Введение
Стратегия – интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности [3].
Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения [3].
В данной научной статье мы разработаем стратегический план развития компании по строительству автомобильных дорог и автомагистралей ООО «ЖАСМИН».
Основой для исследования являются данные из различных источников, таких как финансовые отчеты, статистические данные и аналитические исследования, данные опросов и интервью с экспертами в области стратегического планирования. Методологическую базу исследования составляют анализ данных и их интерпретация. Для анализа данных используются методы статистического анализа, прогнозирования, моделирования.
Целью работы является определение плана стратегического развития организации ООО «ЖАСМИН».
Анализ состояния компании
ООО «Жасмин» основано в 1991 году на базе передвижной механизированной колонны в городе Михайловске. С 1991 года и сегодня ООО «Жасмин» одно из крупнейших строительных организаций Свердловской области.
Целью компании является создание безопасных, эффективных, надежных автомобильных дорог и автомагистралей, которые обеспечивают комфортное передвижение и связность для всех пользователей.
Миссией компании является создание инфраструктуры, которая способствует экономическому развития, социальной связности и улучшению качества жизни клиентов и общества в целом.
Основные виды деятельности компании:
- дорожно-строительные работы по устройству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, дорожных и мостовых сооружений;
- строительно-монтажные работы промышленных объектов;
- производство и реализация товарного бетона и раствора, бетонов для транспортного строительства;
- производство железобетонных изделий и конструкций, как стандартных, так и по индивидуальным проектам, в том числе производство сборных железобетонных ограждений для автомобильных дорог;
- обеспечение строительных объектов нерудными материалами.
Производственные мощности компании:
- АРМ оператора с компьютером;
- автомобильные весы ВТА-100-18-3-3 фундаментного исполнения ВИТЯЗЬ;
- асфальтосмесительная установка АММАН, производит 220 т. в час;
- битумное хозяйство на 2 т. м3;
- грохот SANDVIK CS 86T;
- дробилка роторная SANDVIK CV 216;
- самоходная дробилка ЕХТЕК;
- самоходный грохот ЕХТЕК;
- установка AMMAN производит 120 т. в час;
- установка для испытания бетона на водонепроницаемость УВБ-МГ4,01 (164);
- INTER CON передвижной бетонный завод;
- INTER CON 1200;
- автоматический правильно-гибочный станок КОМАНД;
- бетонный завод ELKOMIX-60 QUIK MASTER (быстромонтируемый);
- кран мост. эл. опорный;
- кран электрический козловой m 40/5;
- кран электрический козловой m 40/5 1.
Транспортная база составляет более 450 единиц техники.
Компания так же имеет собственную станцию технического осмотра. Все это позволяет ей снижать себестоимость готовой продукции за счет отсутствия расходов на:
- приобретение у других компаний бетона, раствора, ЖБИ, ПГС и нерудных материалов;
- аренду спецтехники;
- технический осмотр автопарка.
Некоторые объекты, на которых проводились работы ООО «Жасмин»:
- строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Новосибирская 2 и автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь-Екатеринбург-автодорога подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", II пусковой комплекс автодорога подъезд к п. Медному - автодорога Екатеринбург-Полевской в СО (этап). Заказчик - ОАО "Трест Уралтрансспецстрой";
- содержание автомобильной дороги Р-242 Пермь-Екатеринбург в СО (км 232+000-км 239+000) и (км 239+000- км 260+000). Заказчик - ООО "ТехДорГрупп";
- Реконструкция улицы Пушкина в г. Красноуфимске Свердловской области. Заказчик – Красноуфимское муниципальное казённое учреждение «Служба единого заказчика»;
- капитальный ремонт ГТС Бисертского водохранилища р. Бисерть, Бисертский городской округ, Свердловская область. Заказчик - Администрации Бисертского городского округа.
На мой взгляд, организация имеет достаточно устойчивую позицию на рынке. Она имеет хорошую техническую базу и большой опыт работы, но для построения плана стратегического развития необходима более полная характеристика.
Рассмотрим имеющийся в открытом доступе отчет о финансовых результатах ООО «Жасмин» в динамике за 3 года (2020г. - 2022г.) и рассчитаем по нему финансовые показатели. Полученные показатели представлены в табл. 1.
Таблица 1
Финансовые показатели, выручка, чистая прибыль за 2020г.-2022г.
