Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Сотрудничество с социальными партнерами как одно из условий экономического воспи...

Сотрудничество с социальными партнерами как одно из условий экономического воспитания старших дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

кономика
партнерство
социализация личности

Аннотация статьи

В статье рассматривается сотрудничество педагогов ДОУ с социальными партнерами в рамках экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далеки друг от друга. Тем не менее современные дети рано овладевают экономической информацией на житейском уровне, так как посещают совместно с родителями магазины и банки, и уже имеют некоторые элементарные представления о деньгах, поэтому важной задачей в дошкольном образовании является формирование экономических навыков через систему социального партнёрства.

На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря чему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение общественных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.

Развитие социальных связей дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует взаимоотношения с родителями, которые способствуют оптимальному развитию и социализации личности ребенка-дошкольника.

Социальными партнерами дошкольного учреждения могут являться: родители, общественные организации, школы, детские клубы, Дома творчества, центры досуга, музеи, библиотеки, банки, магазины и другие.

Осуществляя работу по экономическому воспитанию в детском саду «Калинка», мы находимся в тесном контакте с партнёрами нашего детского сада: родителями, сотрудниками банка, работниками в сфере обслуживания населения (в том числе продавцы магазинов), МКУК «Валуйская детская библиотека», музеем, ОГА ПОУ «Валуйский колледж».

Как показывает опыт, совместная работа с разнообразными социальными организациями обеспечивает непрерывность образования, и способствует эффективному и качественному восприятию информации по финансовой грамотности у дошкольников.

В совместный план мероприятий с партнерами нами были включены разные формы работы как традиционные:

  • родительские собрания;
  • лекции;
  • практикумы.

Так и современные формы (нетрадиционные):

  • сайты;
  • фотовыставки;
  • устные журналы;
  • родительские клубы;
  • акции;
  • экономические игры.

Родительские собрания «Финансовая грамотность для детей», «Дети и деньги», лекции «Финансовая грамотность начинается с семьи» и практикумы «Как зарабатывать деньги», «Копилка и мечта» проводились с целью формирования основ финансовой грамотности через взаимодействие с семьей и партнерами посредством игры, а также к привлечению родителей и социальных партнеров к сотрудничеству с воспитателями в образовательном процессе.

В собрания, лекции и практикумы мы включали следующие вопросы: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», рассматривали презентацию «Азы финансовой культуры для дошкольников», которую для родителей, законных представителей подготовили сотрудники банка. Совместно с сотрудниками библиотеки для практикума были разработаны памятки: «А как же понять, финансово грамотны мы сами или нет», «Образ финансово грамотного человека таков», «Как и за что давать ребенку деньги?», «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются», а также буклеты «Финансовая грамотность дошкольников». На одном из родительских собраний совместно с сотрудниками «Валуйского колледжа» была проведена игра – викторина «Финансы поют романсы», в которой принимали участия родители совместно с детьми.

Современные формы (нетрадиционные) взаимодействия с партнерами, конечно, очень интересны и позволяют более продуктивно выстроить взаимодействие и получить положительный результат: сформировать элементарные экономические знания у родителей, повысить интерес детей к познанию нового в сфере финансовой грамотности, содействовать уровню повышения мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Так через сайты наших партнеров и сайт дошкольного учреждения, а также страницы в социальных сетях и фотовыставки мы формируем у воспитанников правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потребление и прочих важных понятий. Используя эту форму дистанционной работы, мы с дошкольниками смогли побывать не только в гостях у социальных партнеров, которые рассказали детям «Зачем людям необходимо быть экономически грамотным человеком», а также на производстве у родителей, законных представителей, где дошкольники могли увидеть, каким трудом достаются деньги и за что платят заработную плату.

Очень интересная форма работы с родителями в формировании основ финансовой грамотности дошкольников при взаимодействии с социальными партнерами – «Родительский клуб». За время работы в данном направлении были следующие клубы «Клуб будущих бизнесменов», «Школа будущих экономистов», «Клуб покупателя», «Клуб финансистов». Участниками клубов являются все желающие родители детей детского сада. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта, анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта – всё это позволило нам получить необходимую информацию для размышления. В начале года проводилось анкетирование родителей, выбиралась тематика встреч в родительском клубе на учебный год. Каждый родитель сам мог выбрать семинар, мастер-класс, любое мероприятие, которое ему важно и интересно посетить в течение года. К сожалению, большинство из выбранных мероприятий проводились в дистанционном формате в связи со сложившейся обстановкой.

Конечно же заседания клубов, помогали подготовить и провести партнеры дошкольного образовательного учреждения. На заседаниях клубов играли в игры, которые помогали смоделировать ситуацию. Использование игр, где в роли продавцов, фармацевтов или покупателей выступали взрослые позволило устранить у дошкольников недостаточный уровень финансовой грамотности, помогло родителям и педагогам привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

На заседаниях клубов проводились семинары и мастер-классы, тематика которых была очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом».

Нередко родители жаловались, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Для того чтобы преодолеть такие проблемы, сотрудники банка посоветовали сделать рекламу, того товара, который они сами хотели бы приобрести. Для начала в форме устного журнала дошкольники должны были рассказать, какой путь проделала та, или иная вещь, прежде чем попасть на прилавок, охарактеризовать все её функции, после чего озвучить стоимость. Конечно же здесь у многих детей была проблема, в которой помогли виртуальные экскурсии на производство. Такая форма работы позволила понять дошкольникам истинную цену вещам, быть бережнее с игрушками и не требовать дорогие подарки. После устного журнала предложили изобразить рекламу на листе бумаги и здесь у детей проявилось настоящее творчество.

Социальные партнеры в ранках работы клубов помогали нам построить маршруты выходного дня: банк, торговый центр, музей…

Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации не только работы по финансовой грамотности, но и общего образования дошкольников. Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретались и усваивались новые финансовые знания и умения. Прогулки принесли только пользу – были и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора, и общение родителей, детей, воспитателей и социальных партнеров. Для нас важно, чтобы ребёнок извлёк из прогулок и экскурсий как можно больше. Именно поэтому они требовали специальных подготовок и активного участия со стороны родителей и партнеров.

Маршруты выходного дня позволили детям знакомиться с информацией о наличии «семейного бюджета», «зарплата родителей», «пенсия бабушки с дедушкой», «стипендия старшей сестры или брата». Одновременно детям преподносилась информация о связи экономики с профессиональной деятельностью.

У каждого родителя воспитанника есть уникальный жизненный опыт, знания, скрытые таланты и нереализованные мечты. Всем этим они делились с самыми благодарными слушателями – с детьми.

Итак, социальное партнерство в системе дошкольного образования – это реальное взаимодействие двух или более сторон на основе подписанного договора или соглашения на определенный период времени, направленное на решение конкретных целей и задач до достижения желаемого результата.

Современная система образования существует в век активного социально-экономического развития, поэтому важной задачей становится развитие современной модели образования через систему социального партнерства.

Живая совместная деятельность детей, родителей, педагогов и социальных партнёров гарантирует развитие ребенка. Как показывает практика социальное партнёрство в ДОУ – это инструмент развития комплексного многостороннего взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса, содружества социальных партнёров.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии / занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет Издательство «ТЦ СФЕРА».
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. – 288 с.

Поделиться

718

Голубинская К. А., Гуженкова Н. В., Слепченко М. Н. Сотрудничество с социальными партнерами как одно из условий экономического воспитания старших дошкольников // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.IV.С. 9-12. URL: https://apni.ru/article/7558-sotrudnichestvo-s-sotsialnimi-partnerami

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря