Влияние политической культуры на формирование демократических ценностей в Казахстане

В статье рассматривается влияние изучения политической науки на общественную жизнь, подробнее остановиться на феномене политической культуры, которая, являясь основным рычагом управления на государственном уровне.

Аннотация статьи
политика
политическое образование
политическая культура
политические исследования
социальное-политическое сознание
демократические процессы
постсоветская культура Казахстана
Ключевые слова

На протяжении тысячелетий неизменным остается один факт: политика оказывает прямое воздействие на характер государственного управления и жизнь населения в целом. Человек как элемент социума склонен эволюционировать и, как ни странно, политика является частью данного развития, в итоге становясь неотделимым звеном культурного наследия человечества. Человечество всегда стремилось к достижению свободы и права на выбор в повседневной жизни. Исходя из вышесказанного, становится ясно, почему сегодня политическое образование получает должное внимание во всех демократических странах.

Политическому образованию присущи основные принципы, такие как: исторический внутренний и внешний опыт стран, законодательная составляющая и государственные структурные особенности.

Изучение политики имеет две основы: первая строится на базе Политологии, а вторая на теории организации политической деятельности [1, с. 51].

В пример того, как политическое образование закладывает основы ведения нравственной, следующей демократическим принципам политической деятельности, можно привести видных исторических персон Казахстана первой половины XX века – представителей движения Алаш-Орда. Созданной ими в 1917 г. автономии каким-то образом удавалось «выживать» на фоне столкновений белого движения и большевиков во времена Гражданской войны, что демонстрирует высокий уровень их политической образованности и чистую правовую культуру. Выносимые Алаш-Ордой политические решения в значительной степени повысили шансы на обретение казахами независимости, повлияв на дальнейший исторический путь Казахского государства.

Прямая зависимость политической системы от уровня политического образования прослеживается также на примерах исторических государственных переворотов и движений масс. Ярким примером можно назвать национальные движения народов Центральной Азии в XVII-XX вв. против политических реформ царских властей, что само по себе способствовало формированию политического сознания вовлеченных масс кочевников, бедноты и среднего класса.

Традиционно под термином политическая культура понимается отражение общей культурной призмы страны со всеми ей присущими элементами политического самосознания населения, национальными ценностями, которые зародились на этнической платформе возникновения государства. Данные аспекты напрямую объясняют, почему население способно принимать определенные политические изменения, общее политическое настроение граждан и их непосредственное участие в политической жизни страны. Принимая во внимание отношение политической культуры к консервативным механизмам политической системы, имеет смысл акцентировать внимание на том, что в процессе трансформации политического режима она меняется значительно медленнее, чем другие ее составляющие, такие как политические отношения и политическая организация общества [2, с. 23]. Это связано с тем, что в случае изменения доминирующей в обществе культуры нарушаются политические ценности и представления, глубоко укоренившиеся в обществе.

На постсоветском пространстве политическая культура начала формироваться в начале 90-х годов, после развала СССР. И приблизительно все бывшие советские республики прошли одинаковый этап. Сравнительно низкий уровень социально-политического сознания, незнание особенностей казахстанской политической культуры по сравнению с другими странами обусловлены глобализационными трендами. То обстоятельство, что Казахстан на протяжении почти всей своей истории был очагом зарождения тюркской народности, а впоследствии – казахской государственности, территорией, на которой осуществлялась многовековая колонизация, заложило фундамент его политической культуры. То есть политическая культура Казахстана – это своего рода симбиоз различных субкультур [4].

Можно с уверенностью полагать, что политические институты республики соответствуют мировым нормам и стандартам. Это подтверждается плотной интеграцией страны в мировое сообщество и отсутствием со стороны последнего каких-либо нареканий относительно качества демократии в Казахстане. Казахстан является членом многих международных организаций. За последние годы политический аппарат страны подписал множество важных соглашений международного характера в рамках ООН. В Конституцию заложены нормы и правила демократии, свободы личности. И все же хотя политико-правовое поле Казахстана абсолютно соответствует нормам зарубежных стран, в частности, западных, серьезной проблемой остается недостаточная практическая имплементация благонадежных законов [5].

Вместе с тем не раз обозначалась та позиция, что «слепого следования внешним стандартам нет» – политические институты Казахстана сохранят свою специфику и никогда не будут полностью копировать европейские. Тем самым обеспечивается их соответствие нормам национальной политической культуры.

Нельзя отбросить наши особенности, связанные с традициями, религией, внутрисемейными ценностями. Они по сей день являются определяющими в казахстанском обществе. Невозможно заставить принять закон, разрешающий, например, однополые браки. Это чуждо нашему обществу, нашему народу, традициям, религии. Или, скажем, закон об альтернативной воинской службе. Этот закон принят даже не во всех европейских государствах. В Казахстане отчасти сумели сохранить свою самобытность, в то же время используя европейский опыт, европейский путь.

Говоря об уровне социально-политического сознания в Казахстане, следует отметить, что наше население не совсем аполитично, оно склонно к созданию партий, участию в парламенте, в принятии решений и т.д. Значит, национальный характер нашего народа – это вовсе не безразличие к политике. Нет, политические институты находятся в противоречии с желанием и культурой народа. Нынешние властные политические институты служат только для подавления политической воли и культуры казахстанского народа.

Одной из причин на сегодняшний день становится отсутствие между нашими политическими институтами правильного сотрудничества, отсутствие политической грамотности, и, как следствие, нежелание граждан ввязываться в политический процесс. Уровень доверия масс к политическим институтам, прежде всего к институту президентства и институтам сферы безопасности, оценивается неоднозначно. Большинством граждан фиксируется низкая эффективность политических институтов в решении региональных проблем. А политические институты – в теории вещь устойчивая. Традиции отношений «власть – конструктивная оппозиция» нестабильны, наблюдается высокий уровень коррупции.

Непосредственное наличие, особенности и уровень общественных и культурных ценностей оказывают свое воздействие на скорость, тип и особенности политических изменений в стране. Вовлечение и повышение участия общества в политической жизни в Казахстане на сегодняшний день зависит от множества факторов.

Именно поэтому механизм стимулирования общественного участия в политической жизни является очень важным для формирования и поддержания демократических институтов, при котором субъектами будет оказываться содействие политическому режиму на этапах голосования. Люди с большей вероятностью будут проявлять гражданскую активность, если они не будут уверены в том, что их повседневный распорядок не пойдет в противоречия с вызывающими тревогу текущими событиями в стране.

Текст статьи
  1. Ирхин, Ю. В. Политология: учебник / Ю. В. Ирхин. – М., 2006. 289 с.
  2. Зеленков, М. Ю. Политология (базовый курс) / М. Ю. Зеленков. – М.: Юридический институт МИИТа, 2010. 235 с.
  3. Сейлеханов Е.Т. Политическая система Республики Казахстан: опыт развития и перспективы Алматы 2009. 182 с.
  4. https://www.oecd.org/eurasia/countries/Eurasia-Reforming-Kazakhstan-Progress-Challenges-Opport.
  5. О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года "Казахстан 2020: путь в будущее" Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года № 191.
Список литературы