Когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте

Автор(-ы):

Горохова Светлана Дмитриевна

26 ноября 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дети
когнитивное развитие
игры
факторы

Аннотация статьи

Статья посвящена когнитивному развитию маленьких детей. Представлены этапы развития познавательных и когнитивных способностей детей. Кроме того, автором описаны некоторые виды деятельности, которые помогут в познавательном развитии ребенка.

Текст статьи

Развитие когнитивных навыков – это способ, с помощью которого дети могут что-то понимать, думать и исследовать. Это развитие у детей важных аспектов, таких как знания, навыки, решение проблем и характер, которые помогают им мыслить и понимать окружающий мир. Как родитель, важно помогать формировать когнитивное развитие ребенка с момента его рождения. Этот процесс закладывает основу для успеха ребенка в школе и в дальнейшей жизни. Этот аргумент подтверждается результатами исследования, показывающего, что дети, которые могут различать звуки в возрасте шести месяцев, могут легче улучшить свои навыки чтения в возрасте четырех и пяти лет.

Этапы развития познавательных способностей детей

Ниже приведены несколько этапов развития когнитивных способностей детей после Жана Пиаже как основателя теории когнитивного развития детей.

  1. Сенсомоторный этап. Эта стадия наступает примерно в 2 года. На этом этапе дети познают мир с помощью своих чувств и манипулируют предметами.
  2. Предоперационный период. Эта стадия наступает в возрасте 2-7 лет. На этом этапе ребенок развивает свою память и воображение. Они также способны понимать прошлое, будущее и вещи символически.
  3. Конкретный этап операции. Этот этап наступает в возрасте 7-11 лет. На этом этапе ребенок больше воспринимает события, происходящие вне его самого. Они становятся менее эгоцентричными и начинают понимать, что не все разделяют их чувства, мысли или убеждения.
  4. Формальные этапы работы. Этот этап наступает в возрасте 11 и более лет. На этом этапе дети используют логику для решения проблем, планирования действий и видения мира.

Когнитивные способности детей в зависимости от возраста

Ниже приведены когнитивные способности ребенка в зависимости от его конкретного возраста.

1. От рождения до 3-месячного возраста

С самого рождения дети могут активно учиться и получать новую информацию. Наиболее важными вехами в развитии вашего малыша в этом возрасте являются изучение основных чувств и изучение окружающей среды и тела.

За это время ребенок может видеть в пределах примерно 33 см.

Научитесь распознавать соленый, кислый, сладкий, горький вкусы

Сосредоточьтесь на движущихся объектах

Видеть все цвета человеческого зрительного спектра

Распознавание различий в высоте звука и громкости

Реагируйте на свое окружение с помощью выражений.

2. Возраст 3-6 месяцев

В возрасте 3-6 месяцев ваш малыш, как правило, начинает больше развивать свои чувства. Например, начните с распознавания знакомых лиц, имитации выражений лица и реагирования на знакомых людей.

3. Возраст 6-9 месяцев

Тем временем в возрасте 6 месяцев ваш малыш начнет различать расстояния и будет дольше смотреть на необычные для него вещи, например, на предметы, висящие в воздухе. Ваш малыш также начнет понимать разницу между одушевленными и неодушевленными предметами. Кроме того, они, как правило, способны различать количество и размер объекта.

4. Возраст 9-12 месяцев

В этом возрасте дети становятся более физически способными, чтобы они могли исследовать свое окружение. Они учатся сидеть, ползать и ходить. Между тем, по мере приближения к годовалому возрасту они будут лучше понимать концепцию того, что объект все еще существует, даже если в то время они не могут его видеть. Они также начинают имитировать простые движения. Кроме того, они учатся класть один предмет за другим, реагировать на предметы движением или звуком и с удовольствием смотрят книжки с картинками.

