выбрать, найти закономерности, догадаться, сделать вывод, наблюдать, способствующие способности действовать по заданной цели. Текст, логика, комбинация, геометрия, ситуация – материал для разработки УД.
Для этого ученику требуется умение интегрировать в себя знания из различных учебных дисциплин и тематических разделов начальных курсов математика. При анализе ситуаций, описанных в задачах логики, учащиеся обнаруживают и выдают необходимую информацию и получают смысловое чтение, анализ объектов, чтобы определить существенные и не существенные признаки. В процессе поиска решений задач развиваются и такие навыки, как установка и формулировка задачи, построение логики, установление причинных связей, выбор эффективных путей решения, самостоятельный состав алгоритма действий, план решения задач. Благодаря логическим задачам младшие школы узнают способы обработки и формы ее представления в схемах, блоках, таблицах, графах. Учитель развивает коммуникативные навыки: высказывает мысли с помощью математических терминов и терминов, объясняет стадии решения учебных задач, доказывает верность или неверность выбранной действия, оценивает свою деятельность. Решив задачи в парах и четверках, младшие школьники научатся договариваться, распределять свои обязанности, принимать общий вывод, проявлять активность, сотрудничать и проводить взаимодействие.
Таким образом, начальные школы являются фундаментом для развития универсальной учебной деятельности. Решение задач для уроков математики является благоприятной средой для их развития. Важен грамотный подход учителя к педагогическим технологиям, методам, приемам, формам обучения и учебным заданиям.