Главная
Конференции
Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации
Развитие воображения и творческого рассказывания у дошкольников с тяжелыми наруш...

Развитие воображения и творческого рассказывания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

логопедия
речевые нарушения
дети
образование
творческое рассказывание
игры
развитие речи
умения
навыки
связная монологическая речь

Аннотация статьи

В статье описываются методы логопедической работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями в речи, с целью формирования связной монологической речи через творческое рассказывание.

Текст статьи

«В душе каждого ребенка невидимые струны
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в созидании действительности, полноценнее будущее взаимоотношение с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

К числу важнейших задач логопедической работы с воспитанниками, имеющими тяжелое нарушение речи, относится формирование у них связной монологической речи.

Основным звеном в системе обучения связной монологической речи является творческое рассказывание.

Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, которая потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным видам рассказывания с элементами творчества относится рассказы:

  • по аналогии;
  • придумывание продолжения и завершения рассказа;
  • составление рассказа по нескольким опорным словам;
  • на предложенную тему.

Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелое нарушение речи, связано с большими трудностями. Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения.

Все это определяет необходимость особого внимания к организации непосредственно образовательной деятельности по обучению воспитанников с тяжелыми нарушениями речи составлению рассказов с элементами творчества и к использованию приемов обучения с учетом особенностей этой группы детей. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества осуществляется учителем-логопедом в коммуникативной деятельности и воспитателем в центрах детского творчества и в свободной деятельности.

При этом решаются следующие практические задачи:

  • Развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа.
  • Активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем.
  • Уточнение и развитие пространственных и временных представлений об окружающем.
  • Развитие воссоздающего и творческого воображения.

Для решения этих задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи использую игры с элементами технологии ТРИЗ, которые развивают не только системное мышление, но и творческое воображение и открывают большие возможности для успешного освоения языка, для достижения высокой степени развития всех сторон речи ребенка.

Для организации свободной деятельности детей использую такие игры как: «Что в круге?», «Салат из сказок», «Снежный ком», «Полином фантазии», «Цепочка слов».

При обучении рассказыванию по аналогии и составление рассказа по нескольким опорным словам использую игру «Что в круге?»

а) круг – заяц.

Точки – что делает? (прыгает, бегает, боится, грызет, петляет).

Дети составляют рассказ по нескольким опорным словам.

Например: заяц, боится, петляет.

б) круг – геометрические фигуры (по аналогии)

Точки – треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, трапеция.

Предлагаю детям придумать сказку про геометрические фигуры. Перед этим послушайте сказку, придуманную мною.

Жил-был прямоугольник в желтом квадратном домике, с треугольной крышей. Окно было маленькое и круглое. Около дома была клумба в виде овала. К прямоугольнику в дом всегда приходили его друзья.

В игре «Салат из сказок» дети учатся придумывать свою новую сказку, соединив знакомые персонажи из разных сказок в одну. Выбор героев осуществляют сами дети по картинкам.

Для активизации речевой и мыслительной деятельности использую игру «Снежный ком», где воспитанники учатся придумывать продолжение и завершение рассказа. Воспитатель начинает рассказ, а дети продолжают (игру можно проводить с мячом).

Например: Воспитатель – Пришла зима и принесла много радостей. – (продолжает ребенок). Дети катаются на лыжах, коньках, санках. – (другой) – Зимой приходит в гости Новый год, Рождество. – Красавица елка. – Дед Мороз и Снегурочка. – Дарят детям подарки.

Игра «Полином фантазии» развивает память, воображение, фантазию, речевое творчество. Для игры использую предметные картинки. Например:

  1. Что это? (Снежинка).
  2. Где находится? (Лежит на шубке снегурочки).
  3. Что делает? (Украшает ее наряд).
  4. Что говорит? (Я хочу, чтобы шубка снегурочки была самой красивой).
  5. А что сказали люди? (Ах, как хороша девочка-снегурочка).
  6. А чем кончилась история? (Приходи к нам на новогодний праздник).

Помогает в работе игра «Цепочка слов», где слово, случайно запавшее в голову (или намеренно взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вширь и вглубь, извлекая при этом звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты.

Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов –каждое слово – вагончик. Слова должны быть соединены между собой. Дети отвечают на вопросы: «Какая?» «Какой?»

Воспитатель: Зима – какая? (ставит вагончик).

Дети: снежная, холодная.

Воспитатель: А, что бывает холодным?

Дети: Мороженое, лед, снег, ветер…

Воспитатель: А ветер какой?

Дети: Северный, сильный…

Воспитатель: А, кто может быть сильным?

Дети: Слон, человек, кран…

Предлагаю детям составить рассказ о сильном слоне. В играх «Живые фигуры», «Мешочек со сказками», «Дорожка» ребята учатся пользоваться предметами – заместителями, развивается творческое воображение и умение составлять (придумывать) сказку или рассказ, с помощью геометрических фигур или игрушек.

Особое место занимает работа по формированию монологической речи воспитанников в центре художественного творчества.

Где дети по выполненному рисунку, аппликации, лепке составляют небольшой творческий рассказ.

Также в центре художественного творчества использую игры, которые развивают не только творческое воображение, но и учат детей создавать образы на основе схематического изображения (игра «Перевертыши»); представлять себе предметы по их схематическим изображениям (игра «Какая игрушка»); и в независимой фигуре увидеть определенный объект (игра «Дорисуй»).

Организация свободной деятельности детей, в том числе и в центре художественного творчества играет важнейшую роль в развитии творческого рассказывания, познавательной активности и самостоятельности воспитанников.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческого воображения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи активизирует мыслительную, познавательную и речевую деятельность воспитанников.

Список литературы

  1. Арушина А. Г. Речь и речевое общение / А. Г. Арушанова. – Москва Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

Поделиться

846

Алексеева М. А., Спиридонова В. Н. Развитие воображения и творческого рассказывания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 74-76. URL: https://apni.ru/article/7569-razvitie-voobrazheniya-i-tvorcheskogo-rasskaz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря