Рекомендации по организации условий обучения, способствующих формированию учебной самостоятельности взрослых в дополнительном образовании

В данной статье проведен анализ особенностей взрослых обучающихся и учебной самостоятельности взрослых, определена ее актуальность и значимость, а также разработаны рекомендации по организации образовательного процесса и формированию таких условий, которые будут способствовать развитию учебной самостоятельности.

Аннотация статьи
учебная самостоятельность
принципы обучения взрослых
андрагогика
самостоятельность
дополнительное образование
Ключевые слова

В современной методике преподавания иностранного языка существует множество научных трудов, посвященных изучению самостоятельности обучающихся на разных ступенях образования, при этом изучению особенностей формирования самостоятельности взрослых при обучении их иностранному языку уделено крайне мало внимания со стороны исследователей. Вместе с тем взрослые как никакая другая группа обучающихся нуждаются в формировании данного качества личности на высоком уровне.

Учебную самостоятельность взрослых мы понимаем как качество личности, которое проявляется в стремлении к познавательной деятельности и активности, планировании и реализации деятельности исходя из имеющихся знаний и опыта, а также способности к саморегуляции, самоуправлению и самоответственности.

Особенности взрослого заключаются в его осознанной готовности к саморазвитию, взрослый имеет представление своих возможностях, умениях и необходимости дополнительного развития, в активности, избирательности, самоорганизации. Учебная деятельность взрослых неразрывна с их общим контекстом жизнедеятельности. Эти особенности взрослых детерминируют необходимость формирования их самостоятельности как интегративной основы успешности обучения иностранному языку [2]. Поэтому при организации образовательного процесса необходимо учитывать принципы работы со взрослыми обучающимися, которые рассматриваются в рамках особой науки – андрагогики.

Опираясь на исследования в области образования взрослых, С.И. Змеев сформулировал основные принципы андрагогического обучения, которые составляют фундамент теории обучения взрослых: приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; принцип опоры на опыт обучающегося; индивидуализация обучения; системность обучения; контекстность обучения; принцип актуализации результатов обучения; принцип элективности обучения; принцип развития образовательных потребностей; принцип осознанности [4].

Обучение взрослых мы рассматриваем в контексте дополнительного образования, поэтому необходимо также учитывать принципы дополнительного образования, которые соотносятся c принципами непрерывного образования: обращенность к человеку (свобода выбора форм, сроков, видов обучения), доступность образования в любом возрасте, системность, модульная структура программ, мобильность, компетентностный подход, оптимизация аудиторных занятий, применение современных образовательных и информационных технологий, накопительная система обучения, быстрое и гибкое развитие, добровольность, актуальность и адаптированность к конкретным условиям [1, 3, 5].

Принципы дополнительного образования были соотнесены нами с принципами обучения взрослых и на основании этого были составлены способы реализации андрагогической модели в дополнительном образовании (таблица).

Таблица

На основании данных вариантов и проведенного анализа нами были разработаны рекомендации по организации условий обучения, способствующих формированию учебной самостоятельности взрослых в дополнительном образовании:

