Автор(-ы):
Сигунова Полина Юрьевна
26 ноября 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье проведен анализ особенностей взрослых обучающихся и учебной самостоятельности взрослых, определена ее актуальность и значимость, а также разработаны рекомендации по организации образовательного процесса и формированию таких условий, которые будут способствовать развитию учебной самостоятельности.
Текст статьи
В современной методике преподавания иностранного языка существует множество научных трудов, посвященных изучению самостоятельности обучающихся на разных ступенях образования, при этом изучению особенностей формирования самостоятельности взрослых при обучении их иностранному языку уделено крайне мало внимания со стороны исследователей. Вместе с тем взрослые как никакая другая группа обучающихся нуждаются в формировании данного качества личности на высоком уровне.
Учебную самостоятельность взрослых мы понимаем как качество личности, которое проявляется в стремлении к познавательной деятельности и активности, планировании и реализации деятельности исходя из имеющихся знаний и опыта, а также способности к саморегуляции, самоуправлению и самоответственности.
Особенности взрослого заключаются в его осознанной готовности к саморазвитию, взрослый имеет представление своих возможностях, умениях и необходимости дополнительного развития, в активности, избирательности, самоорганизации. Учебная деятельность взрослых неразрывна с их общим контекстом жизнедеятельности. Эти особенности взрослых детерминируют необходимость формирования их самостоятельности как интегративной основы успешности обучения иностранному языку [2]. Поэтому при организации образовательного процесса необходимо учитывать принципы работы со взрослыми обучающимися, которые рассматриваются в рамках особой науки – андрагогики.
Опираясь на исследования в области образования взрослых, С.И. Змеев сформулировал основные принципы андрагогического обучения, которые составляют фундамент теории обучения взрослых: приоритет самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; принцип опоры на опыт обучающегося; индивидуализация обучения; системность обучения; контекстность обучения; принцип актуализации результатов обучения; принцип элективности обучения; принцип развития образовательных потребностей; принцип осознанности [4].
Обучение взрослых мы рассматриваем в контексте дополнительного образования, поэтому необходимо также учитывать принципы дополнительного образования, которые соотносятся c принципами непрерывного образования: обращенность к человеку (свобода выбора форм, сроков, видов обучения), доступность образования в любом возрасте, системность, модульная структура программ, мобильность, компетентностный подход, оптимизация аудиторных занятий, применение современных образовательных и информационных технологий, накопительная система обучения, быстрое и гибкое развитие, добровольность, актуальность и адаптированность к конкретным условиям [1, 3, 5].
Принципы дополнительного образования были соотнесены нами с принципами обучения взрослых и на основании этого были составлены способы реализации андрагогической модели в дополнительном образовании (таблица).
Таблица
На основании данных вариантов и проведенного анализа нами были разработаны рекомендации по организации условий обучения, способствующих формированию учебной самостоятельности взрослых в дополнительном образовании:
Таким образом, учебная самостоятельность взрослых представляет собой интегративное качество личности, формирование, развитие и актуализация которого происходит в определенных условиях, в нашем случае этими условиями выступают андрагогические принципы обучения и принципы дополнительного образования. Помимо обеспечения реализации выделенных принципов необходимо также организовывать работу следующим образом: способствовать четкому определению целей, выдвигать деятельность на первый план, повышать самооценку и уверенность в себе, предоставлять конструктивную обратную связь.
Список литературы
Поделиться
Сигунова П. Ю. Рекомендации по организации условий обучения, способствующих формированию учебной самостоятельности взрослых в дополнительном образовании // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.IV.С. 48-51. URL: https://apni.ru/article/7561-rekomendatsii-po-organizatsii-uslovij-obuchen