Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, которое, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом. Именно межличностные отношения играют важнейшую роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка.
Также межличностные отношения имеют особое значение в развитии у детей познавательных и психических функций, способностей, интересов, увлечений. Сформированные приемы поведения в межличностных контактах способствуют ребенку активно изучать окружающую действительность, включаться в широкую систему социальных отношений.
Потребность вступать в отношения с другими людьми объясняется общественной природой человека. Это стремление формировалось в процессе исторического развития человеческого общества и всегда руководило поведением людей в нём. Люди делятся с другими людьми чувствами, действиями, идеями. Этот процесс сближает или разъединяет людей.
При взаимодействии людей друг с другом в процессе совместных дел или общения можно в определённой степени заметить их межличностные отношения. В процессе коллективной деятельности люди, как правило, эмоционально реагируют друг на друга, проявляя социальный интеллект. Межличностные отношения постепенно возникают в предметном взаимодействии людей, а потом приобретают относительную автономность от него. Межличностные отношения обусловлены содержанием совместной деятельности и влияют на её процесс и результат.
Рассмотрение сущности «межличностных отношений», на наш взгляд, следует начать с термина «отношение». Так, В.Н. Мясищев считает, что «отношение – это целостная система субъективных избирательных и сознательных связей личности. Эти связи человек устанавливает с различными сторонами объективного мира» [4, с. 80].
Позиции, согласно которой отношение – это «мнение, оценка», придерживается психолог С.Л. Рубинштейн. Он отмечает, что «отношение – это «родовое свойство человека, которое раскрывается через отношение одного человека к другому» [6, с. 67].
В своих научных работах Л.И. Божович отмечает, что «изучить личность младшего школьника, можно только через исследование его отношений к действительности и окружающим людям» [1, с. 348].
На взаимосвязь отношений с общением указывает в своих психологических трудах А.А. Леонтьев. Он считает, что «область проявления и формирования отношений ребёнка с миром – это область общения и взаимодействия» [2, с. 80].
Однако следует отметить, что анализ психолого-педагогической литературы показывает, что отношение – это не только общение. Его можно рассматривать как мотив общения и взаимодействия между людьми.
Большинство психологов и педагогов обращают внимание учителей на то, что не всегда внешне заметно как один субъект относится к другому. Это отношение может быть скрыто от глаз, храниться в сознании субъекта отношения и не проявлять себя в процессе коммуникации. Отношение можно переживать даже к отсутствующему или вымышленному объекту. В жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях и поступках, направленных на него. За каждым словом, или поступком, обращённым к другому субъекту, стоит особенное отношение и потребность в общении.
По мнению Е.О. Смирновой, связь отношения младшего школьника к другому и к самому себе – главная особенность межличностных отношений. Младший школьник видит себя в другом и переживает другого в себе [5, с. 9].
Можно сделать вывод, что только для людей, благодаря их сознанию, чувствам и разуму, характерно наличие межличностных отношений – специфической связи, регулирующей их жизнь.
По мнению В.М. Холмогоровой, в отношениях младшего школьника с людьми он всегда проявляет самого себя, своё личностное «Я». Отношение не бывает только объективным, оно постоянно воспроизводит особенности личности самого человека. В отношениях младшего школьника к другим всегда выражаются его восприятие себя и отношение к себе, мотивы и жизненные смыслы, ожидания и представления. В связи с этим межличностные отношения почти всегда эмоционально напряжены и доставляют самые сильные переживания (как позитивные, так и негативные) [7, с. 47].
Так, по мнению Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой, самосознание младшего школьника включает два компонента – субъектный и объектный. Младший школьник осознает свою личность через отношение к другим людям или деятельности. В этом заключается проявление личностной составляющей его самосознания. Важные для ребёнка явления и отношения окружающего мира приобретают личностный смысл, становятся индивидуально значимыми, вызывают эмоции. В ходе этого процесса включается «личностная» составляющая самосознания, позволяющая младшему школьнику ощутить себя целостностью, источником своих переживаний, собственной воли и активности.
Представления младшего школьника о себе, своих возможностях, достоинствах и недостатках – образуют «предметный» компонент его самосознания. «Предметная» составляющая состоит из совокупности конечных характеристик, которые принадлежат конкретному субъекту (Я – честный, умный, сильный и пр.). Это так называемый «образ Я», или предметная составляющая самосознания [7, с. 10].
Степень выраженности этих двух начал самосознания в каждом конкретном случае может быть различной, но они обязательно присутствуют в самосознании младшего школьника.
Одни дети осознают себя в основном через то, что (или кого) они любят, что хотят или могут сделать, что они чувствуют при контакте с теми или иными явлениями действительности.
Другие ориентируются в большей степени на свои самоощущения качества – красоту, силу, ум, общественное положение, статус в коллективе и др. Младший школьник переносит своё самосознание и самоощущение при контакте с одноклассниками на них. «Я отношусь» значит «Я отношу самого себя».
В межличностных отношения младших школьников существуют два начала. Во-первых, младший школьник в определённой степени относится к сверстнику (особенно к авторитетному) как к личности, обладающей абсолютной ценностью, то есть уникальной. Во-вторых, младший школьник воспринимает и оценивает другого человека как определённый предмет, имеющий определённые свойства: особенности поведения, какие-либо вещи, статус в коллективе, успехи или неудачи в деятельности.
Аспекты самосознания младшего школьника (личностный и предметный) в реальных взаимоотношениях между детьми не существуют в чистом виде. Они постоянно как бы «перетекают» друг в друга. Младший школьник не может взаимодействовать с другими детьми без сравнения себя с ними и без использования других, но в то же время межличностные отношения не сводятся только к конкуренции или взаимному использованию [7, с. 11].
В общеобразовательной организации у обучающегося выстраивается новая динамичная, глубокая, всесторонняя структура межличностных отношений в детском коллективе. Так, впервые появляется новый вид общественно-обязательной качественно новой деятельности – учебной, которая «обрастает» системой деловых отношений в конкретной группе сверстников [3, с. 80].
Следует отметить, что отношения и их структура в группе школьников не самостоятельна и задается школьным учителем, то есть извне. Межличностные отношения в учебном заведении носят ограниченный характер. На это есть объективные причины: дети имеют возможность свободного и непринужденного общения по школьному расписанию, в строго регламентированное время, в процессе непродолжительных перемен, в период которых часть времени уходит на подготовку к уроку, смену одежды для физической подготовки, приём пищи, переход из одного помещения в другое и т.п.
Следует отметить, что школьник младших классов, в первую очередь «первоклашки» оценивают своих товарищей в основном за те их качества, которые наиболее ярко проявляются внешне, за которые чаще всего хвалит классный руководитель. Полаем, что межличностными отношениями младших школьников можно и необходимо управлять классному руководителю. Эти отношения нуждаются в постоянном внимании и корректировке, они не должны развиваться стихийно.
Напомним, что младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Эти изменения происходят в школьном коллективе, в котором складывается система межличностных отношений, препятствующая или благоприятствующая развитию личности.
Считаем, что в основе развития межличностных отношений младших школьников лежит потребность в познании и общении.