  1. Обеспечение реализации андрагогических принципов. Обучение взрослых студентов непременно должно строиться с учетом принципов работы с ними, основополагающим из которых является приоритет самостоятельного обучения. Необходимо помнить, что взрослые в праве самостоятельно принимать решения, касающиеся их процесса обучения. В процессе работы у преподавателей и обучающихся должны сложиться доверительные отношения, что позволит осуществлять планирование, реализацию и коррекцию процесса обучения совместно. Важно также учитывать жизненный опыт обучающихся, который является неотъемлемым компонентом обучения. Опора на опыт позволит преподавателю стимулировать мотивацию, повышать уверенность в себе, создавать психологически благоприятную обстановку для раскрытия собственных возможностей. Необходимо также помнить про индивидуализацию и системность обучения, так как каждый взрослый студент имеет собственную цель и хочет понимать систему обучения, чтобы иметь возможность видеть свой прогресс, оценивать свой результат. Этому также способствует реализация принципа контекстности обучения и принципа актуализации результатов, согласно которым предлагаемые знания должны быть связаны с целями обучающихся и возможностями их безотлагательного применения. Следует учитывать тот факт, что взрослым обучающимся присуща осознанность, поэтому им необходимо осмысление всех параметров процесса обучения и собственных действий. Те особенности, которые присущи взрослым студентам как особой возрастной группе необходимо не только принимать во внимание, но и организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы все они имели отражение на практике, не подавлялись, а наоборот, выделялись и способствовали ориентированной на результат работе.
  2. Обеспечение реализации принципов дополнительного образования. Основополагающим принципом дополнительного образования является добровольность, поэтому необходимо создать такие условия обучения, которые будут привлекать обучающихся обращаться в организации дополнительного образования по собственному желанию. Взрослого студента отличает осознанность, поэтому необходимо, чтобы образование было обращено к нему – присутствовала свобода выбора форм, сроков, видов обучения, а также доступность образования в любом возрасте. Само обучение также должно иметь гибкий характер, а также обеспечивать системность и компетентностный подход. Для взрослых обучающихся также крайне важным является актуальность получаемой информации и возможность ее безотлагательного применения в реальной жизни.
  3. Четкое определение целей. На наш взгляд, это ключевой момент реализации любой деятельности – необходимо осознание, для чего это нужно, к чему это может привести, что из этого последует. В контексте взрослых обучающихся это также очень значимо. Чем яснее для них будет цель, тем большее будет желание работать и совершенствоваться. Чтобы цель была достижимой и конкретной, ее можно разбить на несколько этапов и установить временные ограничения. Это также позволит не расслабляться слишком сильно и ощущать прогресс и достижимость поставленных целей.
  4. Выдвижение деятельности на первый план. Важно понимать, что самостоятельность реализуется в деятельности. Только в деятельности человек может узнать, насколько он овладел теми или иными знаниями и как он готов их применять. Принципы обучения взрослых также подчеркивают, что для взрослых студентов крайне важно применять полученную информацию. Предлагаемые задания должны быть практикоориентированные, должны стимулировать активность обучающихся, тогда у них будет осознание собственного прогресса и тех сторон, над которыми еще предстоит работать.
  5. Повышение самооценки и уверенности в себе. Результаты проведенных нами диагностик по анализу потребностей, уровню самостоятельности и учебной самостоятельности, а также личный опыт свидетельствуют о том, что очень часто взрослые студенты себя недооценивают, не видят собственного прогресса, так как, возможно, обладают завышенными ожиданиями и от себя самих в том числе, а как только они не оправдываются, их мотивация и самооценка падают, что также крайне негативно влияет на успех. На наш взгляд, важно поощрять работу студентов, обращать внимание на их сильные стороны, способствовать их собственной оценке проделанной работы – как они видят свои успехи. В этом также может помочь обратная связь.
  6. Конструктивная обратная связь. Реакция на то, как проходит занятие, как ведется образовательный процесс, может позволить определить возникающие сложности и проблемы на раннем этапе и выстроить дальнейшую работу с их учетом. При этом важно, чтобы не только преподаватель давал обратную связь по работе обучающихся, но и стимулировал их самих оценивать свои успехи и неудачи. Так, обобщение результатов занятия может позволить обучающимся переосмыслить свою работу на занятии, материал урока, определить, что получилось, над чем стоит работать, что также может положительно влиять на учебную самостоятельность и на весь образовательный процесс в целом.

Таким образом, учебная самостоятельность взрослых представляет собой интегративное качество личности, формирование, развитие и актуализация которого происходит в определенных условиях, в нашем случае этими условиями выступают андрагогические принципы обучения и принципы дополнительного образования. Помимо обеспечения реализации выделенных принципов необходимо также организовывать работу следующим образом: способствовать четкому определению целей, выдвигать деятельность на первый план, повышать самооценку и уверенность в себе, предоставлять конструктивную обратную связь.

Текст статьи
  1. Гутнова, Т. С. Концепция непрерывного образования / Т. С. Гутнова, А. Е. Позднякова, И. Е. Рыбалко // Современный ученый. – 2021. – № 1. – С. 57-61. – EDN TCWVNT.
  2. Онорин Д.Е. Обучение иностранному языку взрослых с использованием социальной сети на основе формирования учебной самостоятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.Е. Онорин. – Пермь., 2018. – 24 с.
  3. Сжёнов Е.С. О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы // Высшее образование в России. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razrabotke-kontseptsii-nepreryvnogo-obrazovaniya-osnovaniya-i-printsipy
  4. Шатилова А.А. Применение принципов андрагогики при обучении взрослых иностранному языку (на примере английского языка) // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста : материалы ХV Междунар науч.-практ. Internet-конф. Тамбов, 27 мая-02 июня 2019 г. / отв. ред. Л. Н. Макарова. – Тамбов : Державинский, 2019. – С. 101-106.
  5. https://www.chisholm.edu.au/blog/industry/value-of-lifelong-learning
Список литературы