Формирование межличностных отношений в начальной школе

В данной работе говорится о формировании межличностных отношений в начальной школе. Авторы отмечают, что характер межличностных отношений младшего школьника во многом зависит от партнера по общению и деятельности, от конкретных условий взаимодействия. Из совокупности таких межличностных отношений формируется климат группы. Таким образом ребенок приобретает опыт заботы, уважения, терпимости.

Аннотация статьи
межличностные отношения
категория
начальная школа
педагог
возраст
младший школьник
Ключевые слова

Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, которое, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом. Именно межличностные отношения играют важнейшую роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка.

Также межличностные отношения имеют особое значение в развитии у детей познавательных и психических функций, способностей, интересов, увлечений. Сформированные приемы поведения в межличностных контактах способствуют ребенку активно изучать окружающую действительность, включаться в широкую систему социальных отношений.

Потребность вступать в отношения с другими людьми объясняется общественной природой человека. Это стремление формировалось в процессе исторического развития человеческого общества и всегда руководило поведением людей в нём. Люди делятся с другими людьми чувствами, действиями, идеями. Этот процесс сближает или разъединяет людей.

При взаимодействии людей друг с другом в процессе совместных дел или общения можно в определённой степени заметить их межличностные отношения. В процессе коллективной деятельности люди, как правило, эмоционально реагируют друг на друга, проявляя социальный интеллект. Межличностные отношения постепенно возникают в предметном взаимодействии людей, а потом приобретают относительную автономность от него. Межличностные отношения обусловлены содержанием совместной деятельности и влияют на её процесс и результат.

Рассмотрение сущности «межличностных отношений», на наш взгляд, следует начать с термина «отношение». Так, В.Н. Мясищев считает, что «отношение – это целостная система субъективных избирательных и сознательных связей личности. Эти связи человек устанавливает с различными сторонами объективного мира» [4, с. 80].

Позиции, согласно которой отношение – это «мнение, оценка», придерживается психолог С.Л. Рубинштейн. Он отмечает, что «отношение – это «родовое свойство человека, которое раскрывается через отношение одного человека к другому» [6, с. 67].

В своих научных работах Л.И. Божович отмечает, что «изучить личность младшего школьника, можно только через исследование его отношений к действительности и окружающим людям» [1, с. 348].

На взаимосвязь отношений с общением указывает в своих психологических трудах А.А. Леонтьев. Он считает, что «область проявления и формирования отношений ребёнка с миром – это область общения и взаимодействия» [2, с. 80].

Однако следует отметить, что анализ психолого-педагогической литературы показывает, что отношение – это не только общение. Его можно рассматривать как мотив общения и взаимодействия между людьми.

Большинство психологов и педагогов обращают внимание учителей на то, что не всегда внешне заметно как один субъект относится к другому. Это отношение может быть скрыто от глаз, храниться в сознании субъекта отношения и не проявлять себя в процессе коммуникации. Отношение можно переживать даже к отсутствующему или вымышленному объекту. В жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях и поступках, направленных на него. За каждым словом, или поступком, обращённым к другому субъекту, стоит особенное отношение и потребность в общении.

По мнению Е.О. Смирновой, связь отношения младшего школьника к другому и к самому себе – главная особенность межличностных отношений. Младший школьник видит себя в другом и переживает другого в себе [5, с. 9].

Можно сделать вывод, что только для людей, благодаря их сознанию, чувствам и разуму, характерно наличие межличностных отношений – специфической связи, регулирующей их жизнь.

По мнению В.М. Холмогоровой, в отношениях младшего школьника с людьми он всегда проявляет самого себя, своё личностное «Я». Отношение не бывает только объективным, оно постоянно воспроизводит особенности личности самого человека. В отношениях младшего школьника к другим всегда выражаются его восприятие себя и отношение к себе, мотивы и жизненные смыслы, ожидания и представления. В связи с этим межличностные отношения почти всегда эмоционально напряжены и доставляют самые сильные переживания (как позитивные, так и негативные) [7, с. 47].

Так, по мнению Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой, самосознание младшего школьника включает два компонента – субъектный и объектный. Младший школьник осознает свою личность через отношение к другим людям или деятельности. В этом заключается проявление личностной составляющей его самосознания. Важные для ребёнка явления и отношения окружающего мира приобретают личностный смысл, становятся индивидуально значимыми, вызывают эмоции. В ходе этого процесса включается «личностная» составляющая самосознания, позволяющая младшему школьнику ощутить себя целостностью, источником своих переживаний, собственной воли и активности.

