«В душе каждого ребенка невидимые струны
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в созидании действительности, полноценнее будущее взаимоотношение с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
К числу важнейших задач логопедической работы с воспитанниками, имеющими тяжелое нарушение речи, относится формирование у них связной монологической речи.
Основным звеном в системе обучения связной монологической речи является творческое рассказывание.
Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, которая потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным видам рассказывания с элементами творчества относится рассказы:
- по аналогии;
- придумывание продолжения и завершения рассказа;
- составление рассказа по нескольким опорным словам;
- на предложенную тему.
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелое нарушение речи, связано с большими трудностями. Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения.
Все это определяет необходимость особого внимания к организации непосредственно образовательной деятельности по обучению воспитанников с тяжелыми нарушениями речи составлению рассказов с элементами творчества и к использованию приемов обучения с учетом особенностей этой группы детей. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества осуществляется учителем-логопедом в коммуникативной деятельности и воспитателем в центрах детского творчества и в свободной деятельности.
При этом решаются следующие практические задачи:
- Развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.
- Активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем.
- Уточнение и развитие пространственных и временных представлений об окружающем.
- Развитие воссоздающего и творческого воображения.
Для решения этих задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи использую игры с элементами технологии ТРИЗ, которые развивают не только системное мышление, но и творческое воображение и открывают большие возможности для успешного освоения языка, для достижения высокой степени развития всех сторон речи ребенка.
Для организации свободной деятельности детей использую такие игры как: «Что в круге?», «Салат из сказок», «Снежный ком», «Полином фантазии», «Цепочка слов».
При обучении рассказыванию по аналогии и составление рассказа по нескольким опорным словам использую игру «Что в круге?»
а) круг – заяц.
Точки – что делает? (прыгает, бегает, боится, грызет, петляет).
Дети составляют рассказ по нескольким опорным словам.
Например: заяц, боится, петляет.
б) круг – геометрические фигуры (по аналогии)
Точки – треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, трапеция.
Предлагаю детям придумать сказку про геометрические фигуры. Перед этим послушайте сказку, придуманную мною.
Жил-был прямоугольник в желтом квадратном домике, с треугольной крышей. Окно было маленькое и круглое. Около дома была клумба в виде овала. К прямоугольнику в дом всегда приходили его друзья.
В игре «Салат из сказок» дети учатся придумывать свою новую сказку, соединив знакомые персонажи из разных сказок в одну. Выбор героев осуществляют сами дети по картинкам.
Для активизации речевой и мыслительной деятельности использую игру «Снежный ком», где воспитанники учатся придумывать продолжение и завершение рассказа. Воспитатель начинает рассказ, а дети продолжают (игру можно проводить с мячом).
Например: Воспитатель – Пришла зима и принесла много радостей. – (продолжает ребенок). Дети катаются на лыжах, коньках, санках. – (другой) – Зимой приходит в гости Новый год, Рождество. – Красавица елка. – Дед Мороз и Снегурочка. – Дарят детям подарки.
Игра «Полином фантазии» развивает память, воображение, фантазию, речевое творчество. Для игры использую предметные картинки. Например:
- Что это? (Снежинка).
- Где находится? (Лежит на шубке снегурочки).
- Что делает? (Украшает ее наряд).
- Что говорит? (Я хочу, чтобы шубка снегурочки была самой красивой).
- А что сказали люди? (Ах, как хороша девочка-снегурочка).
- А чем кончилась история? (Приходи к нам на новогодний праздник).
Помогает в работе игра «Цепочка слов», где слово, случайно запавшее в голову (или намеренно взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вширь и вглубь, извлекая при этом звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты.
Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов –каждое слово – вагончик. Слова должны быть соединены между собой. Дети отвечают на вопросы: «Какая?» «Какой?»
Воспитатель: Зима – какая? (ставит вагончик).
Дети: снежная, холодная.
Воспитатель: А, что бывает холодным?
Дети: Мороженое, лед, снег, ветер…
Воспитатель: А ветер какой?
Дети: Северный, сильный…
Воспитатель: А, кто может быть сильным?
Дети: Слон, человек, кран…
Предлагаю детям составить рассказ о сильном слоне. В играх «Живые фигуры», «Мешочек со сказками», «Дорожка» ребята учатся пользоваться предметами – заместителями, развивается творческое воображение и умение составлять (придумывать) сказку или рассказ, с помощью геометрических фигур или игрушек.
Особое место занимает работа по формированию монологической речи воспитанников в центре художественного творчества.
Где дети по выполненному рисунку, аппликации, лепке составляют небольшой творческий рассказ.
Также в центре художественного творчества использую игры, которые развивают не только творческое воображение, но и учат детей создавать образы на основе схематического изображения (игра «Перевертыши»); представлять себе предметы по их схематическим изображениям (игра «Какая игрушка»); и в независимой фигуре увидеть определенный объект (игра «Дорисуй»).
Организация свободной деятельности детей, в том числе и в центре художественного творчества играет важнейшую роль в развитии творческого рассказывания, познавательной активности и самостоятельности воспитанников.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческого воображения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи активизирует мыслительную, познавательную и речевую деятельность воспитанников.