Факторы, влияющие на когнитивное развитие детей. На когнитивное развитие детей могут влиять несколько факторов, а именно следующие:

  • Наследственные факторы могут определять, как развиваются интеллектуальные способности ребенка. То есть ребенок, вероятно, будет обладать способностью мыслить так же, как и его родители.
  • Факторы окружающей среды также влияют на когнитивное развитие детей. Некоторые из наиболее важных условий, которые могут оказать большое влияние – это семья, школа и жилая среда.
  • Семейные факторы или внутрисемейные условия также играют роль в этом развитии. Хорошие отношения между детьми и родителями являются поддерживающим фактором правильного развития когнитивных способностей детей.
  • Школьный фактор – это последнее, что также влияет на когнитивные способности ребенка в зависимости от того, как преподает учитель.

Когда младенцы и малыши (в возрасте 0-24 месяцев) взаимодействуют со своим окружением, они учатся думать и понимать поведение и то, как оно влияет на окружающую среду.

По словам теоретика развития Жана Пиаже, младенцы развивают свои когнитивные способности с помощью сенсорных и моторных переживаний. Есть ряд мероприятий, которые родители могут выполнять со своими малышами, чтобы развить у них способность говорить, память и мышление.

Прикасайтесь, чувствуйте и трогайте. По словам Жана Пиаже, на рефлексивной стадии когнитивного развития дети и малыши учатся с помощью простых рефлекторных действий. Плюшевые игрушки, такие как фигурки животных или погремушки, дают малышам возможность держать и чувствовать предметы, а также использовать свой хватательный рефлекс.

Повторная игра. Повторяющиеся игры помогают детям развить двигательные реакции, ритм и языковые навыки. Примеры этих познавательных действий включают в себя хлопанье ребенка в ладоши во время песни или пения, или игру.

Перемещение объектов. Малыши могут узнать, как их поведение влияет на окружающую среду, взаимодействуя с предметами и игрушками. Вы можете узнать причину и следствие, перемещая и манипулируя различными игрушками. Одно из занятий, которое может способствовать этому, – это повесить мобиль над колыбелью, чтобы младенец мог бить или пинать висящие предметы.

Познавательные занятия, такие как складывание блоков или наполнение и освобождение предметов, могут способствовать моторному обучению, пространственному восприятию, а также причинно-следственным связям. Младенцы и малыши могут научиться быть преднамеренными в своих двигательных действиях с помощью блочной игры.

Курсы препятствий. Мини-курсы с препятствиями позволяют малышам осваивать новые возможности. Вы можете перебирать или сортировать вещи, что может помочь в понимании альтернативных способов достижения цели. Это занятие также может улучшить общую моторику, координацию и равновесие.

Скрытые игры. Игры в прятки могут помочь малышам освоить навыки решения проблем. Примером игры в прятки является просьба к малышу спрятать игрушку в коробку или в другое место, где он находится. Это также может научить языковым и ориентировочным навыкам. Простые игры в прятки помогают малышам использовать навыки мышления и решения проблем для поиска предметов или людей.

Что еще можно сделать, чтобы поддержать это развитие. Вот некоторые из них: позвольте ребенку исследовать игрушки и двигаться, поговорите с ними и прочитайте много книг, чтобы пополнить словарный запас ребенка, пение с упражнениями для детей, повышение интереса детей к определенным учебным занятиям, всегда отвечайте на их любопытство.

Кроме того, на этапе развития познавательных способностей детей вам также будет рекомендовано, чтобы ваш ребенок изучал различные предметы. Конечно, путем наблюдения за ним. Это некоторые этапы развития познавательных способностей детей, которые вам необходимо знать. Наблюдение за ростом и развитием вашего ребенка с раннего возраста – это ваш способ полюбить его и подготовить вашего малыша к будущему.

Список литературы

  1. Жуманова М. Р. Теоретические основы сенсорного развития дошкольников // Образование наука и инновационные идеи в мире. – 2023. – Т. 33. – №. 3. – С. 28-3
  2. Харькова Д. Ю., Сафаргалина Э. И. Основы теории когнитивного развития Пиаже // Colloquium-journal. – Голопристанський міськрайонний центр зайнятості, 2019. – №. 26 (50). – С. 32-34.
  3. Чурсина Л. В., Гуторова И. А., Мишустина Н. И. Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста //Ответственный редактор. – 202 – С. 113.

Поделиться

631

Горохова С. Д. Когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 82-85. URL: https://apni.ru/article/7554-kognitivnoe-razvitie-rebenka-v-rannem-vozrast

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая