Ситуация пандемии COVID-19 стала новым вызовом для общества в целом и повлияла на всё население земли. Сам режим пандемии, который был введён Всемирной организацией здравоохранения, поднял очень сильный тревожный фон с навязчивым повторением негативных событий.
Наряду с симптомами депрессивного-тревожного спектра новая коронавирусная инфекция стала оставлять след в виде нарушений когнитивных функций. Кроме того, последствия перенесенной коронавирусной инфекции до конца остаются неизученными вследствие ограниченного времени наблюдений и недостатка исследований, что усиливает значимость подобного рода исследований, поскольку практический каждый человек современного общества так или иначе столкнулся с данной болезнью и нуждается в информации о том, какие последствия его следует ожидать, а также какие меры помощи и профилактики он может незамедлительно использовать, следовательно, важным является изучение особенностей высших психических функций у лиц, перенесших заболевание COVID-19.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что у лиц, перенесших COVID-19, в большей степени, чем у лиц, не имеющих в анамнезе данное заболевание, выражены нарушения памяти и внимания.
В исследовании приняло участие 64 человека, среди которых нами были выделены контрольная и экспериментальная выборка. В состав контрольной выборки вошло 33 человека, в анамнезе которых не было зафиксированного заболевания COVID-19. Состав экспериментальной выборки представлен 31 человеком с подтверждённым в анамнезе фактом заболеваемости COVID-19.
Следует отметить, что в экспериментальную группу включались только те испытуемые, эпизод болезни которых приходился с мая 2022 года по май 2023 года. А также возрастной состав испытуемых был ограничен границей 55 лет с целью исключения возможного влияния на результаты исследования когнитивного дефицита, связанного не с заболеванием, а с возрастными изменениями испытуемых. Таким образом, возрастной диапазон испытуемых, принимавших участие в исследовании, варьируется от 37 до 55 лет.
В соответствии с целями и задачами исследования нами был подобран комплекс психодиагностических методик для диагностического обследования испытуемых: монреальская шкала оценки когнитивных функций (МоСА); корректурная проба Б. Бурдона; методика А.С. Лачинса на гибкость мышления; методика «Запоминание 10 слов».
В ходе исследования нами был проведен качественный анализ особенностей высших психических функций лиц, перенесших COVID-19.
Так, по показателю «выраженность когнитивных нарушений», можно отметить, что в экспериментальной группе чаще, чем в контрольной отмечаются симптомы когнитивного снижения, а именно у 31% испытуемых; результаты, относящиеся к норме выявлены лишь у 17% испытуемых из числа экспериментальной группы. В контрольной группе процент испытуемых, справившихся с заданиями и тем самым продемонстрировавшими уровень когнитивной деятельности, как нормальный составляет 41% испытуемых от общего числа, когнитивные снижения были выявлены у 11% испытуемых из числа контрольной группы.
Анализируя показатель «зрительно-конструктивные навыки» можно отметить, что уровень выполнения данной пробы выше в контрольной группе по сравнению с экспериментальной (средний балл 4,3 и 3,2 соответственно). Так, в экспериментальной группе отмечаются сложности с перерисовыванием трехмерного предмета, наблюдаются топологические и метрические неточности. Анализируя рисование часов испытуемыми данной группы, следует отметить, что имеется сложность самостоятельного расставления стрелок на слепых часах, однако если указать ориентиры в виде нескольких делений, то испытуемые справляются с заданием успешно. В контрольной группе большие затруднения отмечаются при необходимости создания альтернирующего пути, а именно имеют место трудности усвоения инструкции.
По показателю «называние» отмечаются трудности в экспериментальной группе, связанные непосредственно с припоминаем названия того или иного предмета, заменой на объяснение его назначения, в связи с чем отмечаются ошибки номинативной функции речи. В контрольной группе выполнение пробы осуществляется успешнее, отмечаются единичные трудности, наблюдающиеся среди лиц со средним уровнем образования (средний балл составляет 2,5 и 2,8 соответственно).
По показателю «память» методики МоСа и результатам теста «запоминание 10 слов», были выявлены данные, подтверждающие друг друга. Так, в экспериментальной группе имеются трудности с запоминанием предъявленных слов в тесте МоСа. Уровень слухоречевого запоминания по методике «Запоминание 10 слов» составляет не более 3–5 слов после 5-го предъявления и не более 3 – 4 слов при отсроченном воспроизведении, что свидетельствует о трудностях запоминания предъявляемой информации и в целом соответствуют низкому уровню слухоречевой памяти. По результатам прохождения теста нами была составлена кривая запоминания, которая в её среднем значении имеет зигзагообразный вид, что указывает на неустойчивость активного внимания и выраженную утомляемость испытуемых. В жизни такой человек, как правило, страдает забывчивостью и рассеянностью. В контрольной группе уровень запоминания слухоречевой информации равен среднему уровню с тенденцией к высокому (средний балл 2,2 в экспериментальной группе и 3,6 в контрольной).
