Актуальность. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. Одно и то же музыкальное произведение часто действует на людей по-разному. Во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
Чтобы определить «палитру» эмоций, которые может испытать ребёнок, слушающий музыку, воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции как чувство жизни; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыки эмоции; природные эмоции музыки.
Процесс восприятия музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с этим музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Данный процесс позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. Дошкольник воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием.
Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.).
Для того чтобы развить эмоциональную отзывчивость детей на музыку, необходимо строить занятия так, чтобы дети как можно чаще были включены в активную деятельность, выполняли творческие задания, упражнения, которые способствуют развитию воображения и требуют постоянного выражения отношения к музыке, себе и другим людям. Важно заметить и развить в ребенке всё лучшее, заложенное от природы и на этапе работы с новым музыкальным материалом применять различные методы, учитывая интересы и склонности детей, а также их общее и музыкальное развитие.
Через восприятие музыки ребенок учится эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения.
Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.