Наименование показателя |
2020 |
2021 |
2022 |
---|---|---|---|
Выручка, млрд. руб. |
1,499 |
1,644 |
2,208 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
20,032 |
24,682 |
48,089 |
EBIT, млн. руб. |
43,778 |
61,733 |
89,696 |
Рентабельность продаж (прибыли от продаж в каждом рубле выручки), % |
1,7 |
1,5 |
2,4 |
Рентабельность собственного капитала (ROE), % |
5 |
6 |
6,27 |
Рентабельность активов (ROA), % |
2,39 |
2,46 |
2,79 |
Отследить изменения финансовых результатов компании можно на графике рисунке.
Рис. Динамика финансовых результатов ООО «Жасмин» за 2020г. – 2022г.
Финансовые показатели организации с течением лет только увеличиваются, что является положительной тенденцией для дальнейшего роста предприятия.
Для дальнейшего анализа необходимо сравнить полученные финансовые показатели ООО «Жасмин» со среднеотраслевыми показателями табл.2, возьмем в качестве исходных данных показатели за 2022 год.
Таблица 2
Сравнительная таблица среднеотраслевых финансовых показателей и финансовых показателей ООО «Жасмин» за 2022г.
Наименование показателя |
ООО «Жасмин» |
Среднеотраслевые значения |
---|---|---|
Рентабельность продаж (прибыли от продаж в каждом рубле выручки), % |
2,4 |
4,38 |
Рентабельность собственного капитала (ROE), % |
6,27 |
17,3 |
Рентабельность активов (ROA), % |
2,79 |
3,02 |
Из данной таблицы можно сделать вывод о том, что показатели компании ООО «Жасмин» ниже среднеотраслевых показателей. Низкая рентабельность продаж может указывать на неэффективное использование ресурсов и низкую прибыль компании от каждого рубля выручки. Низкая рентабельность собственного капитала на недостаточную эффективность использования собственных средств компании и низкую прибыль. Низкая рентабельность активов говорит о недостаточной эффективности использования активов компании для получения прибыли.
Таким образом мы находим слабую зону компании ООО «Жасмин». Данная слабая зона ложится в основу цели стратегии компании – сокращение расходов для повышения эффективности организации. Для ликвидации данной зоны используем стратегию сокращения расходов. Это позволит увеличить финансовые показатели и за счет этого создаст привлекательные условия для инвесторов.
План стратегического развития компании
Составим стратегический план, который будет включать перечень организационных действий для сокращения расходов предприятия.
1. Анализ текущей ситуации:
- Оценка расходов на строительство, ремонт и обслуживание дорог и автомагистралей.
- Изучение структуры расходов и выявление областей для сокращения затрат.
- Анализ текущих проектов и контрактов для определения их прибыльности и эффективности.
- Анализ текущих процессов работы и поиск возможностей для оптимизации и автоматизации.
2. Оптимизация процессов:
- Поиск возможностей для снижения расходов на закупки и обслуживание, например, путем использования энергоэффективных технологий.
- Рассмотрение внедрения новых технологий для повышения эффективности работников и/или сокращения времени на выполнение задач.
- Провести анализ кредиторской задолженности п разработать меры по ее урегулированию.
- Сокращение найма сотрудников.
- Сокращение неприбыльных производств.
3. Поиск новых источников дохода:
- Рассмотрение возможности диверсификации бизнеса и поиск новых источников дохода.
- Предоставление консультационных услуг по дорожному строительству и/или разработка новых продуктов и материалов для дорожного строительства.
- Рассмотрение возможности партнерства с другими компаниями данной отрасли для увеличения объема заказов и распределения затрат.
4. Увеличение клиентской базы:
- Сотрудничество с гос. органами или другими заказчиками для выполнения проектов; участие в тендерах.
- Разработка маркетинговой стратегии для продвижения бренда компании.
5. Повышение качества трудовой жизни:
- Качество трудовой жизни можно повысить, изменив в лучшую сторону любые параметры, влияющие на трудовую деятельность людей [4, с. 78].
6. Мониторинг за соблюдение плана:
- Регулярная ревизия и корректировка плана в соответствии с изменяющимися условиями рынка и потребностями компании.
Заключение
Планирование на предприятия это один из важнейших аспектов формирования производственного процесса. ООО «Жасмин» – это большая компания по строительству, ремонту и обслуживанию автодорог и автомагистралей, поэтому она, как и любое другое предприятие, должна иметь стратегический план действий.
В связи с результатом проанализированных показателей для построения плана стратегического развития была выбрана стратегия сокращения расходов. В результате написания плана были выявлены основные направления развития организации: анализ текущей ситуации, оптимизация процессов, поиск новых источников дохода, увеличение клиентской базы, повышение качества трудовой жизни и мониторинг за соблюдением плана. Данный план стратегического развития поможет повысить эффективность предприятия ООО «Жасмин».