По показателю «внимание» нами было выявлено, что средний балл ниже в экспериментальной группе 3,9 (контрольная 5,1). Трудности у данных испытуемых в большей степени проявляются сложностями удержания в фокусе внимания необходимой информации, а также в концентрации именно на той инструкции, что была предложена испытуемому. Можно заметить, что испытуемые данной группы чаще других соскальзывали на побочные ассоциации и отвлекались на посторонние стимулы.
В экспериментальной группе ошибки выполнения данной пробы проявлялись при отсчитывании и в большей степени связаны с несовершенством счетных операций.
С помочью методики «корректурная проба», нами были исследованы такие свойства внимания как концентрация, устойчивость и переключаемость.
Анализируя результаты методики, мы выявили следующее: по показателю «концентрация внимания» можно отметить, что значение выше в контрольной группе, а испытуемые экспериментальной группы характеризуются низкой степенью сосредоточения на объекте и отвлечения от побочных раздражителей.
По показателю «переключаемость» отмечаются результаты равные средним значениям как в контрольной, так и в экспериментальной группе (средний балл 54 и 47 соответственно), что свидетельствует о возможности преднамеренного перехода испытуемого от одной деятельности к другой, а также характеризует их способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке.
Анализируя результаты по показателю «устойчивость внимания» следует отметить, что в экспериментальной группе результаты равны низкому значению, в отличие от контрольной, где устойчивость характеризуется как выше среднего (средний балл 7,1 и 4,2 соответственно). Согласно полученным результатам деятельности испытуемых экспериментальной группы характеризуется низкой способностью поддерживать концентрацию в течение длительного времени, а также слабой возможностью противостоять отвлекающим факторам.
По показателю «речь» средний балл ниже в экспериментальной группе поскольку для них представлялось сложным припоминание большого числа предметов на определенную буку, испытуемые отмечали сильную утомляемость и истощаемость при выполнении такого задания, также характерным способом выполнения для них являлось перебирание предметов из одной понятийной категории или находящихся непосредственно в поле зрения. При повторении фразы обе группы испытуемых справились с заданием успешно, отражая верный грамматический строй предложения, высокий уровень понимания обращенной речи и в целом сохранную способность к вербальной коммуникации (средний балл 1,9 в экспериментальной группе и 2,4 в контрольной).
По показатель «абстракция» уровень выполнения ниже в контрольной группе, для испытуемых оказалось сложным подобрать существенные признаки предложенных понятий, они чаще в своих рассуждениях уходили на побочные свойства. Также отмечаются трудности нахождения различного для двух, на их взгляд схожих предметов. В экспериментальной группе отмечается успешное выполнение данной пробы у большинства испытуемых (средний балл 1,3 в контрольной и 1,8 в экспериментальной группах).
Исследуя результаты методики Лачинса, нами были полученные данные свидетельствующие о ригидности мышления испытуемых экспериментальной группы (среднее значение 0,3), проявляющаяся в невозможности быстрого и адекватного реагирования на изменения ситуации, возникновения затруднений в изменении субъективной программы деятельности.
Для испытуемых контрольной группы характерна пластичность мышления, проявляющаяся в легком и быстром переходе от одной деятельности к другой, оперативном реагировании на изменения ситуации, способности принимать адекватные решения (средний балл 0,75).
По показателю «ориентация», сложности были выявлены в экспериментальной группе, так испытуемые часто не могли припомнить какой сегодня день недели или месяц, отмечались сложности припоминания того, что они ели сегодня на завтрак или в какой одежде вчера ходили на работу (средний балл 3,4 в экспериментальной и 5,1 в контрольной группах).
Таким образом, по результатам качественного анализа полученных в ходе проведения эмпирического исследования данных, мы можем сделать вывод о том, что у испытуемых с перенесенной COVID-19 частота развития когнитивных нарушений составила 64% и отмечены нарушения когнитивных функций, а именно зрительно-конструктивных навыков, слухоречевой памяти, гибкости мышления, способности к ориентации, номинативной функции речи, внимания. Испытуемые, имеющие в анамнезе факт заболевания, испытывали затруднения при сосредоточении, демонстрировали повышенную утомляемость при умственной работе, что приводило к нарушению работоспособности, колебаниям внимания.
Данные представлены на рисунке.
Рис. Результаты качественного анализа когнитивных функций по методикам: «Монреальская шкала когнитивных функций», «Запоминание 10 слов», «Корректурная проба», «Гибкость мышления» в экспериментальной и контрольной группах (распределение средних баллов)
С целью подтверждения или опровержения поставленной гипотезы нами был проведен сравнительный анализ результатов по методикам «Монреальская шкала оценки когнитивных функций» с помощью критерия Манна-Уитни.
Согласно сравнительному анализу по критерию Манна-Уитни нами было выявлено, что распределение по таким показателям, как: степень выраженности когнитивных нарушений, слухоречевая память, внимание, зрительно-конструктивные навыки, речь, ориентация не является одинаковым. Следовательно, предполагаемая нами гипотеза подтвердилась, у лиц, перенесших COVID-19, в большей степени, чем у лиц, не имеющих в анамнезе данное заболевание, выражены нарушения памяти и внимания.