Эстетическое воспитание детей является очень важным этапом на пути формирования общества и личности в целом. В процессе совершенствования эстетическое начало возвышает самого человека, украшает его обыденность и повседневность. На развитие эстетического начала большое влияние оказывает характер общественных отношений, а также уровень развития и духовное состояние общества, а главное развитие его культуры.
Ценность воспитания в личности младшего школьника с каждым годом преимущественно увеличивается. В современных реалиях от каждого из педагогов необходимо усиление творческой инициативы, присоединение к просвещенности социума, новые взгляды миропонимания, выражение человеческой оригинальности.
Уровень воспитанности личности в сфере эстетики обуславливает ступень культурного воспитания всего современного общества. В настоящий момент целесообразным является изменение духовного совершенствования младших школьников на базе формирования эстетического миропонимания, а также его эмоционального анализа. Принято считать, что именно на начальном этапе школьного обучения закладываются основы эстетической и всеобщей культуры [7, с. 57].
Младшие школьники ежедневно сталкиваются с эстетическими явлениями в разных отраслях существования, будь то на учебе или в повседневном укладе быта – повсюду встречается привлекательное и отпугивающее, трагичное и смешное.
Отметим, что в 1750 году немецкий ученый А. Баумгартен впервые ввел слово «эстетика» как название отдельной науки. Именно после публикации работы А. Баумгартена эстетика приобрела значение отдельной отрасли научных знаний. Углубляясь в прошлое появления науки, эстетика существовала ранее, о чем говорят истоки человеческой истории: в далеком прошлом, когда человечество только знакомилось с цивилизацией, у них появлялись способности видеть, чувствовать красоту окружающей среды, предметов, наслаждаться всем этим [7, с. 64].
Так, В.А. Сухомлинский считал, что «эстетическое воспитание ребенка прочно соединено с эмоциональным воспитанием». Он настаивал на том, что «эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущения и восприятия. Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше видит и слышит человек в окружающем мире оттенков, тонов, чем глубже выражается личное эмоциональное суждение о фактах, предметах, явлениях, событиях, тем шире эмоциональный масштаб, характеризующий духовную культуру человека» [5, с. 23].
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что эстетическая культура требует наличия высокой общей культуры школьной жизни, а в частности нравственной культуры – отношения к человеку как к высшей ценности. В атмосфере, где царит грубость, злость, непорядочность и равнодушие даже в мелких деталях, эстетические достоинства потеряют свою силу, ибо эстетическое воспитание, прежде всего, начинается с богатого эмоционального содержания отношений между членами коллектива: чуткость, искренность, сострадание и др. [2, с. 101].
В свою очередь Л.П. Печко отмечает «эстетическую культуру, как ступень многофункциональности эстетического отношения к объемному количеству вещей. Эстетическая культура индивида и социума – это «эстетическое отношение к действительности» [1, с. 47]. Из чего следует, что эстетическая культура – первостепенный компонент духовности и от ее присутствия и ступени формирования решается то, насколько личность духовно развита.
Отметим, что В.И. Самохвалова трактует понятие эстетической культуры как «неординарное получение и приумножение знаний (во время познания прекрасного), рассматриваемого сквозь многогранник целостного отношения, придерживаясь своего миропонимания. В эстетической культуре демонстрируется возможность людей прочувствовать окружающую их природу, во всю силу ощутить, «человечески ценностно выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений» [4, с. 60].
При этом В.И. Загвязинский считает, что «эстетическая культура – это совокупность способности и потребности человека эстетически воспринимать, переживать, оценивать окружающую действительность и преобразовывать ее по законам эстетического совершенства; единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков, норм деятельности и поведения; важнейшая составляющая духовного облика личности, определяющая интеллигентность, особую одухотворенность отношения к миру и людям, творческую направленность устремлений» [6, с. 137].
Полагаем, что эстетическое воспитание – есть воспитание способности полноценного восприятия и верного осознания прекрасного в искусстве и реальности. Именно посредством эстетического воспитания учитель формирует у младших школьников желание, решимость и умение вносить элементы прекрасного во все стороны существования, а также по мере возможностей проявлять себя в искусстве.
Считаем, что эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности. Данные компоненты эстетической культуры человека также выступают в роли показателя эстетического интеллекта учащихся. Исходя из сказанного, можно сформулировать задачи эстетического воспитания младших школьников:
- воспитание у школьников чувства прекрасного и приобщение к художественному творчеству;
- развитие творческого мышления во все сферах жизнедеятельности;
- понимание значимости искусства в жизни каждого человека;
- воспитание эстетической потребности, эстетического отношения к действительности, стремление преобразить мир в лучшую сторону;
- познание прекрасного в жизни, природе, в нравственном облике поведения человека.
Таким образом, формирование эстетической культуры – это долгий и сложный процесс, который может протекать в любом возрастном периоде. Но следует начинать в младшем школьном возрасте, начиная показывать многогранный мир чувств и эмоций, желательно совмещать это с развитием эстетических интересов и потребностей, вследствие чего, при правильном формировании понятия «красота», а у ребенка выстроится правильный эстетический вкус.