В настоящее время необходимо повышать компетенцию участников образовательного процесса и разрабатывать комплекс мер, направленных на выявление и профилактику суицидального поведения в подростковом возрасте, в целях осуществления профилактики и предотвращения попыток суицида.
Проблема профилактики суицида представлена в трудах К. Роджерса, А.В. Захарова, В. Астапова, Б. Карвасарског, Г.В. Акопова, А.Г. Амбрумовой, А. Бек, М. Голант, Ю. Зариповой, О.А. Карпенко, Е.А. Пансенко, И.И. Смирнова, В.Г. Толстова и др.
Поэтому актуальной является необходимость рассмотрения проблемы суицида подростков и актуализация задачи поиска методов и средств психологической профилактики суицидального поведения.
В настоящее время в Российской Федерации деятельность по профилактике суицидов среди несовершеннолетних основывается на Распоряжении Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. № 1058-р «Об утверждении комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних».
В образовательных организациях, в соответствии с указанным документом, проводятся мероприятия, нацеленные на формирование позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предотвращения суицидального поведения у обучающихся.
В качестве методов и приёмов психологической профилактики суицидов Г.В. Акопов предлагает использование педагогических и психологических методик с целью выявления группы риска по суицидальному поведению в образовательном учреждении [1].
В профилактику входят: индивидуальная, групповая консультация, игровые методы (ролевые, деловые, психологические, настольные игры), личностные и социально-психологические тренинги, родительские конференции, семинары, дискуссии, круглые столы, буклеты, памятки, информационные стенды и т.д.
Психологическая профилактика в понимании В.Г. Толстова – это комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности человека и межличностных отношений, содействие человеку в сохранении и укреплении состояния его душевного равновесия [7].
Таким образом, психолог должен проводить психологическую профилактику в целях предупреждения неблагоприятных последствий в психическом и личностном развитии, создать комплекс мер максимально благоприятных для развития. Психолог, основываясь на свои полученные знания определяет процесс психологической коррекции и делает соответствующие рекомендации.
Акцент на эмоционально-личностное развитие подростков в профилактике суицидального поведения делают Н.А. Разнадежина, Л. А. Бездольная, которые выделяют следующие цели и задачи психологической профилактической работы:
- Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.
- Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
- Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: самопринятие и позитивное самоотношение, адекватная самооценка, самоконтроль и эмоциональная саморегуляция, стремление к самоактуализации, эмпатия.
- Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения [5].
Общей психопрофилактической стратегией является использование методов управления эмоциональными состояниями – прогрессивная мышечная релаксация, дыхательные техники и техники игровой терапии. Для коррекции психической травмы необходимо обеспечить нормальный уровень общей активности и упорядочить ее, преодолеть острые фобии, флэшбэк-эффекты, депрессивные состояния и острую тревогу, а также исправить грубые нарушения общения.
Групповая работа, по словам Г.В. Старшенбаум, имеет профилактическое значение при суицидальном поведении. Тренинговые группы играют важную профилактическую и коррекционную роль в снижении тревожных показателей, таких как повышенный уровень личностной тревожности и агрессивности, которые могут привести к саморазрушающему поведению. Тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, «особым образом организованной реальностью» направлен в первую очередь на создание условий для развития самопознания и самопонимания, эмоциональной гибкости, рефлексии; изменения отношения к себе и другим, на выработку навыков саморегуляции, улучшение социальной адаптации участников, углубление опыта психологической интерпретации поведения других людей [6].
С целью профилактики и коррекции эмоциональных нарушений, как профилактики суицидального поведения И.Н. Мырзамуратова предлагает использовать технологии регуляции психоэмоциональных состояний, к которым относятся личностно-ориентированные, телесно-ориентированные, суггестивно-эмоциональные [4].
Среди методов, применяемых для профилактики эмоционального неблагополучия и психокорреции эмоциональных нарушений используются игровые технологии, позволяющие помочь понимать себя и научиться более эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Арт-терапия широко используется с целью психопрофилактики и психокоррекции при эмоциональном неблагополучии, эмоциональных нарушениях.
Арт-терапия позволяет справиться с внутренними противоречиями и сильными чувствами, способствует расшифровке скрытых переживаний, повышает самооценку индивидуума. В своей практике арт-терапия применяет подходы, способствующие более глубокому самопознанию и пониманию собственных ощущений, что помогает человеку изменить свое отношение к окружающему миру и к самому себе. Благодаря этому процессу человек может достичь большей внутренней гармонии и счастья.
В работе с подростками могут быть использованы различные направления арт-терапии. А.И. Копытин считает востребованными, и эффективными такие направления как: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, метафорические карты, песочная терапия, мандалатерапия [3].
Обобщив различные теоретические исследования, можно сделать вывод, что профилактика суицида в подростковом возрасте включает в себя: психологическую коррекционную работу с подростками, социальные мероприятия, психологическое просвещение. В психологическую профилактику входят: индивидуальная, групповая консультация, игровые методы, личностные и социально-психологические тренинги, семинар-практикумы, дискуссии, методы арт-терапии, технологии психологического просвещения.