Представления младшего школьника о себе, своих возможностях, достоинствах и недостатках – образуют «предметный» компонент его самосознания. «Предметная» составляющая состоит из совокупности конечных характеристик, которые принадлежат конкретному субъекту (Я – честный, умный, сильный и пр.). Это так называемый «образ Я», или предметная составляющая самосознания [7, с. 10].

Степень выраженности этих двух начал самосознания в каждом конкретном случае может быть различной, но они обязательно присутствуют в самосознании младшего школьника.

Одни дети осознают себя в основном через то, что (или кого) они любят, что хотят или могут сделать, что они чувствуют при контакте с теми или иными явлениями действительности.

Другие ориентируются в большей степени на свои самоощущения качества – красоту, силу, ум, общественное положение, статус в коллективе и др. Младший школьник переносит своё самосознание и самоощущение при контакте с одноклассниками на них. «Я отношусь» значит «Я отношу самого себя».

В межличностных отношения младших школьников существуют два начала. Во-первых, младший школьник в определённой степени относится к сверстнику (особенно к авторитетному) как к личности, обладающей абсолютной ценностью, то есть уникальной. Во-вторых, младший школьник воспринимает и оценивает другого человека как определённый предмет, имеющий определённые свойства: особенности поведения, какие-либо вещи, статус в коллективе, успехи или неудачи в деятельности.

Аспекты самосознания младшего школьника (личностный и предметный) в реальных взаимоотношениях между детьми не существуют в чистом виде. Они постоянно как бы «перетекают» друг в друга. Младший школьник не может взаимодействовать с другими детьми без сравнения себя с ними и без использования других, но в то же время межличностные отношения не сводятся только к конкуренции или взаимному использованию [7, с. 11].

В общеобразовательной организации у обучающегося выстраивается новая динамичная, глубокая, всесторонняя структура межличностных отношений в детском коллективе. Так, впервые появляется новый вид общественно-обязательной качественно новой деятельности – учебной, которая «обрастает» системой деловых отношений в конкретной группе сверстников [3, с. 80].

Следует отметить, что отношения и их структура в группе школьников не самостоятельна и задается школьным учителем, то есть извне. Межличностные отношения в учебном заведении носят ограниченный характер. На это есть объективные причины: дети имеют возможность свободного и непринужденного общения по школьному расписанию, в строго регламентированное время, в процессе непродолжительных перемен, в период которых часть времени уходит на подготовку к уроку, смену одежды для физической подготовки, приём пищи, переход из одного помещения в другое и т.п.

Следует отметить, что школьник младших классов, в первую очередь «первоклашки» оценивают своих товарищей в основном за те их качества, которые наиболее ярко проявляются внешне, за которые чаще всего хвалит классный руководитель. Полаем, что межличностными отношениями младших школьников можно и необходимо управлять классному руководителю. Эти отношения нуждаются в постоянном внимании и корректировке, они не должны развиваться стихийно.

Напомним, что младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Эти изменения происходят в школьном коллективе, в котором складывается система межличностных отношений, препятствующая или благоприятствующая развитию личности.

Считаем, что в основе развития межличностных отношений младших школьников лежит потребность в познании и общении.

Текст статьи
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. 348 с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва: Политиздат, 1975. 303 с.
  3. Макеева Т.Р. Роль учителя в формировании межличностных отношений младших школьников / Т.Р.Макеева, Е.В. Кабанова // Евсевьевские чтения. Педагогические науки : сборник науч. статей по материалам междунар. науч.-практ.конф. с элементами науч. школы для молодых ученых, Саранск, 28-29 марта 2018 г. / под ред. Т.И. Шукшиной, В.И. Лаптуна. – Саранск, 2018. С. 79-82.
  4. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. 398 с.
  5. Павлова А.Б. Притеснение младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации: проблемы и решения / А.Б. Павлова // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 3 (48). С. 433-436.
  6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – Москва: 2012. 224 с.
  7. Смирнова Е.О. Дети с трудностями в общении. / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. 160 с.
Список литературы